У большинства людей в голове хоть раз за всю жизнь пробегала мысль: «А не начать ли собственное дело?» Но мысль как прибегала, так и убегала не оставляя следов. Признайтесь, было?
Ниже я вам приведу несколько примеров людей, которые все же схватили эту мысль за хвост и претворили в жизнь. О том сложно это было или нет, читайте далее.
Недавно в рамках проекта #Я_Предприниматель_ЛО команда
spbblog отправилась в Выборг, чтобы из первых уст узнать, каково же малому бизнесу в области, чем он живет, чем дышит.
Пообщаться удалось с тремя малыми предпринимателями и одним уже не малым, но который когда-то тоже начинал с нуля.
Итак, в программе:
Стеклодув всея Выборга Константин ТеплицкийСоздательница прекрасных съедобных букетов Анна ПанфиловаПроизводство лечебных соков из злаковых и подкормки для животных - Радченко ИринаИ на десерт вафельное производство -
фабрика «Вереск» Лавка стеклодува
Зайдя в гости в эту лавку можно поначалу разочароваться, потому что стеклодув в воображении представляется чем-то очень большим и занимательным, а в небольшом полуподвальном помещении, мы не видим ничего грандиозного, на нескольких квадратных метрах разместился рабочий стол и прилавки с работами. Но не надо спешить уходить, так как здесь можно найти много интересных вещей.
Эту лавку открыл Константин Теплицкий, попытка вдохнуть истинной ремесленной старины в старый город Выборга. Человек интересный, с чувством юмора и природным даром рассказчика. Каждый сантиметр мастерской пропитан его индивидуальностью.
Позже, уже освоившись на этом месте, из шведского путеводителя 17 века он узнал, что на месте восточной крепостной стены, где он расположился, и крепостной улице работали стеклодув, кожевенник и друг их аптекарь, так что получилось, что лавка исторически привязана к месту и даже легенды придумывать не надо.
Константин начал свой бизнес 10 лет назад, не всегда все складывалось легко, тем более в его ремесле есть свои нюансы. Главный враг его бизнеса - сезонность. Из всего года всего три активных месяца, когда идет наплыв посетителей, остальные девять надо думать, чем себя занять. Так что именно это время отведено для творчества. Но все же с постепенным восстановлением Выборга в городе наметились уже какие-никакие, а туристические потоки.
Аренда и налоги практически съели всю полученную на развитие бизнеса субсидию. Вообще, основные проблемы Константин видит в постоянно растущих налогах, коммунальных платежах и борьбе с плесенью и трещинами, которые периодически образуются в мастерской, так же есть еще одна немаловажная статья - аренда, но он поделился, что у него она гуманная. Зимой он часто самостоятельно расчищает снег, а как иначе, не почистишь, никто к тебе не придет.
В целом, весь его бизнес зависит только от его умения продать то, что он создает. Как говорит Константин: «Продать вещь это одно событие, а продать впечатление от общения с человеком другое». Все надписи в этой лавке красноречиво говорят о том, что тут продаются недешевые вещи, в каждой из них частичка мастера. Константин не любит называть свои изделия сувенирами, скорее это поделки ремесленного характера, они не идеальны. "Если вы мастер, который может сделать криво, вы создаете живые изделия" - как художник, в этом я с ним согласна.
Если будете в Выборге, зайдите в это интересное место, посмотрите или даже купите «самые дорогие магниты», плавленые бутылки-часы, украшения из муранского стекла, ну и просто поговорите с интересным человеком.
Студия флористики "Грядка"
У Анны ее бизнес развивался иначе. Сначала он начинался, как хобби, в свободное от работы время она делала букеты и продавала их. Но в какой-то момент решила посвятить этому все свое время и уволилась с судостроительного завода, на котором уже долгое время работала. В центре занятости она обозначила, что хочет стать индивидуальным предпринимателем, где сразу же получила субсидию на развитие в размере 117 тыс.рублей, что позволило ей при минимальных своих вложениях купить все оборудование для старта, повезло так же, что часть реквизита уже была. Так же старт пришелся на удачное время (декабрь-январь) пик сезона, поэтому затраты очень быстро окупились. Так же дополнительные вложения поступали от участия в конкурсах, Анна выиграла денежный приз в номинации «Лучший стартап в сфере народно-художественных промыслов», который так же вложила в свой бизнес. Вообще заявитель конкурса может получить до 700 тыс.руб, при успешной защите своего проекта. Анна активно участвует в любых городских мероприятиях и ярмарках.
При помощи администрации она получила возможность льготной аренды в помещении бизнес-инкубатора. Арендная плата для начинающих предпринимателей составляет 236 руб. в месяц в первый год аренды (40% ставки) и с каждым годом она увеличивается на 20% пока не дойдет до 100%, к этому прилагается бесплатное участие в семинарах, ведение бухгалтерского учета и полная инфраструктура.
Анна немного рассказала о своей работе. Если у предыдущего оратора сезонность сильно влияет на бизнес, в случае с Анной она оказывает малое влияние, работа есть всегда, когда-то чуть больше, когда то чуть меньше, но в целом месяцев простоя не наблюдается. Работает одна, для доставки букетов по адресам пользуется услугами проверенного курьера, в пик заказов ей помогает с доставкой отец.
