Спустя 3 месяца после свадьбы старшей дочери Елены с князем Урусовым 27 апреля 1897 года Павел Иванович за 1 млн. рублей покупает в Черниговской губернии усадьбу в Качановке и Парафиевский сахарный завод. Считается, что это был свадебный подарок молодоженам, но вопреки сложившемуся мнению до своей смерти Харитоненко оставался владельцем всего поместья, о чём говорят инвентарные книги.
Оно принадлежало помещику Василию Васильевичу Тарновскому-младшему (1837-1899), который разорился вследствие многих причин, одна из которых привычка жить на широкую ногу.
Превратить это место в историко-культурный заповедник советская власть решила только в 1981 году, не считая его, вероятно, каким-то архитектурным шедевром.
Несмотря на скудность экспозиций и отдаленность от магистрали, это место не перестаёт привлекать туристов, которых поражает масштабность строения, не свойственная для такой глуши.
Преодолев долгий путь, многие из них, возможно, задумываются, а как же 250 лет назад люди добирались сюда, когда дорог вообще не было. С этого вопроса местным экскурсоводам и начинать бы свои байки, хотя и без этого официальная история усадьбы, просто невероятна.
Начинается она с того, что на реке Смож в начале XVIII века стояла водяная мельница. Откуда она взялась - конечно же, никто не знает, но вокруг неё возникает небольшой хутор, который покупает певчий Императорского двора майор Федор Каченовский. Через два года он приобретает еще один хутор Парафиевку, а усадьбу называют его именем - Качановка.
В 1771 году, когда по Москве прошлась эпидемия чумы, императрица Екатерина II, неожиданно озаботилась тем, чтобы оба хутора были куплены в казну, и в декабре того же года дарит их
графу Румянцеву-Задунайскому.
Насколько известно хутор это такой себе малый населённый пункт, состоящий из одного или нескольких домохозяйств. Одним словом глина, солома и несколько десятков крестьян. Но знаменитый полководец, ставший военным губернатором Малороссии, решает в этой глуши создать одну из своих резиденций.
Напомню, дело происходило за 12 лет до окончательного закрепощения крестьян, железную дорогу изобретут только через 50 лет, электричество через 100, кирпичного завода поблизости нет, а из более-менее крупных провинциальных городов рядом находятся лишь Прилуки, Ромны, Конотоп и Нежин.
Однако словно по щучьему велению, зодчий Максим Мосцепанов по проекту архитектора
Карла Бланка возводит Румянцеву не просто дом, а целый дворец в псевдоготическом стиле, который на своей картине запечатлел художник
Александр Кунавин.
В 1877 году около усадьбы уже строят служебные помещения, флигели, разбивают парк, а рядом на холме возводят архитектурную композицию, которую принято называть «Романтические руины».
Очень похоже, что это остатки древней цивилизации, но по заверению историков это всего лишь бутафорская крепость, которую Румянцев возвел как дань моде. Что-то вроде потешных войск Петра I, которые в реальности оказались той военной силой, позволившей ему захватить власть.
Толщина кладки в этой «игрушечной» крепости местами достигает больше метра, а для её строительства понадобилось несколько миллионов кирпичей.
Для придания парку особого романтизма и большей схожести с античностью, рабочие вдобавок развалили часть того что строили и засыпали развалины землёй.
А чтобы никто не мог перепроверить утверждения учёных, приехав сюда с металлоискателем и лопатой, вся эта территория объявлена заповедником.
В 1796 году усадьба переходит по наследству к сыну Румянцева - Сергею, который через 12 лет в 1808 году продает её богатому помещику Григорию Яковлевичу Почеке и его жене. По одним данным он был статским советником и полковым маршалом дворянства, по
другим обычный секунд-майором из Нежина, который был управляющим в имении сына Румянцева. Впрочем, куда важнее то, каким состоянием должны были владеть эти люди, ведь они кардинально перестроили Качановкую усадьбу.
Это не поддаётся логике, но согласно официальным данным новые владельцы полностью СНЕСЛИ!!!! готический дворец, а на его месте выстроили одноэтажное здание в стиле русского классицизма.
Любой здравомыслящий человек задастся вопросом, зачем разрушать, по сути, новый дом, которому от силы 30 лет? Изысканное здание, украшенное 10 башенками, словно из сказки братьев Гримм ничем не уступало в размерах современному. Однако историки, считая всех слабоумными, продолжают утверждать, что для начала XIX века это была обычная практика.
