Иран вне Ирана: Грузия

May 01, 2023 14:29

Нам не известно достоверно, когда политическая власть иранцев распространилась на территорию нынешней Грузии, но в любом случае в эпоху Ахеменидов эта территория входила в состав Персии, о чём свидетельствует Геродот: «Даже колхи и их соседи до Кавказского хребта (до этих пор ведь простирается персидская держава, области же к северу от Кавказа уже не подчинены персам) налагают на себя подати в виде добровольных даров» [1] (История, 3.97). Слова «отца истории» подтверждают обнаруженные археологами на востоке нынешней Грузии административные постройки ахеменидского имперского типа. [2] По всей видимости, Иберия (Картли) входила в состав персидской сатрапии Армения.

В данном очерке речь идёт именно о «Восточной Грузии» (Иберии, Картли). «Западная Грузия» (Колхида-Лазика, Эгриси), расположенная к западу от Сурамского хребта, в этническом, культурном и политическом отношении представляла собой отдельное образование, которое было объединено с Картли в рамках единого государства только в XII в., когда абхазские Багратиды завоевали Тбилисский эмират.

Грузинская историческая традиция утверждает, что покорение Персии Александром Македонским привело к образованию Картлийского царства. Эта традиция известна в двух вариантах. Согласно «Картлис Цховреба» («Жизнь Картли»), Александр посадил в Мцхете «тирана» Азона, македонца по происхождению, который был позднее свергнут Фарнавазом, ставшим первым царём Иберии. Фарнаваз был по отцу картлийцем, а по матери персом: «Оставил он (т.е. Александр) только племя Картлосидов. Управлять ими оставил патрика по имени Азон, сына Яредоса, своего сородича из страны Македония… В то время жил в Мцхета один юноша по имени Парнаваз. Сей Парнаваз по происхождению был из Картли, сородичем Уплоса, сына Мцхетоса, а по матери - персом из Исфахана» (перевод В.Г. Авхледиани).

Согласно другой традиции, отражённой в «Мокцевай Картлисай» («Обращение Картли»), Азон или Азо был наследственным правителем государства Ариан Картли, т.е. Арийской (Иранской) Картли. Этим названием должно было обозначаться какое-то образование на землях Иберии, входивших в состав Ахеменидской Персии. Азо, посаженный Александром правителем в Мцхете, привёл к себе своих сородичей из Ариан Картли, которые стали прародителями иберийской знати.

Преемником Азо был Фарнаваз: «И держал при себе царь Александр сына царя Ариан-Картли Азо, и дал ему в резиденцию Мцхета, назначив границами Эрети, Эгрисцкали, Армению и Црольскую гору, и ушёл. А этот Азо отправился в Ариан-Картли, к отцу своему, и привёл [оттуда] восемь домов и десять домов сородичей, и поселился в древней Мцхета, имея богами идолов Гаци и Гаим. И этот Азо, сын царя Ариан-Картли, был первым царём в Мцхета, и умер. И после него царём стал Фарнаваз» (перевод Ефимия Такайшвили).

В грузинских сочинениях имеются противоречивые списки древних царей Картли, которые к тому же не совпадают со свидетельствами греческих и римских историков, поэтому достоверно восстановить династическую историю Иберии не представляется возможным. Однако, судя по именам царей Картли, среди них преобладал иранский элемент. Практически все они имеют иранское происхождение, хотя восстановить точную этимологию имён не всегда возможно, учитывая длительное бытование и неизбежное искажение в иноязычной среде.

В имени первого царя Иберии Фарнаваза I (299-234 до н.э.) [3] присутствует иранское слово farn (божественная благодать, присущая иранским царям и героям). Грузинская традиция приписывает Фарнавазу введение в Картли культа Армаза (т.е. Ахурамазды). Ему наследовал его сын Саурмаг (234-159), имя которого, вероятно, родственно имени Савромат, которое носили иранские правители Боспорского царства, и этнониму сармат. На Саурмаге мужская линия династии Фарнавазидов пресеклась, однако грузинская традиция называет Фарнавазидами его преемников вплоть до вступления на престол Иберии Аршакидов во II в. н.э.

Преемником Саурмага стал Мириан I (159-109), женатый на его дочери. Мириана грузинские летописи именуют «Нимродидом», т.е. потомком библейского Нимрода. «Нимродидами» в грузинской традиции назывались иранцы. Имя Мириан (ир. Mihran) образовано от имени бога Митры. Мириану I наследовал его сын Фарнаджом (109-90), в имени которого также присутствует слово farn.

После Фарнаджома власть в Иберии захватила иранская династия Арташесидов в лице Аршака (Арташеса, т.е. Артаксеркса) I (90-78), сына армянского царя Артавазда I. Аршаку наследовал его сын Артак (78-63), имя которого образовано от перс. arta «истина», а тому - его сын Фарнаваз II (63-30). Затем власть вернулась к Нимродидам (Фарнавазидам) - на престол Иберии вступил сын Фарнаджома Мириан II (30-20).

Согласно грузинским летописям, последним Фарнавазидом, правившим в Картли, был Амазасп II (185-189), вторым компонентом имени которого является иранское слово aspa «конь». Его сестра была замужем за царём Армении из рода Аршакидов Вагаршем (Вологезом) II. Их сын наследовал престол Иберии как Рев I (189-216), основав иберийскую ветвь парфянской династии Аршакидов. Имя Рев, вероятно, родственно авест. raēwa- «блестящий». Ему наследовал его сын Ваче (216-234) (ир. wačak «Дитя»), тому - его сын Бакур I (234-249) (ир. bagpuhr «Сын бога»), тому - его сын Мирдат II (249-265) (ир. mihrdat «Данный Митрой»), тому - его сын Аспагур (265-284) (ир. asparux «Светлый конь»).