Если в большом городе фруктово-овощными букетами никого уже не удивишь, есть конкуренция и выбор, то в Выборге Анна была первой. В ход идет все, чаще всего у покупателей пользуются спросом букеты из фруктов, но так же Анна делает красивые букеты и из овощей. Да они менее функциональны, их сразу так не съешь, но на супчик можно пустить. В ближайших планах выход в люди с помощью организации живых мастер классов. Цены букетов начинаются от 1,5 тыс.
Живой сок Витграсс
Сознаюсь, это предприятие удивило меня больше всего. С виду непримечательный грузовой контейнер, но с удивительной начинкой внутри.
Ирина начинала с выращивания микрозелени, но потом было принято решение перейти на выращивание злаковых для того, чтобы готовить их них «живой сок» и подкормку для скота.
Для этого был заказан специальный контейнер со всем необходимым оборудованием, который обеспечивает росткам необходимую вентиляцию, климат контроль, поддержку влажности, температуры и освещения. На проращивание, от зерна до травки высотой в 10 см уходит 7 дней. Производство организованно таким образом, что сбор урожая происходит каждый день. В контейнере установлено 6 колонн с паллетами для проращивания, с одной колонны каждый день снимают 500 кг зелени, весь засаженный контейнер дает 15 тонн зелени в месяц! Я это до конца так и не смогла осознать.
Производство почти безотходное и экологически чистое. Для полива используется только чистая вода, без каких либо добавок. Проращивается пшеница, она идет на производство сока и для животных, овес, ячмень.
Как же готовится этот сок? Ростки срезаются, считается, что именно в этих 10 см содержится наибольшее количество полезных элементов, промываются и сразу же делается сок, чтобы сохранились все свойства, используется шоковая заморозка (-18 градусов). Употреблять такой продукт надо предварительно разморозив в холодильнике, ни в коем случае не нагревая, утром на голодный желудок. После выжимания сока жмых рубится, сушится и используется как для косметических целей в масках, так и в пищу. Сейчас находится в разработке использование и остающейся корневой части зерен, ее можно можно использовать для мягкого очищения кишечника, она по своему действию напоминает клетчатку. Ну и живая зеленая трава используется в сельском хозяйстве в зимнее время, как прикорм для скота и птиц.
Для начала такого предприятия был взят кредит, сопоставимый со стоимостью двухкомнатной квартиры. К сожалению, осенние субсидии получить не удалось, так как изначально Ирина заявлялась с проектом по микрозелени, но очень надеется, что весной ей компенсируют часть затрат.
Вафельная фабрика «Вереск»
Эту фабрику вряд ли можно отнести к представителям малого бизнеса, но когда то давно этому предприятию так же была оказана финансовая поддержка, на полученные средства был приобретен грузовик для развозки продукции, который служит и до сих пор.
Фабрика входит в состав холдинга, где еще есть два хлебокомбината (Подпорожский и Лодейнопольский) и занимается производством вафлей и вафельных трубочек. Почему же вафли, а не что-то еще? В то время, когда начинался бизнес, эта ниша была практически не занята, сейчас Вереск является лидером в Ленинградской области по производству вафель. Продукция реализуется не только в России, но и зарубежном (Белоруссия, Латвия, Азербайджан, Казахстан, Финляндия, редко Китай, недавно присоединилась Америка).
Фабрика так же берется за производство под заказ для других торговых марок. Есть иногда и экзотические заказы, к примеру из недавнего трубочки с матчей. Возможно производство собственных безумных идей, минимальная партия от 500 кг, в этом преимущество Вереска, готовность брать маленькие партии. Так же могут работать с фруктозой и сорбитом, что дает возможность удовлетворить более широкий круг покупателей.
Директор Александр Ильич Грицай провел нам небольшую экскурсию по производству.
Как же делают вафли? В вафельницу подается тесто и закрывается, там происходит нагрев, в результате чего вода в нем мгновенно испаряется, происходит микровзрыв, от чего вафля принимает свою пористую структуру. Далее она поступает на транспортер, где происходит тестирование на качество, если есть какое-либо отклонение она отсеивается в измельчитель, после чего крошка используется либо в тесте, либо в креме. После печи лист выходит слишком сухой, с ним невозможно работать, поэтому он проходит по специальному элеватору, где набирает влажность, после он намазывается кремом, проходит по длинному транспортеру-холодильнику, где остывает, после чего его можно нарезать. Далее на упаковку или глазировку. На линии работает примерно 6 человек, в смену линия дает около 3-4 тонн продукции. Фабрика работает круглосуточно.
Линия вафельных трубочек имеет другое принципиально устройство. Внутри линии вращается большой стальной диск, он нагревается, и тесто наносится полосками прямо на него. Пока он делает оборот, тесто запекается, после чего снимается специальными ножами, моментально сворачивается в трубочку и заполняется кремом. На выходе получаем трубочку нужной толщины, длины и с кремом, далее остывание и упаковка в коробки.
На этом наше знакомство с предпринимателями было закончено. Какой можно из всего этого сделать вывод, свое дело это не так страшно, как кажется. Если есть хорошая идея и желание ее реализовать, Фонд поддержки предпринимателей готов оказать помощь в начинаниях, в виде консультаций и субсидий, все остальное уже в ваших руках. Ведь, как известно, если ничего не делать, то ничего и не будет. Надеюсь, кто еще сомневается, после приведенных примеров перестанет это делать и попробует.