Причём все состоятельные люди, как и Румянцев, стремились строиться подальше от городской суеты и благ цивилизации. Например, усадьба в Диканьке, получившая известность с легкой руки Гоголя, и которую тоже запечатлел Кунавин, находилась в 35 км от Полтавы.
Имение принадлежало тогдашнему министру внутренних дел
Виктору Павловичу Кочубею, и его дом на 100 комнат в 1820 году посетил сам царь Алекандр I, который, кстати, не жаловался на плохие дороги.
Судя по хронологии, новым владельцам Качановки хватило буквально 8 лет, чтобы снести старый и возвести новый дворец. Вдобавок ко всему на старости лет они решили перепланировать парковую зону, а в 1816 году после смерти мужа Прасковья Андреевна в 600 метрах от дома начала строительство Георгиевской церкви.
Это единственный в Восточной Европе храм, освященный в честь преподобного
Георгия Хозевита.
После смерти Прасковьи Андреевны в 1824 году, усадьба переходит к её сыну от первого брака, камер-юнкеру императорского двора
Григорию Степановичу Тарновскому.
Тут выясняется, что одного этажа ему мало, и он решает возвести второй с невысоким барабаном под купол. Историки, правда, не задумываются, что для этого ему пришлось бы разбирать полностью крышу, но разве такие мелочи их волнуют.
После окончания строительства новый хозяин обустраивает парк, стены комнат обвешивает картинами, а весь дворец заставляет скульптурами.
При Тарновском Качановка становится очагом местной культурной жизни, где гостят известные писатели, поэты, композиторы и художники.
Интересно, что Тарас Шевченко, считающийся борцом с крепостным правом, был не прочь вместе с другими пожить за счёт угнетателя народа, владевшего огромными земельными наделами и 9 тыс. душ в трех губерниях. В 1842 году он прислал Григорию Степановичу экземпляр своей книги «Гайдамаки», а через время продал свою знаменитую картину «Катерина».
В 1838 году здесь почти все лето жил, сочиняя оперу «Руслан и Людмила»
Михаил Глинка, которому отвели светлые комнаты возле оранжереи.
Композитор частенько музицировал в гроте под насыпным холмом с беседкой, где была чудная акустика.
Это сооружение до сих пор называют его именем.
Николай Гоголь, написал здесь несколько глав «Мёртвых душ» прежде чем уехать в Рим.
Также свои студенческие годы здесь проводил и друг Шевченко -
Василий Штернберг. Этот известный живописец с еврейской фамилией, был мастером пейзажа, а также автором малороссийских и итальянских ландшафтных сцен.
Две его картины приобрел император Николай I: «Ярмарка в местечке Ичне» - для супруги, а «Освещение пасок в малороссийской деревне» - для дочери. Вторая картина, кстати, была награждена золотой медалью и давала ему право на пенсионерскую заграничную поездку. Что на ней было изображено остается загадкой, т.к. местонахождение полотна до сих пор неизвестно.
Ещё одно полотно Штернберга «Игра в прятки в поместье Г.С. Тарновского», находилось в коллекции Александра III. Несмотря на отсутствие брусчатки, чуствуется, что цивилизации здесь больше чем в наших современных селах, строения сделаны из камня, поштукатурены, а ограда выполнена из металла.
В этой связи на себя обращает внимание дом управляющего, где только слепой не увидит, что его достраивали на старом фундаменте.
Подвальные окна и неуклюжие входы с крыльцом яркие тому доказательства.
Впрочем, внимательные посетители могут заметить, что практически все подсобные помещения на территории имения немного прикопаны вниз и имеют отдельные входы сбоку.
В известном семейном альбоме Тарновских, который хранится в
Черниговском историческом музее, среди 608 автографов под №49 стоит подпись «Ивана Харитоненко». Он датируется 1840-ми годами, когда отцу Павла было немного за 20 лет.
Теоретически, будучи в то время конторщиком, Иван Герасимович мог посетить здесь ярмарку, но он не состоял в купеческой гильдии. За что ему оказали тогда такую честь непонятно. Ну а то, что в альбоме под №98 значится и подпись самого Павла Ивановича, датируемая 1856 годом, когда будущему владельцу Качановки было всего 3 года, и вовсе ставит под сомнение подлинность этого альбома.
