Колониализм убивает не только людей.

Jul 03, 2024 08:01



Европейский колониализм опустошил земли коренных народов по всему миру, подорвав экологию нашей планеты. Мы должны бороться против него, если хотим развиваться. Идеология и практика европейского колониализма - одна из самых жестоких и бесчеловечных систем. В каждом уголке земного шара европейцы систематически насаждают своё господство принуждением, экономическим давлением и разрушением окружающей среды. Один из наименее изученных аспектов колониализма - уничтожение не только коренных народов, но и экосистем. Чтобы насадить в завоёванных странах европейский образ жизни, колонизаторы уничтожают местную флору и фауну, чтобы внедрить привычную для себя экосистему. От этой практики особенно сильно пострадали коренные народы Северной Америки, Южной Африки и Палестины. Разрушая окружающую среду и насильственно изменяя отношения человека с природой, колонизаторы устанавливают своё господство над коренными народами.

Учитывая природу этой проблемы, очень важно изучать работы активистов, учёных и писателей из пострадавших от колониализма стран. Кто лучше коренных народов понимает экологический ущерб колониализма? В этой статье мы рассмотрим экологический ущерб, принесённый европейцами народам Северной Америки, Южной Африки и Палестины, но учитывая глобалистский характер европейского колониализма, нетрудно применить наши выводы к другим пострадавшим регионам. Для начала нужно дать определение главной проблеме. Европейский или поселенческий колониализм относится к сложным социальным процессам, при котором, по крайней мере, одна община стремится навечно переселиться на земные, водные и воздушные территории, где уже живут одна или несколько общин, которые основывают экономическую жизнеспособность, культурное процветание и политическое самоопределение на взаимодействии с растениями, животными, физическими объектами и экосистемами этих территорий.

Такой колониализм действует по трём главным принципам: 1) захват земли, 2) зачистка земли, 3) истребление коренных народов. Термин «экология поселенческого колониализма» описывает деятельность социальных и политических механизмов колониализма, которая подрывает взаимоотношения между людьми и окружающей средой. Активист и учёный народа потаватоми Кайл Уайт пишет, что эти принципы приводят к деградации окружающей среды во всём мире, одновременно распространяя расистские предрассудки. Последствия европейского колониализма заключаются в огромном ущербе коренным народам и экосистемам. Колониализм полностью уничтожает суверенитет коренных народов и экологический баланс природы, ставя под угрозу коллективное существование человечества.

Термин «коллективное постоянство» означает концепцию общественной устойчивости и самоопределения. Эта концепция стала актуальной для коренных народов, когда на них напали европейские колонизаторы. Основываясь на своём анализе экологического ущерба колониализма, Уайт сравнивает традиции взаимосвязанных отношений, систем ответственности и миграции анишинаабэ с европейскими обычаями. Широко известно, что у коренных народов существуют принципиально другие отношения с окружающей средой, чем у колонизаторов.

Этот факт одинаково верен для коренных народов Северной Америки и Палестины. «На протяжении бесчисленных поколений палестинцы жили и работали в гармонии с природой Палестины, сохраняя местный ландшафт, сообща используя ресурсы и выращивая разнообразные сельскохозяйственные культуры», - говорится в докладе Института ближневосточного взаимопонимания. Взаимосвязь палестинцев с окружающей средой можно выразить на примере их отношения к оливковым деревьям. Для палестинской культуры оливковое дерево - мощный символ палестинской идентичности, поскольку его корни символизируют связь с землёй, а ветви - вынужденное перемещение. Оливковые деревья имеют для палестинцев большое культурное и экономическое значение. Почти половина всех обрабатываемых земель на Западном берегу покрыта 10 млн. оливковых деревьев. Для около 80-100 тыс. семей оливковые деревья являются основным или дополнительным источником дохода. Оливковые деревья составляют более 70% производства фруктов и 14% экономики в Палестине, поэтому они жизненно важны для Палестины.

