Mar 14, 2008 17:42
Читаю Ганди, «Молодая Индия», французское издание 1949 года с комментариями Ромена Роллана. Развеял для себя много антигандистских мифов: например о его, якобы предвзятом, отношении к женщине. Интересно, что Ганди, будучи проповедником вегетарианства и защиты коров, вовсе не навязывает эти взгляды другим: он даже пишет, что индуисты не должны заставлять мусульман отказаться от говядины, потому что такие взаимные запреты до сих пор приводили только к братоубийственными войнам. Немного удивило то, что, оказывается, Ганди был совершенно не против наследственной системы каст. Он воевал только против неприкасаемости, считал, что брахман перестаёт быть брахманом, когда теряет благородные качества, учил, что высокая каста - не преимущество, а просто другое призвание (мол, брахман - как Папа Римский, первый среди равных), и что, следовательно, представители всех каст должны жить как братья и есть вместе. В то же время в статье «Индуизм» от 6 октября 1921 года он, к моему удивлению, пишет: «Варнашрама носит наследственный характер: человек по своему желанию не может изменить свою варну. Не быть верным своей варне означает нарушать закон наследственности». Ох уж эта Варнашрама: пожалуй, главный для меня камень преткновения в индийской духовности. Веданта так красиво изложена, но как вспомнишь, что именно эти традиционные брахманы-ведантисты с их красивыми философскими изысками и есть самые фарисеи в плане каст, так и думаешь: уж лучше какие-нибудь бхакты-маргиналы, вроде варкари (последователи Тукарама) с их примитивной философией, зато с неприязнью к кастовой системе и открытостью для всех. Недавно изучал материалы христиан-далитов: они упоминают как раз о наших католических филоведантистских школах, и возмущаются тем, что «они (христианские филоведантисты) братаются с теми, кто нас в течение веков унижал, кто не мог пить из чашки, из которой мы пили, и кто считал, что даже наша тень их оскверняет»).
общество,
Индия