Американская исключительность в 2024 году.

Apr 05, 2024 08:50



Накануне президентских выборов в США возникли три большие фракции, которые обсуждают, как следует вести себя с миром: либеральные интернационалисты, которые господствовали со времён Второй мировой войны; отказники, которые хотят выйти из некоторых международных альянсов и институтов; и сторонники лозунга «Америка прежде всего», которые придерживаются узкого, и даже изоляционистского, взгляда на место США. Американцы долгое время считали свою страну морально исключительной. Француз Стэнли Хоффман говорил, что, хотя каждая страна считает себя уникальной, но только Франция и США верят в универсальность своих ценностей. Но Франция была ограничена балансом сил в Европе, поэтому не могла полностью реализовать свои глобальные амбиции, и только США смогли это сделать.

Но проблема не в моральном превосходстве американцев, а в том, что многие американцы цепляются за веру в лозунг, что их страна - сила добра. Реалисты уже давно жалуются, что этот морализм внешней политики США противоречит реальным результатам их господства. Тем не менее, либеральная политическая культура США оказала огромное влияние на международный порядок после Второй мировой войны. Сегодняшний мир выглядел бы совсем иначе, если бы Гитлер или Советский Союз во главе со Сталиным выиграли холодную войну. Американская исключительность характеризуется тремя основными факторами. С 1945 года начала усиленно распространяться либеральная идеология, сформированная основателями США. «Волшебная сила, которая служит нашему делу - это желание каждого из нас быть свободным, желание всех наций быть независимыми. И поскольку я верю, что наша система лучше других соответствует основам человеческой природы, я верю, что в конечном итоге бы добьёмся победы», - заявлял Джон Кеннеди. Либерализм эпохи Просвещения считал такие права универсальными, а не ограниченными США.

Конечно, американцы всегда сталкивались с противоречиями своей либеральной идеологии. Рабство было закреплено в Конституции, и прошло более ста лет после Гражданской войны, прежде чем Конгресс принял в 1964 году Закон о гражданских правах. Расизм до сих пор остаётся основным фактором внутренней и внешней политики США. Американцы также расходятся во мнениях о методах продвижения либеральных ценностей во внешней политике. Некоторые считают, что этот глобальный проект стал предлогом для вторжений в независимые страны и установления марионеточных режимов. Нет сомнений, что расизм сыграл важную роль во вторжениях США в Мексику, Гаити и Филиппины. А другие считают, что либерализм стал движущей силой создания системы международного права и институтов, которые защищают внутреннюю свободу и ослабляют внешний хаос.

Второй фактор американской исключительности - укоренившийся пуританский фундаментализм. Люди, бежавшие из Англии, чтобы правильно поклоняться своему Богу в Новом свете, считали себя «избранным народом». Их действия были не очень агрессивными, и они придерживались подхода, который характеризовался сдерживанием и заинтересованностью, аналогичному нынешнему «аскетичному» подходу изображения США «городом на холме», который привлекает дикарей. Сами основатели США были обеспокоены тем, что со временем новая республика лишится своих преимуществ, как это произошло с Римской республикой. В XIX веке Алексис де Токвиль и Чарльз Диккенс писали, что американцы одержимы добродетелью, прогрессом и упадком. Но этот морализм был направлен внутрь, а не во вне.

Третий фактор американской исключительности служит основой для остальных факторов: огромные размеры и обособленное расположение дают США геополитическое преимущество. Защищённая двумя океанами и граничащая со слабыми соседями, эта страна смогла сосредоточиться на внутренней экспансии, избегая европейских конфликтов и глобальной борьбы за господство. Но став в начале XX века крупнейшей экономикой, США начали задумываться о захвате глобальной власти. Ресурсы, пространство и широкие возможности позволили им реализовывать свои планы. У них возникло желание определять глобальную политику, при этом они могли свободно защищать свои национальные интересы. Это означало поддержку открытой международной торговой системы и создание нужных себе международных институтов.

В ответ на глобальную империалистическую обстановку XIX века в США сформировался изоляционизм. Относительно слабая американская республика могла проявлять империалистические амбиции только к слабым соседям, но ей приходилось быть осторожной в отношениях с сильными европейскими державами. Хотя в «доктрине Монро» подчёркивалось отделение Западного полушария от Европы, проводить эту политику получалось только, пока она не противоречила британским интересам и не наталкивалась военный флот этой империи. По мере усиления США, росли их возможности. Важным поворотным моментом стал 1917 год, в котором Вудро Вильсон отказался от изоляционизма и отправил 2 млн. американцев воевать в Европу. Хотя либеральная Лига наций, созданная Вильсоном в конце войны, была отвергнута его соотечественниками, она подготовила почву для ООН и либерального послевоенного порядка. Сегодня Байден и многие демократы заявляют, что хотят сохранить старый порядок, а Трамп и сторонники принципа «Америка прежде всего» хотят отказаться от него.

Источник: بروجيكت سنديكيت, الاستثناء الأمريكي في عام 2024, annabaa.org, 14.12.2023.

История, демократия, империя, религия, нацизм, Ирак, Англия, Франция, война, США

Previous post Next post
Up