На Аспагуре иберийская ветвь Аршакидов пресеклась. Его преемником стал Мириан III (284-361), женатый на его дочери. Грузинская традиция считает Мириана сыном персидского царя царей и называет основанную им династию «Хосроидами», т.е. Сасанидами, но в действительности Мириан был, скорее всего, выходцем из парфянского рода Михранидов, состоявшего в родстве с Сасанидами. При Мириане III в 320-330-х гг. Иберия приняла христианство.

Среди царей Иберии из династии Хосроидов были Вараз-Бакур (380-394) (ир. varāz «Вепрь» + bagpuhr «Сын бога»), Трдат (394-406) (ир. Tiridat «Данный богом Тиром»), Арчил (411-435) (ир. dar «двор, дворец» + čihr «семя, происхождение», т.е. «Отпрыск дворца»). Наиболее известным из царей этой династии является Вахтанг Горгасал (447-522), чьи имя и произвище являются иранскими (авест. vəhrkō.tanū «Волчетелый»; пехл. gorg «волк» + sal «голова», т.е. «Волчеголовый»). Имя его сына Дачи (522-534) является другой формой имени Арчил (ир. dar čihr «Отпрыск дворца»).

Ок. 580 г. после смерти царя Бакура III Сасаниды упразднили иберийскую монархию и включили Картли в состав Персии первоначально в качестве простой провинции, однако в 588 г. возникло автономное Иберийское княжество, правители которого титуловались по-гречески куропалатами, а по-грузински эрисмтавами. В 591 г. это княжество было признано Сасанидами. Его правителем стал Гурам I (588 - ок. 590) (ир. gur «онагр») из рода Гурамидов - младшей ветви династии Хосроидов. Преемник Гурама Стефан I (ок. 590 - 627) был первым правителем Иберии, носившим неиранское имя. Преемник Стефана Адарнасе I (627-637/642), также из династии Хосроидов, вновь носил иранское имя (пехл. ādur «огонь» + narseh «мужественное слово, язат Нарьосангха»). В 813 г. к власти в Иберийском княжестве пришёл иранский род Багратидов, который в 888 г. возродил царский титул.

Как и в случае с Арменией, иранское политическое влияние на Иберию сопровождалось культурным и религиозным влиянием. «Картлис Цховреба» называет 6 «идолов», которых воздвигли первые цари Картли: Армаз, Заден, Гаци, Га(им), Айнина и Данина. Армаз и Заден - это искажение имени Ахура Мазда, Гаци и Га(им) - предположительно Веретрагна, Айнина и Данина - Анахита (и Нана?). [4]

В грузинском языке имеется несколько сотен иранских заимствований. В частности, значительное количество христианских религиозных терминов являются по происхождению иранскими. В число таких слов входят bagini «храм, святилище» (< пехл. bag «бог»), t’ażari «дворец, храм» (< парф. tažar «дворец»), senak’i «келья» (< пехл. sēnak «комната»), memarge «пророк» (< авест. mąϑra-, пехл. mānsar «вдохновенное слово»), niši / nišani «чудо, знамение» (< пехл. nišān «знак, знамя»), ʒami «литургия» (< пехл. zamān «время»), gundruk’i «ладан» (< пехл. kundur «ладан»), net’ari «благословенный» (< пехл. nēttar «лучший»), k’erp’i «идол» (< пехл. kirb «тело, образ»), devi «демон» (< пехл. dēw «демон»), ešma / ešmak’i «дьявол, Сатана» (< пехл. xēšm «ярость, дэв Айшма»), jojoxethi «ад» (< пехл. dušox «ад»). [5]

Иранское происхождение имеют также грузинские слова marthali «праведный», codvili «грешный», zorva «жертвоприношение», barżimi «чаша», pešxumi «потир» и многие другие. [6]

[1] Κόλχοι δὲ τὰ ἐτάξαντο ἐς τὴν δωρεὴν καὶ οἱ προσεχέες μέχρι Καυκάσιος ὄρεος (ἐς τοῦτο γὰρ τὸ ὄρος ὑπὸ Πέρσῃσι ἄρχεται, τὰ δὲ πρὸς βορέην ἄνεμον τοῦ Καυκάσιος Περσέων οὐδὲν ἔτι φροντίζει).
[2] Stephen H. Jr. Rapp. The Sasanian World through Georgian Eyes: Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian Literature. L. & N.Y., 2016. P. 23-27.
[3] Даты правления правителей Иберии приводятся согласно Кириллу Туманову.
[4] Michael Shenkar. Intangible Spirits and Graven Images: The Iconography of Deities in the Pre-Islamic Iranian World. Leiden & Boston. 2014. P. 22-24.
[5] Stephen H. Jr. Rapp. The Sasanian World through Georgian Eyes: Caucasia and the Iranian Commonwealth in Late Antique Georgian Literature. L. & N.Y., 2016. Passim.
[6] Ю.М. Гагошидзе. Из истории грузино-иранских взаимоотношений // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1981. С. 102.

Грузия, АПБ

Previous post Next post
Up