- Да, я Аполлон. (Аркадий Райкин. «В греческом зале»)
Огромная ирония судьбы состоит в том, что Пифагор, столь мудро обозначивший философов философами (то есть не мудрецами, но любителями мудрости) сам себя называл богом. Впрочем, он видно настолько отделял себя от прочих смертных, что и себя, конечно, не считал ни философом, ни даже мудрецом. Бог есть Бог, что такое какой-то там даже и мудрец по сравнению с богом?
Впрочем, конечно, тут я неправ, поскольку игнорирую динамику взглядов Пифагора; проследить эту динамику трудно, однако, сделать некие не вполне вольные, но логически обоснованные допущения - возможно. Вот что говорится о том, как Пифагор ввел в обиход термин «философия»:
Стадия первая: философско-человеческая
«В последующее же время, когда жил он сам, один выделяется среди всех любовью к мудрости, и этим именем любомудра вместо имени "мудрец" он имел обыкновение называть себя самого. (Примечание: Согласно Гераклиду Понтийскому, Пифагор называл себя любомудром (философом), а не мудрецом, потому что, по словам Пифагора, никто не мудр, кроме бога. По свидетельству Диодора Сицилийского (Х,10.1), Пифагор и свое учение называл любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов, он говорил, что из людей никто не мудр, так как человек по слабости своей природы часто не в силах достичь всего, но тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом)). (Ямвлих. «Жизнь Пифагора»).
То есть мы видим, что вначале Пифагор называл именно себя философом (так говорят, во всяком случае) - это первая стадия бытия Пифагора-мыслителя, очень условно я отношу ее к периоду после возвращения Пифагора из Египта на родной Самос. Потом он отбывает в Италию, обосновывается в Кротоне, и там любомудрие его со временем вошло в такую силу, что…
Стадия вторая: мудро-богоподобная
«Аристотель в своем сочинении о пифагорейской философии рассказывает, что в глубокой тайне у них соблюдалось такое разделение: есть три вида разумных существ - бог, человек и существо, подобное Пифагору» (Ямвлих. «Жизнь Пифагора»).
Ага, все еще не Бог, но уже и не человек. Богоподобный человек, в общем, ну, или, в общем, тот самый мудрец, которым человеку быть не дано. Но это - человеку, а он-то - Пифагор! Вы, человеки, будьте философами, я же - мудрец. Но не Бог все-таки, а некто богоподобный. Не стремящийся узнать, но наверняка знающий, однако знающий лишь то, что положено человеку. Мудрость его, однако, со временем настолько упрочилась, что Абарид - старший жрец Аполлона из страны гиперборейцев…
Стадия третья: божественно-всеведующая
"Оказавшись по пути в Италии и увидев Пифагора, тщательно сопоставил его вид с обликом бога, которому служил, и, убедившись, что перед ним не кто иной как Аполлон, и не просто человек, похожий на Аполлона, но воистину он сам, что жрец определил глазами по его величественному виду и умом - по тем отличительным признакам, которые познал раньше при служении Аполлону, отдал Пифагору стрелу, с которой отправился в путь из храма, надеясь, что она будет ему полезной при преодолении преград, которые встретятся во время столь долгого странствования…Пифагор же, приняв стрелу и не удивясь ей и даже не спросив, почему тот дарит ее, но ведя себя так, как будто он действительно бог, и в свою очередь, отведя Абарида в сторону, показал свое бедро из золота, безобманную примету, перечислив ему одно за другим все, что хранится в храме Аполлона у гиперборейцев, и представив тем самым убедительное подтверждение правильности уподобления его Аполлону, прибавил, что он пришел для служения и делания добра людям, а образ человека принял для того, чтобы они не смутились и не стали бы избегать обучения у него, почувствовав отчуждение к высшему существу". (Ямвлих. «Жизнь Пифагора»).
Вот так из философов становятся мудрецами, а из мудрецов - всеведующими богами. Такова предполагаемая божественная динамика роста власти и упадка философии. Это стадия упрочения известной пифагорейской формулы: «Сам сказал» (то есть раз «Сам Пифагор сказал», значит, так оно и есть). Формула эта наверняка родилась уже на второй стадии, - ну а когда то, что ты говоришь воспринимается как истина в последней инстанции, естественно не мудрено со временем и начать ассоциировать себя именно с этой самой последней инстанцией. От богоподобной стадии - «Бог мне сказал, а я вам передаю» до стадии божественной «Я - Бог, и я вам говорю» - один шаг.
Обсуждение в сообществе:
http://ru-philosophy.livejournal.com/1645232.html