Религия Ахеменидов 10

Apr 29, 2022 16:06




Дарий в облике египетского фараона в храме Амона-Ра в Эль-Харге

Как и Камбиз, Дарий покровительствовал религии египтян. Бехистунская надпись упоминает восстание в Египте, но не сообщает подробностей о его подавлении. Дарий лично посетил Египет в 518 г. до н.э. Возможно, в это время он сместил Арианда, которого Камбиз назначил египетским сатрапом, и поставил на его место Ферендата.

Во время своего пребывания в Египте Дарий отдал приказ о строительстве канала от Нила до Красного моря с целью обеспечить прямую связь между Египтом и Персией, минуя Синайскую пустыню. О сооружении этого канала от имени персидского царя сообщают три стелы на египетском, персидском, аккадском и эламском языках. Вообще имя Дария I встречается на египетских памятниках чаще, чем имена всех остальных персидских царей, вместе взятых.

Для приведения египетских дел в порядок Дарий отправил в Египет Уджагорреснета, видимо, находившегося на момент захвата им власти в Сузах. Об этом египетский чиновник сообщает в надписи на своей наофорной статуе.

Кроме того, Дарий принял меры по кодификации египетских законов. На оборотной стороне египетской Демотической хроники сохранились фрагменты письма, которое песидский царь ок 519 г. до н.э. направил своему сатрапу в Египте, с приказом доставить к нему в Сузы «мудрых из числа воинов, жрецов и писцов», чтобы собрать и записать «законы фараона, храмов и воинов», которые действовали в Египте до его завоевания персами («от 44-го года Амасиса до того дня, когда Камбиз стал владыкой Египта»). Эта кодификация египетских законов длилась 22 года и закончилась в 495 г. до н.э. Вероятно, царь внёс в них необходимые изменения и одобрил, после чего они были записаны демотическим и «ассирийским» (т.е. арамейским) письмом. [1]

О работе Дария I над законодательным обустройством Египта упоминает также Диодор Сицилийский: «Шестым, кто обратил внимание на законы египтян, был отец Ксеркса Дарий. Дело в том, что он возненавидел то бесчестие, что было учинено в египетских храмах в правление царствовавшего до него Камбиза, и возревновал о жизни кроткой и благочестивой» [2] (Историческая библиотека, 1.95.4) (перевод А.Г. Алексаняна и Д.В. Мещанского).

В оазисе Эль-Харга к западу от Фив Дарий построил огромный храм Амона-Ра. На его рельефах персидский царь изображён в облике египетского фараона, поклоняющегося богам Египта. Надписи гласят, что этот храм «царь Дарий соорудил отцу своему Амону-Ра». Надпись в Саисе именует Дария, как до него Камбиза, «Дарием, рождённым Нейт, госпожой Саиса; образом Ра, которого Ра посадил на его престол» [3]. Кроме того, персидский царь поддерживал культ Аписа в Мемфисе и выделил средства на ремонт храма Птаха в том же городе.


В Сузах была обнаружена статуя Дария, бывшая, вероятно, копией статуи из храма Атума в Гелиополе. Помимо надписей на персидском, аккадском и эламском языках, традиционно прославляющих Ахурамазду, на ней есть и египетская надпись, гласящая, что Дарий есть «совершенный бог, который радуется о Маат, которого Атум, господин Гелиополя, выбрал как повелителя всего, чего достигает солнце, ибо он признаёт его своим сыном, своим служителем… Богиня Нейт вручила ему лук, который она натягивает, чтобы поразить всех своих врагов». О статуе заявляется, что она есть «образ в точном сходстве с совершенным богом, повелителем Двух земель, который Его Величество сделало, чтобы ему был должным образом установлен памятник и чтобы о нём помнили вместе с его отцом Атумом вечно» [4].

В этом контексте покровительства Дария религиям покорённых народов должна рассматриваться и его политика в отношении иудеев. По утверждению Еврейской Библии, уже в первый год своего царствования Кир Великий издал указ о возвращении иудеев из вавилонского плена в Иудею и восстановлении храма Яхве в Иерусалиме (Езд. 1, 1-4; 6, 2-5; 2 Пар. 36, 22-23).

Согласно одной версии, первую волну возвращающихся возглавил «князь Иудин» (hannaśi lihuda) Шешбацар (Езд. 1, 11), которого Кир назначил наместником (peḥa) Иудеи (Езд. 5, 14) и который «пришёл и положил основания дома божия в Иерусалиме» (Езд. 5, 16). После этого Шешбацар со страниц Библии исчезает. Согласно другой версии, первую волну возвращающихся из Вавилона иудеев возглавили внук царя Иехонии Зоровавель и жрец Иисус, внук великого жреца Сераии. Книга пророка Аггея называет Зоровавеля наместником (paḥa) Иудеи (Аг. 1, 1, 14; 2, 2, 21). Придя в Иерусалим, Зоровавель и Иисус строят жертвенник на месте разрушенного храма, совершают праздник Кущей и начинают приносить всесожжения. Во второй год после возвращения они закладывают основания нового храма (Езд. 3).

Это вызвало противодействие соседей иудеев, которые написали персидскому царю донос о том, что иудеи восстанавливают Иерусалим, чтобы отложиться от Персии. В результате их интриг работы по строительству нового храма были остановлены (Езд. 4).

