ExxonMobil хочет развязать войну в Латинской Америке.

Apr 03, 2024 08:42



3 декабря 2023 года множество зарегистрированных избирателей в Венесуэле проголосовали на референдуме по вопросу о регионе Эссекибо, на который претендует соседняя Гайана. Почти все проголосовавшие ответили «да» на пять вопросов этого референдума, подтвердив суверенитет своей страны над Эссекибо. «Сегодня нет победителей и проигравших», - сказал президент Венесуэлы Николас Мадуро. Единственный победитель, по его словам, это суверенитет Венесуэлы. Он добавил, что проиграла только корпорация ExxonMobil.

В 2022 году ExxonMobil получила прибыль 55,7 млрд. долларов, став одной из самых богатых и влиятельных нефтяных компаний в мире. Подобные компании обладают чрезмерной властью над мировой экономикой и нефтяными странами. Их щупальца распространились по всему миру, от Малайзии до Аргентины. В своей книге «Частная империя: ExxonMobil и американская власть» Стив Колл написал, что эта компания - «корпоративное государство внутри государства США». Директора ExxonMobil всегда поддерживали близкие отношения с правительством США. Ли «железная задница» Реймонд (главный исполнительный директор 1993-2005 годов) был близким другом вице-президента США Дика Чейни и влиял на формирование политики США в области климатических изменений. Рекс Тиллерсон (преемник Реймонда в 2006 году) покинул компанию в 2017 году, став министром иностранных дел при президенте Дональде Трампе. Колл описал, как ExxonMobil использует государственную власть США для организации нефтеразведки и гарантии роста собственной прибыли.

Проходя по различным избирательным участкам Каракаса в день выборов, можно было понять, что люди хорошо знают, за что они голосуют: не против народа Гайаны, страны с населением чуть более 800 тыс. человек, а за суверенитет Венесуэлы, которому угрожают такие корпорации как ExxonMobil. Атмосфера этого голосования, отчасти наполненная венесуэльским патриотизмом, главным образом была связана с желанием освободиться от власти транснациональных корпораций и дать народам Южной Америки возможность самостоятельно решать свои споры и делить свои богатства друг с другом.

Победа Венесуэлы над ExxonMobil.

Победив на президентских выборах в Венесуэле в 1998 году, Уго Чавес сразу же сказал, что национальные ресурсы (в основном нефть, которая теперь финансирует социальное развитие страны) должны принадлежать народу, а не нефтяным компаниям. В то время широко распространился лозунг «El petroleo es nuestro» (нефть наша). С 2006 года правительство Венесуэлы начало национализировать нефтяные компании (нефть была национализирована в 1970-х годах, но через два десятилетия снова приватизирована). Большинство транснациональных нефтяных компаний согласились с новыми законами о регулировании нефтяной промышленности, кроме двух: ConocoPhillips и ExxonMobil. Обе компании потребовали десятки миллиардов долларов компенсаций, хотя Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) постановил в 2014 году, что Венесуэла должна выплатить ExxonMobil всего 1,6 млрд. долларов.

По словам сотрудников ExxonMobil, Рекс Тиллерсон был в ярости. В 2017 году Washington Post опубликовала статью, отразившую настроение Тиллерсона - «Рекс Тиллерсон сгорел в Венесуэле. Затем он отомстил». ExxonMobil заключила сделку с Гайаной на разведку морской нефти в 1999 году, но не приступала к работам до марта 2015 года, пока МЦУИС не вынес свой вердикт. Эта корпорация использовала правительство США для оказания максимального давления на Венесуэлу, чтобы отстоять свои проекты на спорной территории и подорвать претензии Венесуэлы на регион Эссекибо. В этом и состояла месть Тиллерсона.

Неудачная для Гайаны сделка с ExxonMobil.

В 2015 году ExxonMobil объявила об обнаружении крупнейшего месторождения нефти, и начала длительные переговоры с правительством Гайаны с целью доступа к нему. Когда произошла утечка информации о «Соглашении о разделе продукции», обнаружилось, насколько плохо правительство Гайаны ведёт переговоры с корпорацией ExxonMobil. ExxonMobil получила 75% доходов от нефти под предлогом возмещения затрат, а остальная часть была поделена поровну между Гайаной и ExxonMobil, которая, в дополнение, была освобождена от всех налогов. В этом соглашении также указывалось, что правительство «не имеет права вносить поправки, модифицировать, отменять, прекращать действие, объявлять недействительными или не имеющими законной силы, требовать пересмотра, принуждать к замене или иным образом расторгать, изменять или ограничивать пункты этого Соглашения» без разрешения ExxonMobil. Это соглашение ставит правительство Гайаны в очень неудобное положение.

Самым худшим для Гайаны оказалось то, что эта сделка затронула воды, споры о которых продолжаются с Венесуэлой ещё с XIX века. Подлая позиция Британии, а затем США, создала условия для пограничного спора в регионе, который имел мало проблем до обнаружения нефти. В 2000-х годах между Гайаной и Венесуэлой существовали тесные братские связи. В 2009 году в рамках программы PetroCaribe Гайана купила у Венесуэлы нефть по сниженной цене в обмен на рис, обеспечив развитие рисовой промышленности Гайаны. Программа «нефть в обмен на рис» завершилась в ноябре 2015 года, отчасти из-за падения мировых цен на нефть. Но наблюдателям в Джорджтауне и Каракасе был ясно, что эта программа пострадала из-за обострения напряжённости между странами.

Политика ExxonMobil в стиле «разделяй и властвуй».

Референдум 3 декабря в Венесуэле и политика Гайаны говорят об сильных разногласиях между странами. Недавно президент Гайаны Ирфаан Али встретился с президентом Кубы Мигелем Диас-Канелем и премьер-министром Сент-Винсента и Гренадин Ральфом Гонсалвесом, чтобы обсудить эту ситуацию. Али попросил Диас-Канеля призвать Венесуэлу к «сохранению зоны мира». До войны, кажется, ещё далеко. США частично сняли блокаду с нефтяной промышленности Венесуэлы, и корпорация Chevron вновь начала добывать нефть в поясе Ориноко и озере Маракайбо. Вашингтон не хочет обострять конфликт с Венесуэлой. Но этого хочет ExxonMobil. Ни венесуэльский, ни гайанский народы не выиграют от политического вмешательства ExxonMobil в регион. Именно поэтому так много венесуэльцев участвовали в референдуме 3 декабря, предвидя конфликт не между Венесуэлой и Гайаной, а между ExxonMobil и народами Южной Америки.

Источник: EXXONMOBIL WANTS TO START A WAR IN LATIN AMERICA, Vijay Prashad, People's Dispatch, popularresistance.org, December 06, 2023.

Гайана, Венесуэла, демократия, неолиберализм, империя, США

Previous post Next post
Up