Незамутнённое рефлексией приматическое сознание.

Dec 06, 2015 16:34

  Уже лет 10 как, читаю студентам курс математической физики. Понятно, что за это время поднакопилось материала, появился опыт в подаче материала студентам, а так же (что важно) умение впихнуть в один семестр все то, без чего не обойтись в научной жизни работающему физику и что заведомо здесь студентам не читают.
  Беда в том, что местное министерство науки и технологий почему-то решило сократить часы на образование студентов в два раза. Зачем - я так и не понял, поскольку всё равно за лекции профессуре не платят и им это по деньгам ничего не стоило, ну да решили и решили.
  Имеем вместо двух семестров мат. физики только один. Понятно, что пришлось выкинуть интегральные уравнения, нерегулярные задачи Штурма-Лиувилля (непрерывный спектр) и многое другое. А вот все остальное - тензорное исчисление, вариационное, спец.функции, Задача Штурма-Лиувилля, однородные дифуры в частных производных ДУЧП (метод Фурье), неоднородные ДУЧП (проекционный метод Гринберга и его другая ипостась - метод ф-й Грина) - всё это пришлось запихать в один семестр, дополнить задачами и умудриться вбить в головы студентов.
За 10 лет курс приобрел законченность и самодостаточность, однако студенты всегда спрашивали меня о том где можно найти книжку по этому курсу, на что я им объяснял, что её не существует как единого сборника, а что касается метода Гринберга, то там и вовсе беда - есть только оригинальные статьи и никакой учебной литературы... Студенты сдавали экзамены. Как правило 1/3 группы получала высший балл (100), поскольку справлялась со всеми задачами, а одного - двух мне приходилось отчислять.
В этом семестре группа была очень сильная и я с удовольствием с ней работал. Был только один "странный" студент не написавший первую и вторую контрольные, а на третью, четвертую и пятую он просто не пришел, объяснив мне в кулуарах, что не понимает ничего, поскольку я плохо объясняю.
  Пикантность ситуации заключается в том, что "студент" этот имеет бакалавриат и сам читает лекции на факультете математики нашего же университета. Вот, решил он закончить магистратуру, чтобы денег больше платили...
На это я ответил ему в том духе, что треть его группы имеет средний балл 100, что говорит о том, что я вынужден ориентироваться не на лучших а на середнячков, поскольку лучшие успевают переварить материал и недополучают то, что я им мог бы дать сверх того не будь в группе отстающих. Так что реплики про сложность - мимо.
Дальше в форме примерного диалога:

студент: - Вы непонятно объясняете на лекциях и нет литературы где почитать.

я - Лекции самодостаточны. Необходимо только пунктуально решать домашние задачи. Вы решали? (замечу, что товарищ не решал т.к. однажды я его вызвал к доске и спросил: Вы ДЗ сделали? -даааа! -Решите здесь на доске. -У меня не получилось, я не знаю как решать...)

студент - да, конечно всё решил.

я - покажите.

студент - у меня в моем столе все бумаги...

Идем к его столу. Он достает стопку исписанных листков объемом приблизительно в половину моего курса и дает мне. Я начинаю смотреть и узнаю свои лекции.

я - но это же не задачи, это же лекции!

студент - ой, точно! Задачи у меня в другом месте, а эти лекции я хочу детализировать и опубликовать их как книгу, чтобы другие студенты и профессора пользовались.

Я, честно говоря, взбесился, поскольку сразу вспомнил какой кровью мне дались эти конспекты, сколько времени я провел за столом, украв его у своей семьи. Но виду не подал, а спокойно попросил его завтра принести все домашние задания мне для проверки.

На утро он приходит в аудиторию.

Я - домашние задания принесли?
студент - нет, у меня кавардак, я их найти не могу.

В общем я со спокойной совестью оставил его честно заработанный балл 18 из 100.

Теперь вот сижу и отодвинув все дела, в срочном режиме правлю свои лекции, чтобы опубликовать их раньше моего бывшего студента.

Вот они - "невидимая рука рынка"(с) и её величество "конкуренция"(тм). Всё расставят по надлежащим местам. Посмертно.
Previous post Next post
Up