Они были возобновлены по настоянию пророков Аггея и Захарии без разрешения персидских властей во второй год правления царя Дария (Езд. 4, 24; 5, 1-2), т.е. в то время, когда Персидская империя находилась в состоянии смуты. По всей видимости, эти события дали некоторым кругам в Иерусалиме надежды на восстановление независимого Иудейского царства во главе с Зоровавелем. Выразителями этих настоений и были указанные пророки.

Аггей в своём обращении к предполагаемому иудейскому царю ссылается на события, о которых подробно рассказывает Бехистунская надпись Дария: «И было слово Яхве к Аггею вторично в двадцать четвёртый день [девятого] месяца [второго года царя Дария], и сказано: Скажи Зоровавелю, наместнику Иудеи: Потрясу я небо и землю; и опрокину престол царств, и истреблю силу царств племён (haggoyim), опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и сидящие на них, каждый мечом брата своего. В тот день, говорит Яхве Воинств, я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб мой, говорит Яхве, и положу тебя как печать, ибо я избрал тебя, говорит Яхве Воинств» (Аг. 2, 20-23).

Захария говорит о помазании и короновании Зоровавеля и Иисуса в царя и великого жреца: «И вторично я ответил и сказал ему: Что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?... И сказал он: Это два сына елея (bəne yahhiṣhar), предстоящие господу (’adon) всей земли» (Зах. 4, 12, 14); «Возьми серебро и золото и сделай венцы (‘aṭarot), и возложи на голову Иисуса, сына Иоседекова, жреца великого, и скажи ему: Так говорит Яхве Воинств: вот муж, отрасль - имя ему, он произрастёт из места своего и построит храм Яхве. Он построит храм Яхве и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле своём; будет и жрец перед престолом его, и совет мира будет между тем и другим» (Зах. 6, 11-13).

В последней цитате упоминаются венцы во множественном числе, но говорится о венчании только великого жреца Иисуса. Очевидно, в первоначальном тексте был призыв возложить венец и на голову Зоровавеля, но впоследствии он подвергся цензуре. После сообщения Книги Ездры о завершении строительства нового храма Зоровавель, как до него Шешбацар, исчезает со страниц Библии.

Самовольное возобновление работ над храмом в Иерусалиме было враждебно встречено персидскими чиновниками во главе с наместником Заречья Фафнаем, которые обратились к царю Дарию. По распоряжению последнего были произведены поиски, в результате которых в Экбатанах был найден указ Кира о строительстве храма. За этим последовал собственный указ Дария:

6. Итак, Фафнай, наместник Заречья (paḥat ‘aḇar-nahara), и Шефар-Бознай, с сотрудниками вашими (kənawatəhon) афарсахеями, которые в Заречье, - удалитесь оттуда.
7. Не останавливайте работы при сем доме божием; пусть иудейский наместник (paḥat yehudaye) и иудейские старейшины строят сей дом божий на месте его.
8. И от меня даётся повеление о том, чем вы должны содействовать старейшинам тем иудейским в построении того дома божия, и именно: из имущества царского - из подати Заречья - немедленно берите и давайте тем людям, чтобы работа не останавливалась;
9. и сколько нужно - тельцов ли, или овнов и агнцев, на всесожжения богу небесному (’elah šəmayya), также пшеницы, соли, вина и масла, как скажут жрецы Иерусалима, пусть будет выдаваемо им изо дня в день без задержки,
10. чтоб они приносили жертву, приятную богу небесному (’elah šəmayya), и молились о жизни царя и сыновей его.
11. Мною же даётся повеление, что если какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и повешен на нём, а дом его за то будет обращён в развалины.
12. И бог, который положил там своё имя, да низложит всякого царя и народ, который простёр бы руку свою, чтобы изменить сие ко вреду этого дома божия в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо.
(Езд. 6, 6-12)

Как и все другие указы персидских царей в Книге Ездры, этот указ Дария несёт на себе явные следы иудейского редактирования. Однако само сообщение о том, что Дарий разрешил иудеям закончить строительство их храма, звучит вполне правдоподобно в свете известной нам религиозной политики этого персидского царя. Книга Ездры утверждает, что восстановление иудейского храма завершилось в 6-й год правления Дария (Езд. 6, 15), т.е. ок. 516 г. до н.э.

По свидетельству указа Кира (Езд. 6, 10), в Иерусалимском храме с момента его восстановления и до падения Персидской империи совершались жертвы и возносились молитвы за здравие членов царствующего рода Ахеменидов.

[1] М.А. Дандамаев, В.Г. Луконин. Культура и экономика древнего Ирана. М., 1980. С. 135-136.
[2] …ἕκτον δὲ λέγεται τὸν Ξέρξου πατέρα Δαρεῖον τοῖς νόμοις ἐπιστῆναι τοῖς τῶν Αἰγυπτίων· μισήσαντα γὰρ τὴν παρανομίαν τὴν εἰς τὰ κατ’ Αἴγυπτον ἱερὰ γενομένην ὑπὸ Καμβύσου τοῦ προβασιλεύσαντος ζηλῶσαι βίον ἐπιεικῆ καὶ φιλόθεον.
[3] Mary Boyce. A History of Zoroastrianism. Vol. 2: Under the Achaemenians. Leiden, 1982. P. 124/
[4] Ibid. P. 125.

АПБ

Previous post Next post
Up