Тесные связи коренных народов с родной природой основаны на том, что учёный Робин Климмерер называл «заветом взаимности», а потоватоми называют «эмингояк» - то, что было нам дано, дар, на который надо ответить взаимностью. Этот целостный и равноправный взгляд сильно отличается от идеологии колонизаторов. «Мерой колониального отношения к земле всегда являлось насилие: землю нужно захватить, а не учиться у неё или быть её частью», - пишет Ванесса Уоттс. Взаимоотношения коренных народов с окружающей средой радикально отличаются от насильственного колониального подхода. «Его народ был озером, а озеро было народом. Этот народ жил за счёт рыбы, животных, воды, растений озера, поэтому во все клетки людей этого народа проникло озеро», - писал старейшина анишинаабе Тобасонаквут. Там, где колонизаторы стремятся контролировать природу, считая себя её безоговорочными хозяевами, коренные народы считают себя частью природы. Жизнь в гармонии с природой ведёт к процветанию человечества, а колонизаторское отношение к земле как к собственности смехотворно. Почтение коренных народов к природе относится не только к земле. «У людей не может быть никаких уникальных привилегий в действиях и интеллекте, поэтому идентичность человека, ответственность и забота описываются философией, согласно которой нечелоческие существа тоже обладают свободой воли, духовностью, знаниями и интеллектом», - считают учёные анишинаабе. Принимая во внимание эти культурные традиции, коренные народы разработали духовные, политические и социальные концепции, определяющие их взаимоотношения друг с другом и окружающей средой. Эти традиции и концепции стали основой для многих сложных систем управления и права.

Во времена режима апартеида в ЮАР, когда основную массу коренных жителей англичане изгнали на небольшие участки земли, половина африканского населения проживала лишь на 13% территории страны. Это привело к значительному ухудшению экологических условий. Из-за зависимости южноафриканской экономики от экспорта полезных ископаемых и санкций нефтедобывающих стран, правительство ЮАР вкладывало большие деньги в добычу угля. Правительство отказалось от регулирования и контроля этой отрасли, что привело к опустошению земель и загрязнению воздуха в местах добычи и обработки угля. На угольных электростанциях в ЮАР не было очистительных сооружений, поэтому из-за них образовывались густые облака смога и кислотные дожди, убивающие сельскохозяйственные культуры, от которых зависело выживание африканцев. Изгнание коренных жителей на ограниченные участки земли также привело к истощению верхнего слоя почвы из-за чрезмерного использования. Потребление древесины также значительно превысило темпы воспроизводства, что привело к полному исчезновению лесов в Квакве. Апертеид нанёс огромный ущерб природе Южной Африки. К 1980 году только в Сискее 46% земель подверглось умеренной или сильной эрозии. При среднем размере в 2 гектара земли на семью и общем дефиците средств для основных фермерских работ и природоохранных мероприятий, земля пришла в такое состояние, что больше не могла кормить проживающих на ней людей.

Угрозы коллективному существованию, возникшие из-за нападений колонизаторов на взаимозависимые отношения между коренными народами и природой, а также из-за бесконтрольной эксплуатации земель и массовых убийств местных жителей, становятся особенно опасными в сочетании с негативными последствиями капитализма. Сегодня почти весь мир понимает опасности империализма и климатических изменений. Опустошительные последствия этого режима убивают природу на всей планете, и коренные народы больше всего страдают от них. Им становится всё сложнее сохранять коллективное существование.

Колонизаторы, которые несколько веков нарушали права коренных народов, виновны и в насилии над окружающей средой, что приводит теперь к таким явлениям как климатическая несправедливость. Такие явления, наносящие наибольший вред коренным народам, учёные и активисты называют порочными обратными связями. Эти связи усиливают разрушительные последствия колониализма для коренных народов и экосистем. Пожалуй, наиболее известны и наглядны эти последствия в таких морских регионах как Мексиканский залив и Арктика.

