Эсхатология Книг Сивилл

May 17, 2024 21:34

Иудейское ядро Книг Сивилл, восходящее к II в. до н.э. - I в. н.э., включает книги 3-5. Оно содержит два эсхатологических отрывка, в которых сочетаются зороастрийские и иудейские элементы.

40 Когда же наступит
41 Суд над людьми и всем миром, что Сам вселенной Создатель
42 Будет вершить, на него нечестивых и праведных вместе
43 Вызвав, - Он их разведёт: порочных в пламень отправит,
44 В мрак преисподней, чтоб там осознали они, что творили;
45 Праведным выпадет жить на равнине, обильной плодами,
46 Вместе с дыханьем Господь им жизнь и радость дарует. [1]

(КС 4.40-46)

Общая картина эсхатологического суда здесь в целом иранская, о чём, в частности, свидетельствует характерно зороастрийская идея о том, что мир, возвращённый в изначально благое состояние, будет представлять собой равнину. Неиранской здесь является идея об огненной преисподней, куда (навсегда?) попадают грешники.

173 Пламя охватит тогда весь мир и знак величайший
174 Меч подаст и труба на восходе дневного светила.
175 Глас тот мощный и рёв услышат во всей поднебесной.
176 Выжжена будет земля, человеческий род уничтожен,
177 Вместе же с ним города, пресноводные реки и море.
178 Пеплом всё станет, и прах раскалённый ляжет повсюду.
179 Но когда, кроме золы, ничего уже в мире не будет,
180 Бог успокоит огонь несказанный, как некогда вызвал.
181 Пепел и кости людские вновь Сам соберёт и придаст им
182 Прежнюю форму. Так род Он смертных людей возстановит.
183 После того будет Суд, и Сам Он вершить его станет,
184 Мир к ответу призвав: тут тех, кто, живя нечестиво,
185 Истинной веры не знал, земляная толща накроет
186 Душного Тартара, пропасть поглотит ужасной геенны.
187 Людям же праведным вновь разрешит на земле поселиться,
188 Вместе с дыханием жизнь Господь им и радость дарует.
189 Все они тотчас себя увидят при благостном свете
190 Солнца, которое впредь уходить с небосвода не будет.
191 Счастлив тот человек, кому жить в это время придётся. [2]

(КС, 4.173-191)

В этом отрывке также наряду с иранскими присутствуют иудейские элементы. В зороастрийской эсхатологии огонь губит грешников, но не наносит никакого ущерба праведникам. Здесь огонь губит всех людей, после чего уже происходит их телесное воскресение и суд над ними. Грешники отправляются для вечного наказания в огненный ад, что также нехарактерно для зороастризма.

[1] 40 ἀλλ’ ὅταν ἤδη 41 κόσμου καὶ θνητῶν ἔλθῃ κρίσις, ἣν θεὸς αὐτός 42 ποιήσει κρίνων ἀσεβεῖς θ’ ἅμα εὐσεβέας τε· 43 καὶ τότε δυσσεβέας μὲν ὑπὸ ζόφον ἐν πυρὶ πέμψει 44 [καὶ τότ’ ἐπιγνώσονται, ὅσην ἀσέβειαν ἔρεξαν]· 45 εὐσεβέες δὲ μενοῦσιν ἐπὶ ζείδωρον ἄρουραν 46 πνεῦμα θεοῦ δόντος ζωήν θ’ ἅμα καὶ χάριν αὐτοῖς.
[2] 173 πῦρ ἔσται κατὰ κόσμον ὅλον καὶ σῆμα μέγιστον 174 ῥομφαίᾳ σάλπιγγι, ἅμ´ ἠελίῳ ἀνιόντι· 175 κόσμος ἅπας μύκημα καὶ ὄμβριμον ἦχον ἀκούσει. 176 φλέξει δὲ χθόνα πᾶσαν, ἅπαν δ´ ὀλέσει γένος ἀνδρῶν 177 καὶ πάσας πόλιας ποταμούς θ´ ἅμα ἠδὲ θάλασσαν· 178 ἐκκαύσει δέ τε πάντα, κόνις δ´ ἔσετ´ αἰθαλόεσσα. 179 ἀλλ´ ὅταν ἤδη πάντα τέφρη σποδόεσσα γένηται 180 καὶ πῦρ κοιμήσῃ θεὸς ἄσπετον, ὥσπερ ἀνῆψεν, 181 ὀστέα καὶ σποδιὴν αὐτὸς θεὸς ἔμπαλιν ἀνδρῶν 182 μορφώσει, στήσει δὲ βροτοὺς πάλιν, ὡς πάρος ἦσαν. 183 καὶ τότε δὴ κρίσις ἔσσετ´, ἐφ´ ᾗ δικάσει θεὸς αὐτός 184 κρίνων ἔμπαλι κόσμον· ὅσοι δ´ ὑπὸ δυσσεβίῃσιν 185 ἥμαρτον, τοὺς δ´ αὖτε χυτὴ κατὰ γαῖα καλύψει 186 Τάρταρά τ´ εὐρώεντα μυχοὶ στύγιοί τε γεέννης. 187 ὅσσοι δ´ εὐσεβέουσι, πάλιν ζήσοντ´ ἐπὶ γαῖαν 189 πνεῦμα θεοῦ δόντος ζωήν θ´ ἅμα καὶ χάριν αὐτοῖς 190 εὐσεβέσιν· πάντες δὲ τότ´ εἰσόψονται ἑαυτούς 191 νήδυμον ἠελίου τερπνὸν φάος εἰσορόωντες. 192 ὦ μακαριστός, ἐκεῖνον ὃς ἐς χρόνον ἔσσεται ἀνήρ. 193 ἀθανάτου μεγάλοιο θεοῦ καὶ ἄφθιτον ὄλβον.

ИСЗ2

Previous post Next post
Up