Mar 28, 2008 11:11
"Я не уверен, что СССР ведет эту антирелигиозную войну как следует. Марксисты поступили бы правильно, если бы сосредоточились только на истории и, отрицая божественность (и даже существование) Христа, отбросив церковные догмы, идею воскрешения, попытались бы тем не менее отнестись критически и по-человечески к учению, принесшему в мир новую надежду и самый сильный революционный фермент, какой только был возможен в то время. Можно было бы даже сказать о том, как церковь предала эти надежды, как освободительная евангельская доктрина, увы,
при попустительстве церкви способствовала худшим злоупотреблениям власти. Все-таки это лучше, чем все отрицать и замалчивать".
"Невежество, пренебрежение к Евангелию и всему, связанному с ним, может только самым плачевным образом обеднить человечество, его культуру. Мне не хотелось бы, чтобы подобные суждения сочли за рецидивы моего первоначального образования и воспитания. То же самое я сказал бы и о греческих мифах, воспитательное значение которых огромно и вечно. Мне кажется абсурдным верить в них, но в равной степени абсурдно не признавать истину, которую они в себе
заключают, и думать, что можно ограничиться улыбкой и пожиманием плеч".
Это очень важно, когда атеисты ведут себя не как тупые воинствующие безбожники, а признают ценности, имеющиеся в учении, которое они критикуют. Добавлю, что книгами Жида был увлечён и аббат Моншанен, хотя в его времена они попали в Индекс и были запрещены Церковью для чтения католиками. (Интересно, в практическом применении, есть ли хоть один католик, которому глубоко не наплевать на Индекс?)
общество,
Франция,
литература