С наступающим днём святого Патрика (17 марта!). Прочитал его “Исповедь”. Произведение любопытно тем, что там попадаются абсолютно недвойственнические (а-двайта) мотивы, причём автор опуса говорит о них как о чём-то само собой разумеющемся, что подтверждает, что в кельтском христианстве недвойственность была широко известна и принимаема многими (что также видно из многих фольклорных ирландских и шотландских молитв и песен). Привожу краткие “выжимки” этой “Исповеди”. В скобках привожу параграфы из “Исповеди”, подтверждающие ту или иную мысль (сами стихи см. ниже).
- По мнению святого Патрика, христианская духовность начинается с тринитарианского мистицизма (14), аскетической практики (16) и медитативного единства с Духом, пребывающем в сердце каждого (33).
- Созерцательная жизнь ведёт к реализации недвойственности между живым существом и Богом (anima animae meae бл. Августина!) (24,25) и к превращению осознавшей себя личности в духовного учителя (guru-hood) (29). Причём учитель сам становится проявлением Бога!
- Святая личность ведёт жизнь в непривязанности через мирный отказ от сотрудничества даже с церковным начальством (non-cooperation!) (37) и бескорыстное служение, без ожидания вознаграждения (50) в полном уповании (self-surrender, предании себя) на Бога.
Отрывки из Исповеди св. Патрика
«Соразмерно своей вере в Троицу, каждый должен…распространять имя Божье с верой и без страха…» (ИсП, 14).
«… я оставался в лесу и в горах, мог проснуться до рассвета и молиться в снегу, в ледяном холоде, под дождём, не чувствуя ни боли, ни усталости, созерцая, как внутри меня пылает Дух…» (ИсП, 14).
«…я нашёл Его там, и он защищает меня от всех зол через внутреннее присутствие Его Духа, Который трудится во мне до сего дня» (ИсП, 33).
«Следующей ночью - Бог знает, не я - внутри меня или снаружи (большинство слов я не понял, лишь окончание речи) - мне было передано следующее послание: «Тот, Кто отдал Свою жизнь за тебя, вещает внутри тебя». И я с радостью пробудился» (ИсП, 24).
«В другой раз я увидел, как Он молится внутри меня, внутри моего собственного тела: я слышал Его вверху меня и выше моего внутреннего «Я». Он усердно молился и стонал. Я был изумлён, и думал, кто бы это мог быть. Но по окончании молитвы, мне было открыто, что это был Дух» (ИсП, 25).
«Я услышал божественное пророчество, говорившее ко мне: «Мы огорчились, увидев лица избранных, отвратившихся от Его доброго имени». Он не сказал «ты видел», но «мы видели», как бы подразумевая Себя. Далее Он сказал: «Тот, кто прикасается к тебе, прикасается к моим очам» (ИсП, 29).
«…я шёл против воли многих моих старейшин, ведомый Богом. Я не соглашался с ними, но и не спорил, не по моей благости, а по благодати Бога, побеждавшего во мне» (ИсП, 37).
«Я окрестил тысячи людей, и, разве я попросил у них хотя бы мелкую монету? Если да, скажите мне прямо, и я отдам вам её. Господь рукоположил через меня духовенство во многих местах, и я передал им благодать бесплатно, и, разве я попросил у них цену хотя бы одной сандалии? Если да, скажите мне прямо, и я отдам вам её» (ИсП, 37).