К середине XIX века многонациональная империя начала терять свою роль господствующей политической парадигмы в Европе. На смену ей пришло национальное государство - политическая форма, которая позволила концентрировать национальности в пределах ограниченных политических границ. Это способствовало формированию «культурных» и расовых инкубаторов националистической идеологии «мы (высшие) против них (низших)», на которой основывались все последующие европейские войны. Многие из этих национальных государств были имперскими державами, которые захватывали другие страны, распространяя шовинистические взгляды.
Сионизм зародился именно в этой националистической и империалистической среде, которая оставила неизгладимый след в характере и амбициях израильского государства. Основатель современного сионизма Теодор Герцль был убеждён, что столетия антисемитизма убедительно доказали невозможность ассимиляции европейских евреев в европейское общество, и чувство безопасности могло быть только в собственном национальном государстве. Это убеждение отражало европейские имперские настроения того времени. Основателями современного сионизма были как евреи, так и европейцы, так как они одинаково проповедовали идеологию превосходства по отношению к неевропейцам.
Это чувство превосходства будет играть важную роль при заключении сделки (Декларации Бальфура) в 1917 году между Всемирной сионистской организацией и британским правительством. Эта сделка предусматривала, что в обмен на поддержку сионистами британских военных действий (в то время шла Первая мировая война) британцы (при условии победы) помогут создать «еврейский национальный дом» в Палестине. Ни одна из сторон в этой сделке не уделила особого внимания коренному населению Палестины. Спустя годы, начиная с 1945 года (после Второй мировой войны), британцы были вынуждены официально отказаться от имперской точки зрения. После войны население Британии было обременено чрезвычайно высокими военными налогами.
Сохранение империи позволило бы сохранить высокие налоги, и поэтому британские избиратели выбрали политиков, которые превратили бы империю в содружество, предоставив независимость практически всем заморским территориям Британии. Одной из таких территорий была Палестина. Интересно отметить, что в других европейских колониях, где проживало большое количество европейцев, после Второй мировой войны произошла их эвакуация, поскольку власть перешла к коренным народам. Кения и Алжир показали, что этот процесс был тяжелым и кровавым, но он состоялся. И когда это произошло, официальная имперская идеология потерпела поражение. Это не означает, что все европейцы прозрели и перестали быть расистами, но их правительства в конечном итоге увидели необходимость отказаться от жёсткого имперского режима.
Некоторые последствия.
К сожалению, в Палестине этот процесс деколонизации так и не состоялся. Здесь европейские колонисты не хотели, чтобы метрополия империи оставалась и защищала их. Они хотели, чтобы она ушла, и они смогли жить самостоятельно. Они получили свой шанс после ухода британцев в 1947 году. Вскоре после этого сионисты начали выполнять свой план по завоеванию «Святой Земли» и изгнанию или покорению коренного населения. А как насчет имперской идеологии, которая считала европейцев высшей нацией, а коренные народы - низшей? Она легла в основу политики нового израильского государства.
Так Израиль стал одним из немногих (в дополнение к ЮАР) национальных государств, которые считали себя европейскими и продолжили проводить имперскую политику старого образца: они дискриминировали коренное население всеми возможными способами, загоняли его в закрытые территории - гетто или резервации - где можно полностью контролировать их жизнь. Если кто-то хочет узнать, что это значило для меняющегося характера граждан Израиля, которым теперь предстояло пережить колониальную драму в качестве самостоятельной имперской державы, можно познакомиться с книгой Свена Линдквиста под названием «Уничтожьте всех тварей» (1996). Эта книга убедительно показывает, что господство над коренными народами, часто оказывающими сопротивление, а также постоянные унижения, массовые убийства и преследования за протесты - всё это способствует развитию у колонистов стремления к геноциду.
