Скадовск. Странный город в странном месте. Часть восьмая. Караимы

Dec 17, 2023 21:44


Краеведы, писавшие историю Скадовска, приложили немало усилий, чтобы нигде не было даже намёка на то, что город с самого начала был под управлением караимов. Можно с уверенностью утверждать, что абсолютное большинство людей вообще не знают про эту народность, а если когда-то и слышали, то она у них ассоциируются с какой-то разновидностью татар, т.к. их родиной является Крымский полуостров.
На деле это те же евреи, но считающие себя какими-то особенными и сумевшие создать самостоятельную религиозную секту. Правда, несмотря на то, что от еврейства представители этого народа всячески открещивались, в основном им приходилось полностью разделять драматическую судьбу иудеев.
Репрессивные меры российского правительства, будь то черта оседлости или двойное налогообложение, поначалу касались и караимов. Однако в первой четверти 19 века они начали активно направлять делегации к царю в Петербург, выбив себе немало послаблений. Основным доводом стали привилегии, которыми их с древних времён наделяло Крымское ханство и царство Польское, где они были освобождены от подушной повинности, службы в армии, телесных наказаний и с рождения числились Почётными гражданами.
Немаловажным доводом был и тот факт, что их народ, признавая Танах (еврейскую Библию), полностью отрицал Талмуд (свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма), являвшийся, по мнению российских властей, главным врагом христианства.
Понять их логику можно, ведь в этих т.н. «произведениях» в частности утверждается, что только евреи являются полноценными людьми, а все остальные считаются гоями, которые приравниваются только к скотам или зверям. Цитаты из различных частей Талмуда о том, что «убийство гоя подобно убийству дикого животного» или то, что «девочки гоев с 3-летнего возраста могут подвергаться насилию» вызовут неприятие в любом государстве.
Дистанцировавшись от «неправильных» евреев и войдя в доверие властей, караимы осмелели до такой степени, что затребовали причислить чуть ли не весь их народ к дворянскому сословию! Им отказали, но даже и без этого благодаря щедрым льготам, к концу 19 века в караимской общине только официально насчитывалось 12 миллионеров, из-за чего этот малочисленный народ по праву считался самым богатым в Российской империи.
Караимы были словно хранителями древних, и скрываемых от всех знаний. Нет логического объяснения тому, что при всех своих визитах на полуостров православные Романовы, всегда посещали молитвенные дома караимов - кенассы, а представители караимского духовенства, в свою очередь, приезжая в Петербург, имели право благословлять царского наследника на своём родном языке, положив ему руку на голову.
Всегда находясь на особом счёту при любой власти, они даже после революции 1917 года, когда пострадало очень много зажиточных караимов, сумели наладить отношения с большевиками: вступали в партию, служили в разведке и работали на советскую пропаганду. Среди них были такие известные личности как балерина Анна Павлова и министр обороны маршал Родион Малиновский, академик Александр Вишневский, создавший всем известную мазь, композитор Майкапар, кинорежиссёр Юткевич и профессор Бурче.
Росту благосостояния караимов способствовал и тот факт, что нанося визиты в Крым все высшие чиновники, включая членов Императорской семьи, останавливались у них в гостях. И что удивительно основное паломничество русских царей, начиная от Екатерины Великой до Николая II, кроме Павла I, было в Чуфут-Кале, духовную столицу караимов.
Этот мрачный пещерный город находится всего в двух с половиной километрах к востоку от Бахчисарая. Его название в переводе с крымско-татарского означает «Еврейская крепость», на иврите Села ха-Иехудим - «Еврейская скала», а в официальных отчётах русских посольств - просто «Жидовский городок».
Посещение этого загадочного места входило в обязательную программу для десятков представителей дома Романовых, иногда по несколько раз, и легче назвать тех, кто там не побывал. При этом никто из них не был замечен в пристрастии к древней археологии, а сами визиты тщательно замалчиваются на фоне множества других путешествий царских особ по всему миру.
Посещали Чуфут-Кале и иностранные монархи, первым из которых был австрийский император Иосиф II в далёком 1786 году.
Визит императора Бразилии Дон-Педру II со своей семьёй, сегодня выглядит экзотически, ведь мало кто знает, что экономика этой страны была не слабее США, а её монарх был из Португальской королевской семьи Браганса, женатым на сестре Австрийского Императора, и родственником семьи Романовых.
