Дневник спектакля. Глава восьмая.

Aug 13, 2009 22:17



4 октября. Сегодня две репетиции по три и два часа. Мне нравится, что есть перерыв. Есть возможность обдумать  сказанное и (или) опровергнуть и согласиться.
   Продолжаем. Остановились на УБИВАНИИ ЛОШАДИ. Что этому предшествовало? КРАЖА РУЖЬЯ У ХОЗЯИНА. А кто выстрелит? Петух трусит. Пес отмалчивается. Свинья бесплотна. У Коровы не пальцев - нечем нажать на курок. Выбор пал на Соседа. Больше некому. Да и вообще - Людям не привыкать убивать. Сосед зажат с обеих сторон. Надо дать родиться ребенку и «рука не поднимается на Божию тварь» . Вот основная проблема репетируемого материала. Кто-то может убить, а кто-то  не способен. Артисты притихли. Далее у Соседа монолог. Для меня важно, чтобы Хозяин, Хозяйка, Даша и Алексей  обратили свое внимание ни текст из его монолога.


                        СОСЕД. Не могу смотреть, как живое помирает! Когда моя баба померла. Так я из больницы убег, чтобы только не видеть, меня два дня найти по городу не могли…

Остановимся. Что значит, два дня найти не могли. Помогаю Хозяину и Лешке совершить очередное открытие. Моя догадка такова. Лешке в это время 12-13 лет. Мать померла в больнице. Отец напился и пропал. Отчаяние и растерянность. Что делать? На помощь в деревне всегда приходят соседи. Ближайшие - семья Хозяина. Николай Николаевич согласен. Хозяин любил Веру. Лешка благодарен Павлу Петровичу за похороны матери. Мужской поступок. Почтение и желание быть похожим на Павла Петровича. Так Лешка называет Хозяина в сцене СВАТОВСТВА. Артем очень доволен. Строчит что-то в текст роли. Любопытно. Его актерское право не ответить на вопрос. Но, спрашиваю. Что Вы записали? Отвечает. «Отношусь с чувством глубокого уважения и благодарности». Точно.

Вернемся к сюжету. ОТКАЗ ОТ УБИВАНИЯ ЛОШАДИ - гибель не рожденного ребенка. Сосед ушел и ружье забрал, вернуть на место.

Следующая сцена начинается ОТЧАЯННЫМ БУНТОМ ДАШИ. Она почувствовала физически материнство. Отец жесток и непреклонен. Избивает, вставшего на защиту Даши, Крепыша.

ДАША. Можете хоть убить меня, а в город я не поеду. И аборт делать не буду.

Кроме ультиматума. Здесь еще и КЛЕЙМО - УБИЙЦА. ОТЕЦ - УБИЙЦА. С его точки зрения - не справедливо. Хозяин разражается монологом. ПОПЫТКА ВЕРНУТЬ ЛЮБОВЬ ДОЧЕРИ. Дашке - уже не до семейных легенд. В ней зародилась Жизнь. Но даже ее ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ОТЦА РЕБЕНКА не помогает. Хозяин   непреклонен.

САМОУБИЙСТВО СОСЕДА. Само событие за сценой. Автору пьесы важна реакция на ужасную весть. Эмоциональный смысл ясен. Нет нужды это анализировать. Хотя для меня важен нюанс в поведении Хозяина.

АЛЕКСЕЙ. Я утром где-то после петухов…Я вышел, пошел… пошел… на слух к реке… смотрю лежит

Далее следует описание его действий. На них тратится временной отрезок. За это время Хозяин успевает обвинить Соседа в своей загубленной судьбе. Реакция Хозяина на самоубийство соседа такова:

ХОЗЯИН. ГМ…застрелился, эка дурь… гм…ну…

Прожив этот кусочек за Хозяина, я испытала горечь вины, стыда и раскаяния за только что вылившийся из меня поток обвинений. Человек-то, в ту минуту уже умер. Поделилась с Николаем Николаевичем. Молчит. Осмысляет. Задает вопрос: «Я его - грязью, а он лежит, не дышит»… Да, стыдно. Пожалуй, согласен. Будем проверять. Интересный намечается процесс в роли Хозяина.

За Третью картину хватаемся с удовольствием. Все гибели - позади. РОЖДЕНИЕ СПАСЕННОГО РЕБЕНКА произошло. Счастье отцовства, материнства, «дедовства» и «бабовства»… Хохочем. И Сосед, возникший с крыльями на сеновале, - и дед, и ангел-хранитель одновременно. Как НАРЕЧЬ ДЕВЧУРКУ - главная забота семейства. ВОЛШЕБНОЕ ВНУШЕНИЕ-НАВЕВАНИЕ Ангела-Соседа  помогает  Лешке  сочинить имя для дочери - Маруся.