В Северной Америке коренные народы насильственно и намеренно изгнаны англичанами и французами на небольшие участки земли с низким уровнем плодородия и ресурсов. Поэтому эти коренные народы сталкиваются с серьёзными проблемами по мере ухудшения климатических условий из-за промышленной деятельности колонизаторов. Кайл Уайт объясняет эти проблемы «циклическими последствиями стратегий США, направленными на подрыв ответственности коренных народов за счёт отбора земель, а также на увеличение промышленных загрязнений, которые постоянно растут из-за колонизаторской деятельности». Большинство людей сейчас понимает, что эти проблемы сказываются уже не только на людях.

Эти циклические последствия особенно тяжёлый вред приносят в эпоху климатических изменений, которые позволяют колонизаторам проникать на новые территории коренных народов, например в Арктике, где ранее труднодоступные углеводородные ресурсы становятся доступными для эксплуатации из-за таяния снега и льда. Подобные скачки в добывающих отраслях, связанные с климатическими и военно-политическими факторами, ухудшают такие пагубные последствия колонизации как сексуальное насилие и торговля женщинами и детьми коренных народов.

Колониализм принципиально не считает нужным учитывать окружающую среду и население захваченных стран. Пока колонизаторы могут расширять строительство колоний и эксплуатацию природных ресурсов, они считают ситуацию нормальной. Колониализм также укрепляет дегуманизирующие стереотипы, которыми европейцы оправдывают терроризм в отношении коренных народов. Уайт определяет это социальное явление как «модель усиления невежества колонизаторов в области культуры коренных народов». Для жителей Северной Америки это явление хорошо известно. Европейские колонизаторы уничтожили коренные народы, захватили земли, убили местные экосистемы, чтобы создать европейский ландшафт. Природные заповедники в США воспринимаются как уникальное зрелище, но не следует забывать, что вся эта земля выглядела как эти заповедники, пока англичане не уничтожили местную окружающую среду.

Люди, которые участвуют в колониальных процессах, проповедуют дискриминационные убеждения в отношении коренных народов, что усиливается вытеснением местных экосистем экосистемами колонизаторов. Это видно и на примере Палестины, где израильская оккупационная армия регулярно выкорчёвывает деревья и уничтожает местную дикую природу, чтобы построить свои незаконные колонии, и это укрепляет веру сионистов в превосходство еврейских колонистов над коренными палестинцами, которые веками жили и трудились на этой земле. В одном только 2021 году евреи вырубили, выкорчевали и сожгли более 19 тыс. местных деревьев. Израиль также устанавливает свои колонии на территориях природных заповедников на Западном берегу. Это наглое неуважение не только к коренным палестинцам, но и к местным экосистемам лежит в основе оправданий израильской политики сегрегации, грабежа и массовых убийств на территории Палестины.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на всю жестокость и другие отвратительные действия колонизаторов на завоёванных землях, окружающая среда часто остаётся забытой жертвой. Во время массовых экологических протестов, активисты редко говорят с трибун и пишут на плакатах, что армия США - крупнейший потребитель нефти, или что с 7 октября 2023 года израильская оккупационная армия, совершая геноцид против жителей Газы, способствовала увеличению выбросов углекислого газа, превышающих годовой объём выбросов средних стран. Как и многие другие проблемы социальной справедливости, экологические проблемы невозможно решить без освобождения от европейского режима капитализма, расизма и колониализма. А для этого угнетённые народы должны всеми возможными средствами продвигать народные революции. Коренные народы могут вернуть свои исконные земли только в борьбе. Во всём мире народы завоёванных стран всегда выступали против оккупации с помощью протестов, забастовок и вооружённого сопротивления. Человечество не может рассчитывать на долгую жизнь на этой планете, если не будет свергнута система колониализма, которая уничтожает не только людей, но и природу.

Источник: HOW SETTLER-COLONIALISM KILLS MORE THAN JUST PEOPLE, Zach Frye, Black Agenda Report, popularresistance.org, March 29, 2024.

История, ЮАР, демократия, Палестина, империя, Израиль, нацизм, Англия, экология, Франция, Канада, США

Previous post Next post
Up