Миф о падших ангелах 10

Aug 31, 2022 15:00

По всей видимости, демоны, которые вышли из тел погибших исполинов, назывались в оригинальном арамейском тексте Книги стражей арамейским соответствием еврейскому слову šed. Однако фрагменты этого сочинения, обнаруженные в Кумране, не включают рассказа о происхождении демонов. Древнейшие свидетельства об употреблении слова šed в значении «демон» содержат другие кумранские тексты, некоторые из которых имеют явные следы зависимости от 1-й книги Еноха.

В документах на еврейском языке из Кумрана слово šd встречается 6 раз. 4 упоминания приходятся на Апокрифические псалмы (11Q11): в неясном контексте ([…]’t hšd[…]) (11Q11, i, 10); во фразе «Соломон, и воззовёт… духов и демонов» ([…] šlwmh wyqr[’…] […hrw]ḥwt whšdym) (11Q11, ii, 2-3), которая содержит самое раннее упоминание имени этого царя в связи с заклинанием духов; в предположительной реконструкции «вот демоны и князь Мастема» (’lh [hš]dym wś[r hmśṭ]mh) (11Q11, ii, 4); ещё раз в конце «заклятия именем Яхве» во фрагментированном контексте «повредит ему демон (?)» ([…]hr‘ lw š[d …]) (11Q11, v, 12).

В «Песнях наставника» наставник (mśkyl) Кумранской общины заявляет, что мощью Яхве будут сокрушены «духи ангелов разрушения (rwḥy ml’ky ḥbl) [1], духи ублюдков (rwḥwt mmzrym) [2], демоны (šd’ym), Лилит, ахим и циййим», а также «нападающие внезапно, чтобы ввести в заблуждение дух разумности» (hpwg‘ym pt‘ pt’wm lt‘wt rwḥ bynh) (4Q510, 1, 5-6). Текст, условно именуемый «Псевдо-Иезекиилем», называет Вавилон «обиталищем демонов» (mdwr šdym) (4Q386, 1, iii, 4).

В документах из Кумрана на арамейском языке слово šd(’) встречается 7 раз. Из них 5 раз приходятся на Книгу Товита, а именно на её шестую главу, где этим словом именуется демон Асмодей (4Q196, 14, i, 5 & 12; 4Q197, 4, i, 13; ii, 9 & 13). Примечательно, что в апокрифическом «Завещании Соломона», ядро которого могло быть написано по-гречески в I в. н.э., об Асмодее говорится, что он рождён от союза ангела с земной женщиной.

Слово šd(’) также встречается в двух копиях сочинения, именуемого «Псевдо-Даниилом». В нём заявляется, что вавилонское изгнание евреев было вызвано тем, что они предпочли своему богу других богов и «приносили в жертву своих сыновей демонам заблуждения» (dbḥyn lbnyhwn lšydy ṭ‘wt’) [3] (4Q243, 13, 2; 4Q244, 12, 2).

[1] Вероятно, духи падших ангелов.
[2] Т.е. исполинов.
[3] Ср.: «Они (т.е. евреи) вызывали в нём (т.е. Яхве) ревность чужими (zarim), мерзостями (to‘eḇot) вызывали в нём гнев; приносили жертвы шаддаям (šdym) (Септ.: δαιμονίοις; цсл.: бѣсовомъ), а не богу (’eloah), богам (’elohim), которых они не знали, новым, которые пришли от соседей (или: недавно - miqqaroḇ), которых не боялись отцы ваши» (Втор. 32, 16-17); «[Евреи] не истребили народов, о которых сказал им Яхве, но смешались с племенами и научились делам их; служили изваяниям их (‘aṣabbehem) (Септ.: γλυπτοῖς; цсл.: истуканнымъ), которые стали для них сетью, и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву шаддаям (šdym) (Септ.: δαιμονίοις; цсл.: бѣсовомъ); проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву изваяниям Ханаанским (‘aṣabbe ḵəna‘an), и осквернилась земля кровью» (Пс. 105, 34-38).

АПБ

Previous post Next post
Up