Финал чудесный. Неожиданный. Но очень справедливый. Происходит ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ ХОЗЯИНА. Он и самогонки пригубил, и волшебную музыку услышал. А ее слышат только Дети, Животные и Люди с чистой душой. А затем и запел. Николай Николаевич гордо замечает: «Я омыл душу  самогоном и любовью к Марусе». Проще говоря. Стал добрее. Отпускаю актеров до 18.00.

Перерыв. Хочу сочинять КОСТЮМЫ Людей. Да.

Пью чай. Любуюсь мамой. Маленькая, хрупкая. Очень сильная духом…Картинки из детства. Мне лет 6. Я иду с мамой домой за руку. Важничаю почему-то… А, вот, у меня платье новое с «крылышками». Такие оборочки на плечиках прыгают. Маме подарили отрез, а из остатка материи и мне на платье хватило. Идем с мамой через скверик. Обе в голубом в пепельно-розовую клеточку…Солнце… Вот такую подробность употребим в решении намеренно «бытовых» костюмах мамы и дочки. У Дашки - ПЛАТЬИЦЕ, а у Хозяйки - ЮБКА. ОДНОЙ ТКАНИ. Мне очень греет душу. Может еще кому-нибудь будет тепло.

Лешке нужно костюмом проявить силушку богатырскую и бедность. Сосед - бывший кавалерист - нарисуем ГАЛИФЭ, посмотрим. Но тогда РУБАШКА должна быть ДЕРЕВЕНСКАЯ. Он - босой.

Хозяин в моем представлении - это мой дядя Вася. Умер. А в памяти жив. Ох…Опять смерть. Дядя Вася всегда в ТЕЛОГРЕЙКЕ  и РЕЗИНОВЫХ САПОГАХ. Копается во дворе. Время от времени поправляет СИТЦЕВУЮ СВЕТЛУЮ КЕПОЧКУ в мелкий цветочек. Легкая кепочка и телогрейка - контрапункт в костюме. Автор пишет, что он на флоте служил. ТЕЛЬНЯШКА. Очень театральная текстура у тельняшек.

Бегу к художнику. Любовь Алексеевна все поняла. Обещает принести наброски завтра.

Вечер. Давайте поразмышляем. Чего жаждет душа каждого персонажа? Чего он хочет и чего добивается в результате? Свинья хочет полета - получает гибель и превращение в ангела. Корова ждет теленка. Он - главное в ее будущей жизни. Бедная Лошадь еще надеется принести пользу. Пес преданный. Его счастье - служить семье, а главное - Хозяину. Так или иначе, СЕМЬЯ объединяет всех персонажей. Прямо  или косвенно. Лешка «смотрит за забор». Хочет войти в семью Павла Петровича. Для него женитьба на Даше - это еще шанс стать Человеком.

АЛЕКСЕЙ. Нет меня на свете. Не существую.

Хозяйка - жена и мать. Для нее важнее всего мир и покой в Семье. Посложнее стремление Даши. Вроде бы за рождение ребенка борется. Но «у нас и машина и хозяйства. А у вас ничего /Лешке/». Пока определяем так - хочу обогащения моей семьи. И ребенок, и Лешка, И мама с папой, и богатство деревенское. Хозяин привык жить для материального благополучия своей семьи. Сосед, вероятно, примиритель Семей. Выпадает из «семейственности» Петух. Его интересует только радио. Он как бы автономен. Но было бы плохо без любимого радиоприемника. Поэтому приходиться терпеть все семейство.

Сделаем паузу. Хочу отвлечь и одновременно поделиться решением «полета» Свиньи. Родился образ. Душа - это светлая рубаха. Забытая на бельевой веревке рубашка, ночью, после гибели Свиньи, начинает летать. Вопрос, а как? Ой, ребята, давайте почитаем. Хочу послушать голоса молодых артистов. Ушла от ответа. Буду решать и додумывать.

Почитайте-ка, Артем. Тембр богатый, густой. Но страшный краснодарский говор. Обращаю его внимание. Обещает работать. Лера (Даша) - очень слабенький голосок, почти не дышит. Думаю, начнем речевой тренинг. Наташа (Свинья) - прекрасный объемный звук. Некоторое бескультурие всей речи. Может для деревни это подойдет. Даю домашнее задание. Найти в роли момент, где рождается желание что-то изменить в жизни своего персонажа. Счастливых выходных.

театр, очень простые истории

Previous post Next post
Up