При этом Дон Педру, как истинный католик, почему-то являлся большим любителем еврейской культуры, свободно разговаривал на иврите, а во время своих многочисленных путешествий старался всегда посещать синагоги.
Вряд ли кто-нибудь из граждан Германии или Бразилии сегодня сможет объяснить, почему их императоров так тянуло в пещерный город, а ведь по одной из версий здесь жила и была первоначально захоронена Мария Богородица.
Чуфут-Кале был тесно связан с Девой Марией, где рядом расположено ущелье, названное её именем, поселение - Мариамполис (Марьям-Дере), означающее город Марии, да и большинство старинных захоронений тут христианские.
Позже её перезахоронили в построенном специально для этого Успенском монастыре, хотя знаменит он, прежде всего тем, что здесь явилась животворная икона Божьей матери.
Она служила предметом благоговейного почитания не только греков и армян, но и татар, из-за чего здесь расцвёл ярко выраженный культ почитания Девы Марии.
Монастырь расположен прямо в вырубленных пещерах, через которые проходит единственная дорога в Чуфут-Кале.
Необычный вид строительства учёные оправдывают дешевизной и простотой, умалчивая про то, как вообще этот оазис христианства смог пережить все смены власти и не был разрушен мусульманами.
Также следует отметить, что пещерный город и Успенский монастырь входят в мировое наследие ЮНЕСКО, в списки которого, как известно, попадают только самые удивительные объекты, создание которых зачастую невозможно объяснить.
Начиная с Александра I, русские императоры не забывали также заезжать и в Свято-Георгиевский мужской монастырь, который находится в Севастополе вблизи мыса Фиолент. С виду он ничем не выделяется, но с двух сторон от его входа поместили мраморные плиты с текстами, где перечислены все царственные особы, посетившие обитель.
Считается, что монастырь построен на месте каменной пещеры, в которой родился сам Христос, а знаменитая Чаша Грааля, которую не переставали искать на протяжении многих веков - это колыбель младенца Иисуса.
Фиолент, означающий «Божья страна», раньше звучал как Вифлеем, и в мире всего два таких храма. Правда, в Палестине он самый обычный, а никакой не пещерный, что противоречит самой библейской легенде, о чём стараются не распространяться.
В 1891 году монастырь якобы отпраздновал своё 1000-летие, а в память этого события на Георгиевской скале водрузили огромный крест.
В подтверждение всего вышеперечисленного говорит и тот факт, что кроме великих князей никто из русских коронованных царей не ездил в палестинский Иерусалим. Кто-кто, а они прекрасно знали, что поклоняться там нечему, ведь этот беззастенчивый новодел назначили христианской столицей лишь во второй половине 19 века.
Впрочем, к его созданию из политических соображений приложили руки и сами Романовы, а первым эти земли в 1859 году посетил второй сын Николая I - великий князь Константин Николаевич. После этого пройдёт целых 22 года, прежде чем святыни Елеона захотели увидеть великие князья Сергий и Павел Александрович, а также их двоюродный брат, великий князь Константин Константинович.
В январе 1889 года Иерусалим посетил великий князь Александр Михайлович (внук Николая I), который впрочем, ни словом не обмолвился в своих «Воспоминаниях» об этой поездке.
На следующий год Святую Землю должен был посетить цесаревич Николай Александрович, но по рекомендации Министерства иностранных дел поездка была отменена в связи с обострением церковно-политической ситуации в Османской империи.
Несмотря на такое, казалось бы, безразличие к святым местам, в 1882 году по инициативе великого князя Сергея Александровича было создано научно-благотворительное Императорское Православное Палестинское Общество.
Для простолюдинов были организованы паломничества в Иерусалим, а во всех духовно-учебных заведениях массово проводились чтения об исторических событиях на Святой земле.
Как пишут историки, эти мероприятия имели большой успех у населения, умалчивая, правда, что до революции 1905 года по закону каждый православный обязан был посещать церковь, потому как православие являлось официальной государственной религией. Уклонистов наказывали денежными штрафами и даже подвергали телесным наказаниям батогами, ведь все холопы обязаны были ещё платить и десятину.
