6 - 11 октября. Начался период этюдных репетиций в комнате. Записываю их сегодня 11 октября.
Для удобства разбили пьесу на эпизоды. Хотя сразу после пробы стараемся дать каждому отрывку название. На репетиции этой недели вызывались Люди и животные отдельно. Что ценного? Определенное нами «ХМУРОЕ УТРО В КОМУНАЛЬНОМ САРАЕ» подтвердилось. Более того, конфликт обостряется не званным с утра гостем Свиньи - Псом Крепышом. Автор подарил нам чудесную ремарку
/ появляется Хозяин с большим ведром. Все проявляют свою любовь к Хозяину, кто как может. Хозяин, ни на кого не глядя, подходит к Свинье. Высыпает ей из ведра еду/
Голодные Корова, Лошадь, Пес обделены едой и вниманием любимого Хозяина. Нашли конкретные пристрастия Свиньи. Любит еду и Хозяина. Мечтает полететь. Полет для нее - не только летание над землей. А в целом - свобода. Возможность видеть речку, луг и дорогу… Любознательность ее не абстрактна: вдруг «лодка» - это средство для летания.
Петух на репетициях не радует. Есть склонность к поверхностному пародированию. Заставляю его отвечать на простые вопросы. Кому говоришь? Ради чего? что хочешь совершить с партнером? Мишу больше увлекает с юмором написанный текст. Он считает, что без юмора его не произнести. В итоге масло масляное: юмор играем через юмор. Но надо отдать должное его дисциплине. Подчиняется и старается выполнить. Прошу его следить за мимикой. К третьей репетиции еще нет свободы, но уже меньше кривляния. Взлетающий на сеновал Петух, восхищает мечтающую о полетах Свинью. В репкомнате, к сожалению, этого не попробовать. Петух любит публичные выступления в жанре эксцентрики. Радио - учитель актерского мастерства.
Слово проба к моему удовольствию за две недели стало любимым. Позволяет артистам и режиссеру не бояться ошибок и новых идей.
Пес - это мягкие лапы. Так мы сговорились с Андреем. Помимо дружбы со свиньей и безраздельной преданности Хозяину, он не утомим. Пробуем в комнате «чесаться», лапами рыть землю, кусать хвост. Ищем человека с привычками собаки. Ему разрешаю пока репетировать только физический рисунок персонажа.
Лошадь - самая опытная. Дает ответы на вопросы «что такое город?» Видела маленьких людей. Ее любовь к пьянчужке-Соседу основана на ностальгии по молодости и полезности семье. У нее не было детей - она «пустоцвет».
Сосед - пьяница. Не подозревала, что будет так трудно. Актер, видимо представил себе образ мученика-страдальца. Прошу Юрия Николаевича за прочтением ничего не играть. Проще. Еще проще. Только мысль. Уберите свои переживания. Вижу, понимает. Но, пока не справляется с собственным чувством.
В эту неделю Саше Барбулину мужу нашей Лошади поставили смертельный диагноз. Татьяна Федоровна плачет на репетициях, но просит не снимать с роли. За прошедший сезон она не занималась в новых постановках. Поговорили с завтруппой. Галина Федоровна, пережившая недавно уход мужа, настаивает, чтобы Таня репетировала. Работа дает возможность отвлекаться, не замыкаться на горе и черпать душевные силы…
СЦЕНОГРАФИЯ И КОСТЮМЫ. Встретились с художником. Родилась мысль решить пространство как РАЗВАЛИВШУЮСЯ ТЕЛЕГУ. Не впрямую, стоящую на сцене, а элементами-намеками. Колесо. Спинка от телеги. Оглобля. Любовь Алексеевна взяла идею на вооружение. Костюмы людей в виде эскизов готовы. Намечаю переодевания Людей. Хозяин бессонной ночью идет в сарай. Обитатели сарая относятся к нему как к убийце Свиньи. Ангел- Свинья прощает его и призывает к прощению остальных.
СВИНЬЯ. Эх, Хозяин, Хозяин, я так тебя любила.
Сентиментальность Свиньи толкает на юмор. Его хочется задать ЧЕРНЫМИ МОРЯЦКИМИ ТРУСАМИ у Хозяина. В них, тельняшке и телогрейке, наброшенной наспех, и в сапогах бредет в сарай Пал Петрович. Он жертва собственного жестокосердия, упертости и не способности прощать. Короче, Любовь Алексеевна, нужны трусы. Смеется. Хорошо?