В 1853 году Григорий Степанович умирает в один день со своей женой, прямо как в той сказке. Хотя это больше похоже на криминал - не помогли ли им уйти в мир иной заинтересованные родственники, ведь бездетные Тарновские воспитывали и содержали восьмерых своих племянниц и племянников. Кстати усадьба по наследству перешла как раз к одному из них -
Василию Васильевичу Тарновскому-старшему, которого Григорий Степанович ещё при жизни назначил управляющим имения.
При нём никаких переделок и достроек практически не производилось, но в 1859 году Василий Васильевич неожиданно решает провести археологические раскопки вокруг т.н. бутафорской крепости, свидетелем чего был сам Т.Г. Шевченко.
Довольно необычное желание, учитывая, что развалинам всего 80 лет.
Кстати картина Маковского «Весенняя вакханалия» написана на фоне именно Качановских «руин», которые ранее были намного масштабнее.
В XIX веке гости имения могли еще видеть многочисленные колоннады, арки и галереи, но с приходом советской власти жители из соседних сел растащили постройку на кирпичи.
У Тарновского-старшего не было такой тяги к людям искусства и коллекционированию, как у его дяди, поэтому веселые вечеринки в Качановке прекратились. Однако его не перестали посещать создатели украинской культуры, словно приезжали сюда за инструкциями. Кроме великого кобзаря имение посетили этнограф
Афанасий Маркович, его супруга
Марко Вовчок,
Пантелеймон Кулиш, автор украинского перевода Библии и его жена
Анна Барвинок, тоже писательница.
Василия Васильевича посещает художник Андрей Горонович (1818-1867), который рисует портрет его старшего сына. Портрет действительно уникален, но не персонажем, а перилами, на которые он опирается.
Если всмотреться, то можно заметить, что технология производства их явно опережает технический прогресс для того времени.
После смерти Тарновского-старшего в 1866 году усадьба по наследству переходит к Тарновскому-младшему, которого тоже звали Василий Васильевич. Забегая вперед надо отметить, что его внука и правнука звали также, поэтому в биографии этих дворян довольно легко запутаться, ведь у четырех поколений одинаковые ФИО.
При новом хозяине дом снова переделывается, поднимают выше барабан купола и достраивают второй этаж правого и левого крыла.
В парке высаживают хвойные деревья несвойственные для этого климата: крымскую, вермутовую и чёрную сосны, а также сибирский кедр.
В зеленой зоне конструируют композиции, аллеи украшаются малыми архитектурными формами, коваными скамьями и мраморными скульптурами. Причем если посмотреть на картины художника Алексея Волоскова за 1851 год, можно увидеть, что вся эта работа была продела его предком.
Но историки неумолимы и вдобавок представили Василия Васильевича еще и великим гидрографом, приписав ему создание каскада из 12 озер.
Считается также, что он построил здание оранжереи с застеклёнными рамами для растений.
А также возвел две теплицы из кирпича.
И, вновь Качановку облюбовали творческие люди. Здесь постоянно жили
Григорий Честаховский - личный биограф Шевченко и, художник Александр Агин. Оба по каким-то причинам похоронены на территории имения.
Все художники посещавшие усадьбу стараются запечатлеть ее владельцев. Так Илья Репин, работавший в это время над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» в образе казака в чёрной смушковой шапке, стоящего по правую сторону от писаря, нарисовал Тарновского-младшего.
Братья Маковские изобразили его и на картине «Запорожский казак», а на полотне «Помещица» показана мать Тарновского - Людмила Владимировна.
Впрочем, это неудивительно, ведь Василий Васильевич был владельцем уникальной коллекции казацких реликвий.
Среди раритетов были сабля Богдана Хмельницкого, личные вещи Ивана Мазепы, клейноды, гетманские универсалы и портреты деятелей времён казацкого движения.
Любитель украинской старины так бы наверно и дожил свой век в родном имении, но в 1889 году неожиданно в возрасте 45 лет умирает его жена Софья. После этого он резко начал терять здоровье и передвигался на инвалидной коляске.
Разорению также способствовала и неудачная женитьба его старшего сына на
Марии О’Рурк, принадлежавшая к династии ирландских графов. В 1894 году окончив институт благородных девиц в Полтаве, 17 летняя Мария положила глаз на самого завидного киевского жениха.
Зная, что должен унаследовать огромное наследство, Василий (Васюк) Тарновский (1872-1933) вел жизнь повесы, собираясь, стать оперным певцом. Отец был против такого брака, но молодые представили историю с похищением невесты и тайком обвенчались.
