В науке преобладает мнение, что высказывания Книги пророка Исайи о Еммануиле (Ис. 7, 14-16; 8, 8; 9, 1-7)
[1] восходят к историческому пророку Исайе, жившему во 2-й половине VIII в. до н.э., и касаются сына иудейского царя Ахаза (Езекии или другого). Наделение его сверхъестественными чертами, включая прямое именование «богом крепким» (’el gibbor) (Ис. 9, 6), вполне соответствует традиционным иудейским представлениям о божественности царя.
Более спорным является «пророчество» в 11-й главе: «И произойдёт отрасль (ḥoṭer) от корня (буквально: пня - geza‘) Иессеева, и ветвь (neṣer) произрастёт от корня его (miššorašaw); и почиет на нём дух Яхве, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Яхве исполнится, и будет судить не по взгляду очей своих и не по слуху ушей своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст своих поразит землю, и духом уст своих убьёт нечестивого. И будет препоясанием чресл его правда, и препоясанием бедр его - истина» (Ис. 11, 1-5); «И будет в тот день: к корню (šoreš) Иессееву, который станет как знамя для народов (‘ammim), обратятся племена (goyim), - и покой его будет слава» (Ис. 11, 10).
С одной стороны, использование слов «пень» и «корень» может указывать на то, что династия Давида уже пала, и в таком случае данный текст должен датироваться временем после вавилонского завоевания. С другой стороны, Ис. 11, 1 является прямым продолжением Ис. 10, 33-34, где говорится, что Яхве срубит высокие деревья и посечёт чащу леса. В этом контексте данное высказывание может быть понято как пророчество о возрождении Иудеи после пережитых ею потрясений ассирийского нашествия и как продолжение пророчеств исторического Исайи, содержащихся в главах 7-9.
Очевидно поздним является предсказание о «шатре Давидовом», входящее в состав «пророчества о Моаве»: «И утвердится престол милостью, и воссядет на нём в истине, в шатре Давидовом, судия, ищущий правды и стремящийся к правосудию» (Ис. 16, 5).
Примечательно, что в текстах Второ- и Третье-Исайи (Ис. 40-66) пророчества о восстановлении власти рода Давида полностью отсутствуют. Слово «помазанник» во всей Книге Исайи встречается единственный раз, и им Второ-Исайя называет персидского царя Кира (Ис. 45, 1).
[2] Однако образ «страдающего раба Яхве», за которым скрывается сам анонимный иудейский автор, условно именуемый Второ-Исайей, позднее стал одним из источников образа «страдающего мессии» в иудаизме и христианстве.
[1] См.: Сергей Петров. «Вот б-ги твои, Израиль!»: Языческая религия евреев. 2017. С. 484-487.
[2] См.: Сергей Петров. «Завет народу и свет племенам»: Ахеменидская Персия в судьбах иудаизма. 2020. С. 20-36.