Также они почему-то не рассказывают, что в школах и других учебных заведениях был обязателен Закон Божий, и каждый учащийся в гимназии в ту пору должен был отсчитываться о «исповеди и причастиях» в виде справки. По воспоминаниям художника Евгения Спасского «…при входе в церковь сидел надзиратель и в журнале отмечал приход ученика. Пропуск одной службы без уважительной причины, то есть без справки от врача, значит, в четверти по поведению будет четыре, пропуск двух - вызывают родителей, а трёх - увольнение из гимназии».
На практике вся эта набожность оказалась показушной, что в итоге и подтвердили события 1917 года, когда после прихода к власти Временного правительства в армии отменили обязательное причастие. В следующее воскресенье в церковь пришло менее 20% военнослужащих, и это в стране, где христианство, как нас заверяют, существовало несколько сотен лет.
Безусловно, элита была освобождена от соблюдения строгих церковных правил, но при этом она не переставала заботиться о духовности низших слоёв населения. Поэтому не стоит удивляться, что пожизненным товарищем председателя отделения Императорского Православного Палестинского Общества в Симферополе, созданного в 1900 году был избран ни кто иной, как сам Сергей Балтазарович Скадовский. К тому же заниматься религиозным образованием неотёсанного «быдла» было не только почётно, но и прибыльно, ведь общество получило государственное финансирование.
В отличие от Палестины весь полуостров это настоящий кладезь исторических достопримечательностей, в котором вначале 19 века насчитывалось более 2 тыс. курганов и склепов, не имеющих аналогов в мире. Поэтому Крым, который за всю свою историю принадлежал 15 государствам, поистине является жемчужиной Причерноморского пространства.
Николай II впервые посетил Чуфут-Кале вместе со своими родителями в возрасте 18 лет. По стечению обстоятельств он взошёл на трон в 1894 году, когда был основан и город Скадовск. С этого времени посещения Крыма императором стали регулярными и поговаривали, что южный берег настолько полюбился царю и его семье, что он даже рассматривал возможность перенести столицу России в Ялту.
Сопровождать царя на всех мероприятиях, проходивших на территории губернии, обязан был Предводитель Таврического Дворянства, и этот пост с 1897 года также занимал молодой дворянин Скадовский. Эта почётная должность принесла ему звание камергера и открыла прямой доступ ко двору, что в итоге привело к назначению в Государственный Совет.
Никто из историков не потрудился объяснить, как такая должность перепала малоизвестному дворянину, отец которого владел какими-то захудалыми сёлами, не имея даже приличного родового имения. Мало того его предки были выходцами из Речи Посполитой, да ещё евреями, которые в 1796 году отреклись от своего короля. Чтобы избавиться от неудобного прошлого, они пошли на манипуляцию со своей фамилией, изменив в ней гласную букву.
Тесть Сергея Балтазаровича - Шлиппе, конечно же, имел влияние в Петербурге, но не на Крымском полуострове, который всегда был вотчиной караимов. Именно их огромные состояния творили буквально чудеса при назначении нужных кандидатов на ту или иную должность и для начала они сделали Скадовского предводителем Днепровского уездного дворянства, подвинув крупных землевладельцев Нестроевых.
Почти полвека, это семейство заправляло таким огромным уездом, сделав эту должность фактически наследственной. А учитывая, что по административным законам Российской империи Предводитель Дворянства управлял уездом, их полномочия можно сравнить с сегодняшними губернаторскими.
Довольно странно, что 50-летний Алексей Алексеевич Нестроев, который уже 11 лет был уездным Предводителем, неожиданно взял и уступил свою должность 30-летнему юнцу Скадовскому. Мало того, владельцу села Збурьевка, которое находилось в 37 вёрстах от Алешек, пришлось покинуть родные края и переехать в Волынскую губернию, где он правда тут же занял должность Луцкого Предводителя Дворянства.
Может даже показаться, что на Волыни не хватало авторитетных дворян, если не знать, что в Луцке проживала третья по значимости караимская община после Крымской и Трокайской, а вся эта рокировка была заранее согласована, ведь перспективы порта Скадовска для караимов были куда значительнее.
Для них эти два представителя привилегированного сословия были лишь пешками на политической доске, которыми они вертели по своему усмотрению. В этом и кроется секрет невероятного взлёта Скадовского по карьерной лестнице, когда возглавляя Днепровский уезд всего пару лет, в декабре 1896 года для него освободилась вакансия Губернского Предводителя. На этом посту он начинает зарабатывать лояльность Петербурга, дав разрешение на проведение манёвров Черноморского флота с высадкой десанта в Скадовске в августе 1897 года.
