Переполненные страхом, замешательством и надеждами сирийцы возвращаются в свою страну после многих лет вынужденной миграции в Ливан из-за войны в Сирии. Большинство возвращенцев ничего не знают о том, что их ждёт в родных деревнях, которые они покинули много лет назад, и будут ли они жить в доме или палатке. Через КПП Джусих в сельской местности Хомса и КПП Аль-Замрани около Дамаска в последние дни вернулось несколько сирийцев из Ливана после решения ливанского правительства «добровольно» депортировать беженцев в их страну. Впервые за полтора года из Ливана вернулись 310 человек.
Представитель Исполнительного управления по социальным вопросам мухафазы Дамаск Алаа Аш-Шейх сказал журналистам Аль-Маядин, что из Ливана в Сирию вернулись несколько сотен человек, и им предоставлены медицинские и социальные услуги, а для детей, лишившихся образования во время жизни заграницей, организована программа обучения, а также предоставление вакцинации. Со своей стороны Управление гражданского состояния Сирии занимается восстановлением всех утерянных официальных документов, потерянных во время бегства. Аш-Шейх сказал, что через КПП Аль-Замрани в страну вернулись 219 человек. Грузовики с личными вещами вернувшихся сирийцев отправились в Центр сельского развития в районе Ябруд, который оснащён всем необходимым для временного проживания, пока они не вернутся к обычной жизни в своих районах.
Когда вооружённые группировки захватили Хомс, окружающие деревни и другие приграничные с Ливаном города, государственным и частным сельскохозяйственным полям и предприятиям был нанесён серьёзный ущерб, что стало препятствием для возвращения людей в эти районы. Когда сирийская армия освободила эти районы, их восстановление было отложено из-за европейской экономической блокады и санкций.
Но жители и общественные организации, в сотрудничестве с государственными учреждениями, начали восстанавливать дома и общественные объекты в некоторых районах, чтобы вновь запустить в них колесо жизни. Возвращающиеся сирийцы внесли свой вклад, работая над возрождением земли и сельскохозяйственной и коммерческой деятельности. На своём маленьком грузовике Абу Мухаммад перевёз через КПП около Хомса вещи своей семьи, одежду, мебель, домашнюю птицу, чтобы снова жить в своём доме после 10 лет отсутствия. «Я соскучился по своей земле, яблоням и дому. Годы изгнания были долгими, и пришло время вернуться домой», - сказал Абу Мухаммад, и, тяжело вздохнув, продолжил. - «Я не знаю, что здесь произошло за эти годы. Наш внук родился в Ливане, и никогда не видел нашу деревню и наш дом. Но главное, что мы вернулись на свою землю, по которой долго скучали».
Абу Мухаммад сказал, что начать нужно с ремонта дома, который сильно разрушен. От вандализма пострадал и яблоневый сад, и нужно упорно поработать, чтобы восстановить его. В этом деле он надеется на помощь своих детей и внуков. Большинство жителей сельских районов Хомса занимаются сельским хозяйством, поэтому земля является для них главным средством к существованию. В этих районах выращивают, в основном, яблоки, апельсины, лимоны, бобы, а также различные овощи. И хотя местные поля сильно пострадали из-за войны и бегства хозяев, восстановить их не составит больших проблем, когда домой вернутся все беженцы. Жительница деревни Ас-Сагмания Умм Халид вернулась с сыном и дочерью из ливанского лагеря беженцев Арсаль. Её муж и другой сын вернулись домой ещё в конце 2022 года. «В то время наши имена ещё не были в списках службы безопасности Ливана, поэтому они вернулись, чтобы начать восстанавливать наш дом, а мы собирались вернуться через несколько недель, но тогда операции по возвращению остановились, и мы остались в Ливане», - сказала она Аль-Маядин. - «В лагере Арсаль много сирийцев, которые с нетерпением ждут возвращения в свою страну. Они не знают, что будет, и ждут политических решений. Больше всего в этой ситуации проигрывают беженцы, которые живут в тяжёлых условиях лагеря».
Радость возвращающихся сирийцев омрачена страхом неизвестности. Большинство ничего не знает о состоянии своих деревень, домов и предприятий. Они не знают, насколько разрушены войной их дома, поэтому на лицах возвращенцев заметны растерянность и надежды. Сирийские власти говорят, что принято множество мер по обеспечению центров временного размещения репатриантов, но страхи от этого у возвращенцев не пропадают, так как они знают, что их районы сильно пострадали во время войны, да и вся сирийская инфраструктура находится в плохом состоянии. Антисирийские санкции США и ЕС создают помехи восстановлению условий жизни и инфраструктуры, запретив участие арабских и иностранных компаний в комплексных проектах восстановления. Это также пугает сирийских беженцев, которые не спешат покидать ливанские лагеря.
Сирийские власти выплачивают возвращающимся гражданам денежные пособия, и эти выплаты будут продолжаться, потому что ливанское правительство собирается депортировать в этом году 850 семей, когда закончатся переговоры между Ливаном и ЕС. В 2017 году Служба национальной безопасности Ливана, в сотрудничестве с сирийскими властями, начала проводить программу «Добровольного возвращения» сирийских беженцев на Родину. С тех пор в Сирию вернулось около 540 тыс. человек. Большинство было расселено по деревням и городам в приграничных районах, а меньшинство - во внутренних сирийских районах. Сегодня не может быть и речи о полном возвращении всех сирийских беженцев из Ливана из-за европейских санкций и тяжёлого состояния сирийской инфраструктуры. Поэтому в первую очередь возвращаются беженцы из приграничных районов, хотя условия жизни в них пока остаются очень сложными. Сейчас самое главное условие ускорения возвращения беженцев и восстановления Сирия - отмена санкций, особенно тех, что мешают работе гуманитарных организаций, которые могли бы участвовать в проектах восстановления и развития Сирии.
Источник: محمد حسن الساعدي,
بعد عودتهم من لبنان.. نازحون سوريون يرمّمون بيوتهم وأراضيهم للاستقرار فيها, almayadeen.net, 28.04.2024.