Комментарий руководителя энергосбыта одного из городов СЗФО (по известным причинам пожелавшего остаться неизвестным) к материалу «
Не спешите менять электросчетчики! Не то будете платить по нормативу!»:
Добрый день, Геннадий Анатольевич.
Случайно наткнулся в livejournal на Вашу заметку «Не спешите менять электросчетчики! Не то будете платить по нормативу!». Прочитал и предыдущую.
Сразу скажу, что очень понравилась глубина Вашего подхода к проблеме. Из опыта знаю что, к сожалению, часть Ваших коллег весьма поверхностно подходит к узкоспециальным горячим темам. Тем приятнее было прочитать Ваши публикации. В силу профессиональной деятельности эта тематика мне хорошо известна, поэтому могу добавить несколько тонкостей.
1. Само по себе требование энергосбыта к потребителям-населению заменить счетчик с истекшим межповерочным интервалом или сроком службы незаконно. В этом случае счетчик "де юре" просто отсутствует. Гарантирующий поставщик признает счетчик нерасчетным и отказывается учитывать его показания при расчетах за электроэнергию по причине несоответствия счетчика нормативным требованиям, п.145 «Основных положений…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442.
Отсутствие счетчика (его утрата, неисправность, истечение срока службы или межповерочного интервала) - не криминал. Объем электропотребления граждан-потребителей в этом случае должен определяться по установленным нормативам потребления. Как применяются нормативы подробно расписано в п.п.20-23 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (в редакции действующего пока Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307), а с 01.09.2012 - в разделе VI «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Постановление от 6 мая 2011 г. № 354).
Если резюмировать, то получается следующее.
Межповерочный интервал индуктивных счетчиков класса точности 2.5 составляет 16 лет. По истечении этого интервала счетчик утрачивает право быть расчетным, начинает применяться норматив. Собственник снимает счетчик и несет его в поверку, но соответствующая организация в поверке такого счетчика ему законно откажет. Потребитель будет вынужден приобрести новый (или б/у, что вполне законно) счетчик класса точности не менее 2.0, либо оплачивать электроэнергию по нормативу в отсутствие счетчика.
Но собственникам домов и квартир вменено в обязанность согласно частей 5 и 6 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении...» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ, в срок до 01.07.2012 г. оснастить жилые дома и квартиры индивидуальными учетами, а многоквартирные дома - общедомовыми счетчиками. А в случае выхода их из строя или утраты - своевременно восстанавливать учет.
В результате законопослушные граждане должны постепенно, до конца 2016 г. заменить все счетчики, ведь кто-то установил новый счетчик класса 2.5 в 2000 г. и вправе им пользоваться до сентября 2016 г. После 2016 г. таких счетчиков в обращении остаться не должно.
В дальнейшем все квартиры и дома должны быть оборудованы счетчиками, а нормативы в идеале будут применяться только на период их неисправности, замены или поверки.
2. Что касается приемки счетчиков в эксплуатацию и их пломбирования.
Если собственники квартир выбрали способ управления многоквартирным домом «управление управляющей организацией» или «управление ТСЖ», квартиры оснащены индивидуальными счетчиками, а многоквартирный дом оснащен общедомовым счетчиком, по показаниям которого управляющая организация или ТСЖ рассчитываются за электроэнергию по договору с энергосбытом, - то энергосбыт никаких отношений с гражданами не имеет, индивидуальные счетчики граждан должны принять в эксплуатацию и опломбировать управляющая организация или ТСЖ. Причем сделать это бесплатно. Счетчики воды они ведь пломбируют?
Такой порядок установлен жилищным законодательством.
Но пока общедомовыми учетами оснащены немногие многоквартирные дома, поэтому на практике собственники квартир имеют не вполне соответствующие нормативным актам прямые договоры с энергосбытом, по которым оплачивают индивидуальное электропотребление в квартирах. По желанию граждан, принять в эксплуатацию и опломбировать счетчик в этом случае должен энергосбыт или сетевая организация (на основании договора с энергосбытом).
Если собственники квартир выбрали способ управления многоквартирным домом «непосредственное управление», то принять в эксплуатацию и опломбировать индивидуальные счетчики граждан может организация, которую граждане наняли для обслуживания общедомовых электрических сетей на основании возмездного договора, который они обязаны заключить для обслуживания своего общего имущества. Или, если захотят, могут в этих целях пригласить энергосбыт или сетевую организацию.
3. Если счетчик - на лестничной клетке.
Поскольку индивидуальный счетчик обслуживает одну квартиру, то он не относится к общедомовому имуществу и собственник - гражданин обязан обеспечивать за свой счет его надлежащую эксплуатацию, техническое обслуживание, периодическую поверку, ремонт или замену в случае выхода из строя или по истечении срока службы.
Однако обеспечивать сохранность счетчика, расположенного в местах общего пользования, обязана организация по обслуживанию жилищного фонда (п.5.1.2. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170). То есть в случае утраты счетчика можно предъявлять требования к управляющей или обслуживающей организации или ТСЖ восстановить за их счет прибор учета. Существует положительная судебная практика.
Сама процедура ввода счетчиков в эксплуатацию подробно расписана в п.143-144 "Основных положений..." Там есть один важный момент. Если потребитель направил ГП или в сеть заявление о необходимости ввода своего счетчика в эксплуатацию и указал дату, когда нужно это сделать, то ГП или сеть могут отложить эти действия не более, чем на 15 дней. Если не пришли и не опломбировали через 15 дней, сам потребитель составляет акт (что в акте должно быть - тоже указано), направляет его ГП или сети, и с этой даты счетчик считается законно введенным в эксплуатацию.