Есть свидетельства, что сионисты замешаны в этом. В течение долгого времени израильские правительственные чиновники пытались оправдать геноцид пропагандой. Они и сейчас продолжают заявлять, что палестинцев не существует. Самый известный случай произошел с премьер-министром Израиля Голдой Меир, которая 15 июня 1969 года заявила: «Палестинцев никогда не было. Их нет и сейчас». Одной из причин, по которой она высказала такое мнение, было отсутствие у арабов Палестины собственного национального государства. Другие придерживались иного подхода, отрицая не столько существование палестинцев, сколько их человечность. В разное время и в разных контекстах, обычно в ответ на акты сопротивления оккупации, израильские политики называли палестинцев «зверями, ходящими на двух ногах» (Менахем Бегин); «кузнечиками» (Ицхак Шамир); «крокодилами» (Эхуд Барак); и «тараканами» (Рафаэль Эйтан).
Конечно, эти взгляды не ограничиваются израильским руководством. Вскоре они распространились на большую часть сионистского населения, потому что старая имперская пропаганда превосходства-неполноценности стала ключевым элементом их базового образования. В Израиле с детства приучают к имперской точке зрения, дополняя ее расистскими репортажами в СМИ, и называя оправданное палестинское сопротивление антисемитизмом, пытаясь доказать этим необходимость подавлять и контролировать коренное население. И, с сионистской точки зрения, весь этот процесс работал на удивление хорошо. Сегодня почти все израильские евреи, за исключением горстки, не любят и боятся людей, которых они завоевали и вытеснили. Они хотят изгнать их окончательно. И когда сопротивление коренного народа становится слишком сильным, они готовы полностью истребить его.
Газа: «стерта с лица земли бомбами».
Во время ракетных ударов сил сопротивления Газы и мстительных убийств, совершенных израильской армией в 2012 году, мы услышали следующее: «Мы должны вернуть Газу в Средневековье, уничтожить всю инфраструктуру, включая дороги и воду» (нынешний заместитель премьер-министра Эли Ишай); «В Газе не должно быть ни электричества, ни бензина, ни машин, ничего. Нам нужно сравнять с землей целые кварталы… сравнять с землей всю Газу» (журналист Jerusalem Post Гилад Шарон); «В Газе нет невинных. Выкашивайте их… убивайте жителей Газы без всякой мысли и милосердия» (парламентарий Майкл Бен-Ари); Газу следует «бомбить так сильно, чтобы население было вынуждено бежать в Египет» (нынешний министр транспорта Исраэль Кац); Газу следует «стереть с лица земли бомбами» (нынешний министр обороны домашнего фронта Ави Дихтер,); израильские солдаты должны «научиться у сирийцев, как уничтожать врага» (известный израильский раввин Яаков Йосеф). Наконец, прошли многочисленные демонстрации простых израильских граждан на севере и юге страны, где можно было услышать лозунги типа «Они не заслуживают жизни. Они должны умереть. Пусть ваши дети умрут. Выгнать всех арабов».
Если бы не внимание всего мира, израильская армия выполнила бы всё, что хотят израильские министры, раввины и граждане. Но внимание всего мира не мешает официальной европейской поддержке геноцида. Больше всего израильских военных и граждан раздражает не то, что Израиль убил и покалечил слишком много невинных палестинских мирных жителей, а то, что он не убил и не покалечил достаточное количество из них, чтобы обеспечить израильтянам «безопасность и защищенность». На протяжении всей истории нормой было демонизировать тех, с кем вы сражаетесь, и понижать до более низкого статуса тех, кого вы побеждаете. Но, как показывает книга Линдквиста, действия европейцев в этом плане - это что-то особенное. Экстремально расистские взгляды, лежащие в основе современного империализма, сделали его особенно извращенным. Теперь, когда апартеида в Южной Африке больше нет, израильтяне являются последними выжившими наследниками этого ужасного наследия. Вот вам и «свет народам». Эта пропаганда потерпела полный провал. Куда бы израильтяне и их сионистские когорты ни вели нас, они ведут не к свету, а в мрак.
Источник:
Origins of Israel’s Anti-Arab Racism, Lawrence Davidson, consortiumnews.com, April 09, 2024.