День первый Второй день выдался сереньким, но еще без тумана, и лесные-речные-полевые-холмистые дали были хорошо различимы. Можно было довоображать, как красиво в этих местах в хорошую погоду.
Памятники продолжали радовать высоким уровнем архитектуры. в отличие от объектов предыдущего дня, уже многократно засвеченных в Сети, увиденное в этот день таило в себе массу неизвестного.
Для начала посмотрели еще одну "готическую руинку" - дом Постникова в самом Сасове.
Дальше поехали в сторону Ермиши.
Одиноко, но весомо присутствующая в ландшафте Богоявленская церковь в урочище Богоявление (построена к 1913), в силу того, что хорошо видна с дороги Сасово - Ермишь, успела засветиться в разных отчетах. Однако информации по ней кот наплакал.
Первоначальный проект тамбовского архитектора Ф.А.Свирчевского предусматривал возведение огромного храма с трапезной и высокой колокольней, в целом более стройного, но при этом более тривиального. А потом произошло нечто, вмешавшееся в этот план. Скорее всего, сам Свирчевский насмотрелся на новейшие неовизантийские стилизации с печатью модерна, а на трапезную и колокольню денег не хватило. В итоге получился почти центрический храм, широкий, распластанный, грубоватый, стилистически невнятный (если "Византия", то зачем тогда луковицы), но впечатляющий и мощный. Особенно эффектно внутреннее пространство - эдакая София Кадомская.
Образовавшийся за ночь наст позволил нам без особых провалов по снежной целине пройти к храму. Обратите внимание, как народ выдрессировался: все сначала огибают храм на приличном расстоянии, чтобы не лезть в кадр - это называется фотодисциплина :-)
Одна главка упала и валяется на земле.
Кое-где сохранились остатки росписей.
Деревянная Никольская церковь в селе Некрасовка под Ермишью (1911) близка архитектуре дачных пригородов столиц и ценна сохранным иконостасом, никогда не закрывалась. Никогда не паспортизировалась, поэтому с данной целю была обмерена.
Ведущийся ремонт не радует. Главки уже не граненые, а стандартно-луковичные, на колокольне глубый обшитый металлом колпак.
В наших поездках такое было впервые!
До Бутакова (ударение, как ни странно, на "а") пришлось проехать 50 км в Нижегородскую область, но оно того стоило. Диву даешься, как такой сохранный и ценный памятник дожил до сегодняшнего дня в полной безвестности, практически отсутствуя в литературе и Интернете.
Казанская церковь (1804) - третий храм, построенный по одному проекту француза, работавшего в Москве, Николя Леграна. Первый - московская церковь Успения на Могильцах (1791-1806), заказ В.И.Тутолмина.
Второй -
церковь Михаила Архангела в Порошине Пензенской области (1806).
У меня тоже был
про нее пост Ну и вот наш герой. Меньше и ниже порошинской церкви, ближе к московской, но все равно лучше ее - на восточной стороне не полукруглая апсида, а портик, ниша глубокая, башни более стройные.
Так что рафинированный французский неоклассицизм встречается иной раз в местах, совсем для него, казалось бы, не предназначенных.
Как и порошинская церковь, это заказ того же помещика И.Ф.Никифорова - человека, видимо, просвещенного и резко выделявшегося на фоне диких соседей (многие дворяне Кадомского уезда в XVIII столетии промышляли разбоями, устраивали драки и даже кусались).
Для будущих поколений ;)
Внутри бутаковской церкви сохранилияь родные раннеклассицистические иконостасы и дух подлинности. Впечатление огромное.
В соседнем селе Криуша находилась усадьба тех самых Никифоровых, имеющая сейчас вид довольно жалкий.
Это как бы усадебный дом ( с начала ХХ века в усадьбе располагалась больница, и есть подозрение, что на месте дома мы видим неоклассическое больничное здание). Очень уж странно: две идентичных половины, а между ними низкая перемычка.
Владимирская церковь (1791) ополовинена.
От Криуши 90 км до Котелина - это уже Кадомский район Рязанской области.
Посреди этого дальнего села на берегу Мокши стоит здоровенный собор в русском стиле, гораздо более изысканный, чем многие его известные аналоги.
Данный жанр фотоискусства называется лужописью.
Никольская церковь (1909-1914 или 1916) - работа ростовского архитектора Григория Николаевича Васильева, выпускника Императорской академии художеств. Построена на средства помещицы Е.Н.Солодовой из семьи ростовских пивозаводчиков.
Несмотря на позднюю дату, церковь стилистически отностися к последней версии русского стиля, характерной для 1890-х годов, когда уже стала уходить "варварская" боязнь пустоты, оставившая нам цветисто-ковровые фасады Спаса на Крови и других подобных памятников. Здесь русский стиль уже благороднее и сдержаннее.
И очень изящные и хорошо выполненные белокаменные детали.
На территории храма находятся еще две служебных постройки.
Внутри еще конь не валялся, хотя сделано уже многое. Купола восстановлены (некоторых не было вовсе, а от других оставалась лишь обрешетка). Службы идут в нижнем храме.
Верх весь загорожен лесами, но можно оценить красивое пространстов хоров.
Под занавес дня доехали до Кадома. Бывший город (до 1926) замечателен тем, что его не коснулась регулярная перепланировка. Храмы выстроены в одну линию четыре штуки, и в прошлом с городища (валы оказались очень высокими) смотрелись очень эффектно. Вид, конечно, и сейчас ничего, но...
Дмитриеский собор строился долго, с 1870-х по 1900. Изначально это должен был быть пятишатровый "тоновский" храм, но он рухнул в процессе возведения, а затем был завершен уже по другому проекту, с украинским пятиглавием. Внутри - росписи в васнецовском духе и паникадила без электричества, с настоящими свечами, для зажжения которых они опускаются и поднимаются - это впечатляет.
При желании из Кадома можно сделать вполне симпатичный городок, но, сами знаете, как оно у нас.
До свидания, последний день за мной.