Молодожены жили в роскоши: ели клубнику в эфире, пили абсент и кололи себе морфий позолоченными шприцами. Но скоро такая расточительность подорвала финансы Тарновских, и Качановку пришлось выставить на продажу.
Несмотря на такой праздный образ жизни, Мария родила двоих детей, в 1897 году сына Василия, а через 2 года дочь Татьяну. Молодой Тарновский столкнулся с тем, что его жена оказалась не только психически неуравновешенной особой, но и
авантюристкой. Обладая красотой и обаянием, Мария буквально сводила мужчин с ума и, не стесняясь, заводила любовников. С одним из них муж дрался на шпагах, другого ранил выстрелом в шею, но ее первой жертвой пал младший брат Василия - Петр, которого она влюбила в себя, и который повесился от нераздельной любви.
Барон Шталь, ради Марии бросил семью, застраховал свою жизнь, указав ее получателем выплат и застрелился. Любовник Баржевский, которого ранил муж, также скончался при невыясненных обстоятельствах. Адвокат Прилуков ради нее украл 80 тыс. рублей доверенных денег и сбежал с Марией в Алжир. После того как денежные средства закончились вместе они придумали план как разбогатеть, для чего в Италии познакомились с графом Комаровским, привезшего свою жену на лечение. Мария стала при ней сиделкой, а мужу любовницей. После смерти жены, Комаровский позвал Тарновскую замуж и подарил крупную сумму денег. Однако она заставила переписать на нее все его имущество и застраховать свою жизнь на 500 тыс. франков в ее пользу, даже в случае насильственной смерти.
Убрала графа Мария тоже чужими руками, для чего завела интригу с Николаем Наумовым, сыном пермского губернатора, который был безнадежно в нее влюблен и готов на все. Это было самое громкое дело 1910 года, следствие по которому длилось больше двух лет. Судебный процесс, получивший местное название «Русское дело» был настоящей сенсацией, который освещала вся мировая пресса. Материалы составили 34 тома на трех языках, было допрошено 250 свидетелей и привлечено 22 эксперта.
В итоге «Черный Ангел», как окрестили Марию, была приговорена к 8 годам 4 месяцам тюрьмы на юге Италии, где проведя 5 лет, досрочно освобождена за образцовое поведение. Сколько мадам вытянула денег у Тарновских - никто и никогда не анализировал, но, безусловно, она сыграла не последнюю роль в разорении этого семейства.
Осенью 1898 года Тарновские покинули Качановку, а их имущество вывезли на многочисленных подводах. Харитоненко купил у Василия Васильевича даже часть его художественной коллекции, так как у последнего не нашлось подходящих апартаментов для ее хранения в киевском доме.
«Неужели вы думаете, что я буду жить в казармах?» - были первые слова старшей дочери Харитоненко после того как она увидела свое наследство.
Её можно понять, ведь дом мало чем походил на дворец, а всё имение, после долгих лет жизни в Москве, представляло собой жалкое и унылое зрелище. По этой причине Павел Иванович и начал капитальную реконструкцию, которая проходила под руководством архитектора К. Г. Шольца.
Значительные изменения претерпел непосредственно сам дом: перестроили центральный барабан, по всему дворцу заменили пол, порталы дверей, заново отделали зал, а облицовка внешних стен была сделана под руст. В усадьбу провели электричество и телефон, чем занимался непосредственно его зять - граф Урусов.
Строители оборудовали водопровод и канализацию, а в жилых комнатах появилась теплая и холодная вода.
Работы во дворце выполнял скульптор Александр Лапин, а для живописных работ был приглашен модный московский художник Август Томашко. Под его руководством были выполнены рисунки в парадной столовой, гостиной, рыцарской и других 76 залах дворца.
Были построены электростанция, коровник, китайская беседка, два ледника, амбар, дом электротехника и 4 сторожки. Общая балансовая стоимость всех усадебных зданий, включая канализацию и брусчатку, составила 699 860 рублей.
Это довольную внушительная сумма, если сравнивать ее с полумиллионом, за которые Павел Иванович выстроил с нуля здание Сумского Кадетского корпуса. Однако главной целью Харитоненко при покупке имения было отнюдь не родовое гнездо Тарновских, а сахарный завод в Парафиевке…
Конец четырнадцатой части.
Продолжение...