Выставка «Иллюзия, фальсификация и реальность»

Nov 10, 2009 01:45

Пресс-релиз выставки в галерее Белорусской государственной академии искусств
13 - 24 ноября 2009, Минск.
Открытие: 13 ноября, 17:00. ул. Сурганова, 14

Выставка «Иллюзия, фальсификация и реальность» является результатом успешного сотрудничества между Белорусской государственной академией искусств в Минске, галереей Mejan Labs в Стокгольме и Королевским университетом колледжем изящных искусств в Стокгольме, при поддержке Шведского института, программы Висбю Шведского института и Шведской национальной академии изящных искусств.

Сотрудничество началось более года назад, когда кураторы Mejan Labs посетили Минск с предложением принять с визитом белорусских художников, профессоров и студентов на базе Mejan Labs и Королевской академии изящных искусств осенью 2009 года. В ходе реализации проекта во время лекций, презентаций и семинаров мы обменивались идеями. Тематически проект начался вокруг темы мистификаций, розыгрыша и обмана (в значении английского слова: hoax - от простой нелепости до злокозненной шутки и дезинформации). В Интернете такого рода мистификации являются распространенным способом получения паролей и иной личной информации от пользователей Интернета, надувательства с целью установить, а то и подвигнуть заплатить за бесплатную или даже вредоносную программу.

Но мистификация используется и как художественная стратегия. Иногда лишь с тем, чтобы сыграть на публику или шутки ради, но и более серьезно, чтобы напомнить: не всегда следует доверять сообщениям и сиюминутным ощущениям, что единственный способ избежать мистификаций - это находить информацию самостоятельно и работать над составлением своего собственного мнения.

Проект носил открытый характер и, поэтому, практические вопросы, языковые трудности и прочие культурные различия вызвали у художников не менее интересные темы для создания работ к выставке.

Любопытно, что некоторые из художников в своих проектах, отталкиваясь от исходной темы, сосредоточились на вопросах о роли художника, деконструкции искусства, что означает быть художником в широком смысле. Искусство, само по себе, является иллюзией и реальностью. Произведение искусства есть не более и не менее чем произведение искусства. Оно предполагает множество различных толкований, и вы, как зрители, должны найти свои собственные. Вместе с тем, произведение искусства - это намного больше чем просто иллюзия, поскольку оно создает собственную реальность и помогает прийти к выводам, отличающимся от любой другой формы общения.

Об участниках:

Нильс Клаессон - стокгольмский художник и писатель, уже неоднократно представлявший свои проекты в Минске в прошлые годы и уже имеющий сложившееся представление о минской художественной сцене. В данном проекте он выдвинул идею предложить белорусскому художнику за определенную плату воздержаться от создания произведений в течение одного месяца. Контракт был подписан между ним и художником из Минска Русланом Вашкевичем. Контракт так же предусматривает, что в этот период времени художник будет находится под наблюдением. В этом проекте Нильса Клаессона интересует вопрос: что значит быть художником? что означает создавать произведения искусства? и что это означает их не создавать?

Ольга Сазыкина предложила устроить бутербродное пиршество или "шведский стол" (буквальный перевод со шведского smörgåsbord - бутербродный стол). Она укладывает стол ломтиками хлеба, но роскошные деликатесы на нем искусственные: вырезанные фотографии. Это деликатесы, которые либо трудно достать, либо трудно себе позволить большинству людей или это то, что, на самом деле, является избыточным? Основа бутербродов - настоящий хлеб, который, как известно, всему голова .

Кристофер Пауэс вместе с Павлом Войницким, Дарьей Ивановской и Сергеем Завиженцем создали инсталляцию из пчелиных ульев. В два улья вмонтированы видео мониторы. Время от времени посетители могут слышать звуки леса, дождя, пение птиц, гул пчел. Толкование инсталляции остается открытым. Улья могут быть рассмотрены как образ сопоставления старого и натурального, душевного и нового, блестящего или развлекательного. Ульи также представляются как символическая форма взаимодействия различных сообществ (в частности, сотрудничество художников из Минска и Стокгольма). Символическое значение пчел, было ярко выражено Йозефом Бойсом, который видел в пчелах связь между небом и землей: они поднимаются в воздух и собирают нектар с цветов. Эта связь между воздушным и земным создает мед, который Бойс многократно использовал в своих инсталляциях и перформансах.

