Говорит Нанак... Говорит Туласи...

Nov 21, 2014 17:53


कहा नानक
kahaa naanak

न दादे दिहंद आदमी न सपत जेर जिमी
na daade dihand aadmee na sapat jer jimee

असति एक दिगरि कुई एक तुई एक तुई॥
asati ek digari kui ek tui ek tui
Говорит Нанак: нет ни праведного, ни щедрого; не существует ни людей, ни семи континентов; один лишь Всевышний ЕСТЬ. Кто существует кроме Него? Только Ты, Господь, только Ты! (Шри Гуру Грантх Сахиб, стр. 144).

कहा तुलसी
kahaa tulasee

हियँ निर्गुन नयनन्हि सगुन रसना राम सुनाम।
hiyaN nirgun nayananhi sagun rasanaa raam sunaam

मनहुँ पुरट संपुट लसत तुलसी ललित ललाम॥
manahuN puraT saNpuT lasat tulasee lalit lalaam

Говорит Туласи: в сердце - Запредельное, пред очами - личностный Господь, а на устах - имя Шри Рамы. В золотом ларце сердца, о Тулсидас, храни это сияющее сокровище. (Госвами Тулсидас, Дохавали, доха 7).

КОММЕНТАРИЙ

В приведённых выше стихотворениях золотого периода индийской поэзии святые-поэты демонстрируют соотношение двух аспектов Божественного: ниргуна (сверхличностный Брахман за пределами имён, форм и качеств) и сагуна (личностный Господь в Своих многочисленных формах таких, как Вишну, Шива, Ганеша, Деви и пр.)

Многовековой спор между учителями несектантской адвайта-веданты и школ веданты “теистической” (прежде всего, вишнуитских) заключался, в том числе и в том, какой из этих двух аспектов первичен и наиболее важен для духовного искателя. Среди святых поэтов Гуру Нанак настаивает на первенстве Бога за пределами имён и форм, Госвами Тулсидас же занимает примиряющую позицию: уклоняясь от чётких философских определений онтологического характера, он провозглашает превосходство божественного Имени как над сагуна-, так и над ниргуна Брахманом, так как именно Имя может привести адепта к Ним обоим.

Рассуждения на эту тему поэт продолжает в Шри Рамачаритманасе, где высказывается более ясно: “Бог обладает двумя аспектами: один из них не имеет [формы и] качеств, другой проявлен с [формой и] качествами. Оба эти аспекта невыразимы, непостижимы, безначальны и несравненны… Эти два аспекта Бога подобны огню: первый есть непроявленный огонь, сокрытый в дереве, второй есть огонь видимый и ощутимый <…> Брахман един, всепроникающ и вечен. Он есть истина, знание и радость” (Шри Рамачаритманаса, Бала, доха 22 и следующие за ней чаупаи).

Несомненно, интегралистские взгляды Гуру Нанака и Госвами Тулсидаса, выраженные в их творчестве, способствовали объединению индуистского сообщества, а также консолидации индуистских святых и школ перед угрозой мусульманского (а затем и христианского) миссионерства.

(По материалам группы Поэзия Хинди; все права на перевод защищены).

хинди, Индия, поэзия

Previous post Next post
Up