Ранний отъезд семейства на аборт. Официальность, тщательность и деревенский вкус. Предлагаю. БЕЛАЯ РУБАШКА. Сквозь нее ПРОСВЕЧИВАЕТ ТЕЛЬНИК. ПИДЖАК и БРЮКИ в САПОГИ. ГАЛСТУК НЕ В ЦВЕТ костюма и Шляпа. Для выражения конфликта сцены через костюм - дочь - в НОЧНОЙ СОРОЧКЕ.
ДАША. Я в город не поеду.
НОЧНАЯ РУБАШКА и маме.
Для картины с новорожденной. Бабушка - Хозяйка как бы вновь ощутила счастье материнства. Хочется ее принарядить. Прошу обдумать и Дашу, с точки зрения выявления материнства через костюм. Лешка - отец. Добился своей главной цели - войти в семью. Как пригодился акцент на стремлении быть похожим на Хозяина - Пал Петровича. Оденем его БЛИЗНЕЦОМ Хозяина.
С Животными - не внятно. «Божьи Люди»… Удлиним-ка рукава на рубахах Корове и Лошади. Да и Свинье и Псу. Введем некий закон. Ангельские РУБАХИ Свиньи и Хозяина - с такими же рукавами, но СНЕЖНОГО ЦВЕТА. Петуху точно нужны карманы. Спрячем кисти рук и пластикой актера создадим маленькие цыплячьи крылышки.
РЕПЕТИЦИЯ. С Дашкой-Лешкой собираемся втроем. Читаем. Про что играем? Артем хватается за текст.
АЛЕКСЕЙ. Родителям уже сказала?
Молодец. Есть угроза отказаться от будущего ребенка. Сразу есть проблема для Даши. Оговорили. Пробуем. Лере (Даше) пока сложно направлять энергию в одно русло. Мешает то тело, то текст. Угроза отказа вдохновила актрису. Но нет необходимого опыта. Пытаюсь приучить ее сразу пробовать оговоренную ситуацию. Без длительного обдумывания и потери только что почувствованного.
Артем вдумчив. Без наигрыша. Очень осмысленно репетирует. Мы с ним все время задаем друг другу вопросы. Из такой пикировки рождается этюд на вход его в сарай. Одно предложение автора пьесы решили обойти. В заборе лаз написан так. Две доски разъезжаются. Из своего личного опыта Артем предложил чудесную вещь. Через забор к девчонке он бегал часто. Перепрыгивал лихо. Но однажды порвал новые ярко-красные джинсы. Решил менять способ. Выломал ночью внизу забора лаз. Как раз в том месте, где папа его зазнобы приставил к забору верстак. Под ним всегда стоял ящик с нужными мелкими столярно-плотницкими инструментами. Нагибаешься не часто. Лаз заметить практически невозможно. Да и поможет Николаю Николаевичу (Хозяину) сыграть оценку на обнаружение лаза. Ведь - «под носом»! Мы были счастливы. Поделились со Штабным. Одобрил.
Сосед. Его вылазки в чужой сарай не только ради выпивки.
СОСЕД /сидя на сеновале/.Не дожила Вера, голубка моя. Вера. Вера (зовет).
Предлагаю Юрию Николаевичу такой повод к выпиванию: пью, чтобы «встречаться» с Верой. Эта мысль взволновала артиста. Его первая вылазка в чужой сарай - возможность встретиться с погибшей давно Лошадью Ласточкой. Его ПОДВИГ - Главное событие пьесы. Значит, сначала его поступки должны быть смешны, неприятны, нелепы. Это искомый момент. Предлагаю Юрию Николаевичу послушать музыкальную тему. Очень драматичную. По реакции вижу - не совсем то. Отказываюсь. Основная проблема - персонаж играет на гармошке и поет. Пение артиста оставляет желать лучшего. А уж гармошку вовсе в руки не брал. Эту особенность персонажа вовсе не обойти. Обращаемся к завмузу театра Евгению Бакину. Женя считает, что нереально научиться играть за два месяца. Мы с Соседом просим. Умоляем. Требуем. Ух-х. Упросили. Женя нехотя обещает заниматься с артистом по часу в день. Вот уже неделю Щербинин «играет и поет» в гримерке. На радость коллегам.
Отношения мамы и Даши. Залет - катастрофа для Хозяйки. В сердцах избивает Дашку бельем. Даша отстаивает свое право на взрослую жизнь.
Пьеса насыщена монологами. Актеры побаиваются и одновременно ждут того индивидуального выступления. Осмысляем каждое слово. Во имя чего? Что толкнуло на такую длинную мысль. В душе благодарю педагогов курса. Они призывали к конкретности. Заставляли осмыслять и фантазировать.