Павел Войницкий, Дарья Ивановская и Сергей Завиженец создали также и другую инсталляцию с участием добровольцев. Не менее недели каждый из них обязался избегать одной из своих плохих привычек, документируя это посредством фотографий и текста. Это произведение - исследование о том, что изменить мир вокруг можно начав с себя самого.

Юрась Борисевич создал фольклорного робота. Он перевел и изменил пословицы и поговорки разных стран мира, сплетая в них тонкий смысл с нюансами робототехники. "От тяжёлого хлеба светодиоды краснеют", - по-шведски: Hårt Bröd Gör Lysdioden Röd. С юмором и теплотой Борисевичу удается объединить людей и машин, смешать различные культуры в такую смесь, что вы уже не уверены в цели проекта. Тем не менее, проект провоцирующий и занимательный.

Эмма Киль работала с материалами трансляций шведского радио. До лета 2009 года шведское государственное радио вещало и на белорусском языке. Но любопытно, что для большинства шведов это мало известно, поскольку лишь немногие понимают язык и имели возможность слушать передачи. Киль перевела на шведский язык последнюю трансляцию и, таким образом, вернула материал к жизни: последняя белорусская программа шведского радио прозвучит по-шведски, впервые. Киль рассматривает работу радио, пытаясь понять цель трансляций, а также то, что они могут значить для Беларуси и Швеции. На выставке проект представлен плакатом, анонсирующим эту ретрансляцию.

Михаил Борозна, проректор Белорусской государственной академии искусств, выбрал для своей инсталляции рассуждение о свете и темноте. Под действием сильного света изображение становится темным. Это явление можно наблюдать и в других ситуациях: разве не препятствует слишком яркий свет возможности что-либо увидеть?

Присоединится к проекту были так же приглашены шведские и белорусские студенты художественных академий. Олле Эрикссон использует свою камеру для расследований и погоне за потоками в районе галереи. Любой объект или деталь которую он видит, является доказательством какой-либо деятельности, а может быть даже и преступления? Анна Удденберг и Линнея Шеберг работали совместно над темой предрассудков. Еще не побывав в Беларуси, они постарались отобразить собственное представление о стране. По прибытию в Минск они попытаются документировать то, что будет коррелировать их заочным представлениям. В проекте смешиваются предрассудки, внутренние реальности, субъективность, иллюзии и правда. Сергей Торбик сосредоточился на предметах. Если бы вам пришлось выбрать две-три вещи и выбросить остальное, что бы вы себе оставили?

Illusion, Falsification and Reality

Exhibition at the gallery of the Belarusian State Academy of Arts, Minsk
13 November - 24 November 2009. Openning: 13 november, 17:00.

The exhibition Illusion, Falsification and Reality is a result of a successful collaboration in between The Belarusian State Academy of Arts in Minsk, Mejan Labs in Stockholm and The Royal University College of Fine Arts in Stockholm and the support from the Swedish Institute.

The collaboration started more than a year ago when Mejan Labs visited Minsk and has meant an option for Mejan Labs and the Royal Academy of Fine Arts to host a visit from Belarusian professors, artists and students in the autumn of 2009. We have during the project exchanged ideas through lectures, presentations and workshops. Thematically the project started around hoaxes. A hoax is everything from a simple joke to sinister disinformation. On the Internet the hoax is a common way to get hands of passwords, personal codes and information and fool Internet users to install and even pay for software that is of no use. It might be a free software that is said to protect your computer or a link leading to a harmful web site.

For artists disinformation has been a strategy. Sometimes just to play the audience a good joke, but more serious to remind everybody that they should not always trust their senses and that the only way to avoid the hoax is to find information on your own and to build an own opinion.

Artists are individuals and since the project has been quiet open and since practical matters as cultural differences between Belarus and Sweden and difficulties in communication, language differences, these topics has been of great interest as well for the artists.

