Другой берег

Mar 17, 2013 16:31


ДРУГОЙ БЕРЕГ. САННЬЯСА.
Закончена работа над переводом эссе Свами Абхишиктананды Санньяса, которое станет первой частью нашего следующего издания Другой берег. Уверены, что работа станет событием для российской индологии, так как она представляет собой первое введение в средневековые Санньяса Упанишады на русском языке, причём, написанное человеком, прошедшим весь путь традиционной индийской санньясы от встречи с традиционным ачарьей (Свами Джнянанандой) до посвящения собственного ученика (Свами Аджатананды). Помимо прочего, на страницах эссе Свамиджи проводит уникальный сравнительный анализ индуистской санньясы и раннехристианского пустынничества, а также рассматривает опыт "великого ухода" Иисуса Христа в контексте транскультурной традиции отречения от мира. Санньяса Свами Абхишиктананды бескомпромисна. Она не допускает постепенности и полумер, и тот, кто неспособен с самого начала следовать всем её принципам во всей их полноте не должен примерять на себя рясу цвета пламенеющего восхода (кави). Санньяса есть смерть для эго и воскресение для истинного Я, поэтому для Абхишиктананды "санньяси", который не питается на подаяние, имеет дежду, помимо одеяния кави или поддерживает связи с семьёй или друзьями - вор и мошенник. "Полная ненадёжность и отсутствие точки опоры суть основа санньясы" - пишет Свамиджи. С точки зрения Санньяса Упанишад, санньяси - всегда паривраджакачарья (странствующий мудрец). Не может считаться санньяси тот, кто не посвятил определённый период времени духовным странствиям без средств к существованию: "У него больше нет места жительства, он - а-никетанах. По милости Духа, он может жить под деревом, в пещере, на берегу реки или в заброшенном здании, но не в своём доме". Абхишиктананда ловко выбивает последнюю основу из под многочисленных лжегуру, принимающих санньясу, а затем начинающих зарабатывать себе на жизнь, давая наставления легковерным ученикам: "Где бы ни был санньяси, если его поведение - лишь фасад, то он просто обманывает других, а для себя заработает худший из адских миров, как утверждает Нарадапаривраджака Упанишада. Мудрость древней традиции заключалась в том, что она запрещала человеку начинать учить других, или даже соглашаться на это под давлением, пока он не проведёт как минимум двенадцать (12!!!) лет в уединении и молчании (!!!), медитируя лишь на внутреннее Присутствие. В противном случае, что он может дать другим?"

Жизнь самого Абхишиктананды - лучшая иллюстрация к наставлениям Санньяса Упанишад: он прибывает в Индию, уже имея за плечами 20-летний монашеский опыт и проводит ещё более 20 лет в странствиях по всей стране, живя то в ашраме, затерявшемся в лесах Южной Индии, то в гималайской хижине на берегу Ганги. В отличии от новоявленных иностранных "Свами X-ананд", получающих санньясу, а затем, не имея никакого опыта отшельничества и аскезы (не только 12-летнего, но и даже 12-месячного!), возвращающихся в свою страну и начинающих поучать других и участвовать во всевозможных "конгрессах адвайты", лишь в последний год жизни (1973) решился он дать дикшу единственному ученику - Марку, посвятившему затем жизнь уединённому созерцанию в Гималаях, ибо "санньяси оставил человеческое общество, чтобы жить в молчании и одиночестве"...

Философия, литература

Previous post Next post
Up