Поражает масштаб этих учений, в которых принимал участие почти весь флот, а количество боевых кораблей I-го ранга не идёт ни в никакое сравнение с нынешним плавсоставом российского флота на Чёрном море. И уж конечно не может не поражать количество привлечённых для участия в манёврах сухопутных войск - 15263 солдата и офицера, 38 орудий, и 791 лошади, которым было позволено топтать частные земли Сергея Балтазаровича.
После ввода в строй в 1890-х годах четырёх эскадренных броненосцев типа Екатерина II, Российская империя приступила к активным приготовлениям по  захвату черноморских проливов. Эти боевые корабли с необычным расположением орудий главного калибра, которые по своей значимости и ударным способностям сегодня можно сравнить разве что с авианосцами, создавались именно для встречного боя в проливах.
Провести десантную операцию должны были войска Одесского военного округа, для чего в городе был создан неприкосновенный запас артиллерии. На совместных манёврах армии и флота, проходивших каждый год, отрабатывалась высадка десанта в Босфоре, а для перевозки войск привлекались транспорты Добровольного флота и пароходы РОПиТ.
За этими учениями пристально наблюдали все Великие страны, ибо в любой момент российские корабли могли изменить маршрут, направившись в сторону Османской империи и мгновенно изменить весь устоявшийся к концу 19 века внешнеполитический порядок в мире. Поэтому каждый год дипломаты и военные в Европе облегчённо выдыхали, когда суда возвращались к причалам, а пехота в казармы.
За 9 месяцев до манёвров в Джарылгачском заливе операция по высадке десанта на турецких берегах, как никогда была близка к реальности, а высшее руководство империи было полно решимости осуществить вторжение. Послу России А.И. Нелидову были даны невиданные полномочия, начать операцию в любой момент, и требовался лишь приказ Николая II, который в последний момент запаниковал.
Однако задачу по захвату проливов Босфор и Дарданеллы никто не отменял, поэтому в августе 1897 года, флот продолжил свои, ставшие уже ежегодными, учения по высадке десанта. Правда до этого он всегда обходил Джарылгачский залив стороной, ибо здешняя местность уж никак не походила на берега Константинополя (Стамбула), а недостаточные глубины не позволяли свободно маневрировать крупным кораблям.
Кроме всего довольно интересна вводная для этих учений разработанная в Генштабе: высадка вражеским флотом десанта в Скадовске, с целью перерезать железнодорожное снабжение из Херсона в Крым. Сам же городок, который к тому моменту был просто большой деревней, никогда не представлял для военных никакой стратегической ценности.
Конечно, легенда для учений может быть любой, но ведь задача стояла захватить несуществующую на тот момент железную дорогу. Её первый реальный проект от Перекопа до Херсона появился лишь через 20 лет - в 1916 году, а в реальности саму дорогу построили немцы в годы Великой Отечественной войны, о чем, кстати, стыдливо замалчивают все наши историки. Кроме немецких источников, вы ни где не найдёте сведений о том как строили эту железную дорогу, получившую в 1944 году громкое название «Сталинской».
Сразу после проведённых учений в 1897 году в порт зашло и первое иностранное судно. Можно смело утверждать, что именно с этого времени караимы начали активно использовать порт, в который вложили немалые деньги.
Первые представители этого народа появились в здешних краях задолго до Моисея Мангуби и свидетельством этому служит расположенное в 10 километрах от Скадовска село Приморское, которое местные жители по-прежнему называют Карга.
Его основали за 100 лет до появления городка, и за время своего существования несколько раз меняли название. Связано это было с упорной попыткой властей полностью искоренить это непонятное слово. В официальных источниках вы прочитаете множество версий его происхождения, но среди них не будет главной, что Карга - это караимская фамилия…

Конец восьмой части
Продолжение…

Свято-Георгиевский мужской монастырь, Шлиппе, Джарылгач, Перекоп, Танах, Скадовский Сергей Балтазарович, Николай II, Успенский пещерный монастырь, Карга, Бахчисарай, Малиновский, гои, учения 1897, Алексей Алексеевич Нестроев, Джарылгачский залив, Чуфут-Кале, Мангуби, Браганс, Дарданеллы, Дон-Педру II, караимы, пролив Босфор, Скадовск, Вишневский, Иосиф II, Талмуд

Previous post Next post
Up