It is interesting to see that some of the artists, still taking off from the hoax theme, have looked at the role of an artist and have deconstructed the art and what it means to be an artist Art is both an illusion and a reality on its own. A piece of art is just a piece of art and suggests many different interpretations, and you as a spectator have to make your own. Still a piece of art is so much more that a simple illusion, since it also create a reality of its own and helps you to reach conclusions different from any other forms of communication.

See separate sheet for further presentations of the exhibition and the artists.

The exhibition Illusion, Falsification and Reality is produced by Mejan Labs, the Royal University College of Fine Arts in Stockholm, Sweden and the Belarusian State Academy of Arts in Minsk in collaboration with the Swedish Institute, the Swedish Institute’s Visby program and the Swedish National Academy of Fine Art.

Nils Claesson is a Stockholm based artist and writer with experience of the Belarusian art scene since he has been exhibiting in Minsk some years ago. For the project he early came up with the idea of asking a Belarusian artist not to create art for one month. A contract was set up between him and Minsk based artist, Ruslan Vashkevich. Vashkevich agreed on, against payment, not to create art for the period and also to be surveyed during the time. What interests Nils Claesson in the project is what is mean to be an artist and what it means to create art - and what it means not to create.

Olga Sazykina decided to create a “smorgasboard”. She lays the table with a slice of bread. The bread is real but the luxurious topping is artificial. Is it just something hard to get and afford for many people or is it something we don’t really need? The base is the bread, a symbol since ancient days.

Christoffer Paues has collaborated with Pavel Voinitski, Darya Ivanovskaya and Sergey Zavizhenec. Together they have created an installation with bee hives. In two of the hives there are TV-monitors showing video. Now and then the visitors will hear the sounds of a forest - birds singing, pigeons, rain and of course the buzz from bees. The interpretation of the installation is open. The hives might be read as an image of the difference between old and natural, spiritual and new and glossy and entertaining. The hives also might stand for the communication between different communities (a model of the exchange project between Minsk and Stockholm). The bee is of course also a symbol connected to the influential artist Joseph Beuys, who saw the bee as a connection between heaven and earth. It flies in the air, but collects nectar from the flowers and this mix between air and ground creates the honey, something Beuys used in many installations and performances.

Pavel Voinitsky, Darya Ivanovskaya and Sergey Zavizhenec also created a second installation with the help of volunteers. These volunteers have everyone avoided one bad habit for one week and longer, they documented it with photos and text. The piece is an investigation of whether one way of changing things is to start with changing yourself.

Yuras Barysevich has created a folklore robot. He has changed and translated proverbs so they are given a most subtle meaning. Hard Bread Makes Diode Red is as catchy in English as in Swedish Hårt Bröd Gör Lysdioden Röd. With humor and warmth Barysevich manages to merge man and machine and different cultures to a mix where you are not longer sure what the aim is for the project. But nevertheless both thought provoking and entertaining.

Emma Kihl has worked with a radio broadcast material from the Swedish Radio. Until the summer of 2009 the Swedish State had broadcasts in Belarusian. Still a curiosity for most of the Swedes since few understand the language and have had a chance to listen to the show Kihl has had the last broadcast translated to Swedish and has reworked the material. The show will now be broadcast on the Swedish radio for the first time. Kihl is deconstructing the radio works, trying to understand what the purpose the broadcasts had and also what they could have meant for Belarus and for Sweden. In the exhibition the project is represented by a poster, announcing the rebroadcast.

Mikhail Barazna, prorector of the Belarusian State Academy of Arts, chose to discuss enlightment in his installation. Exposed to too much light, the image becomes very darker. Is this effect something that can be transferred to other situations, will too much light just stop you from seeing?

To the project also Swedish and Belarusian art students were invited. Olle Eriksson has used his camera to investigate the area around the gallery in chase of threads. Any object or details he sees becomes and evidence of some activity, maybe a crime? Anna Uddenberg and Linnea Sjöberg have collaborated around prejudices. They have arranged images around their inner images of what Belarus could be like, without ever having been there. Arriving in Minsk they will try to document anything that will correspond to their previous images. The project will mix prejudices, inner realities, subjectivity, illusion and truth. Serhei Torbik has focused on object. If you had to choose two or three of your belongings and throw away the rest, what would you keep?

- Бъёрн Норберг, куратор.

искусство, роботы

Previous post Next post
Up