В январе 2022 года британский министр образования заявил, что популярная поговорка «от реки до моря Палестина будет свободной» - антисемитизм, и её произнесение следует считать уголовным преступлением. Одновременно британское правительство усилило репрессии против движений солидарности с Палестиной, запретило госслужащим участвовать в антиизраильских протестах и приравняло антисионизм к антисемитизму.
Эти репрессии - продолжение старой английской политики поддержки израильского режима, новым этапом которой стала волна законов, запрещающих общественные движения за социальную и политическую справедливость, особенно демонстрации и политические акции. Британское правительство преследует такие движение как «Чёрные жизни имеют значение» (BLM) и «Бойкот, отказ от сотрудничества и санкции» (BDS), которые бросают вызов государственному насилию.
Эти репрессии спровоцировали новые акции солидарности и объединение протестных движений, что проявилось в демонстрациях и политических акциях в Соединённом королевстве. В этих демонстрациях согласовано действовали защитники прав палестинцев, беженцев и иммигрантов, активисты BLM, а также экологи и пацифисты. Несомненно, эти британские государственные репрессии окажут серьёзное влияние на деятельность движений солидарности с Палестиной. Последние правительственные шаги направлены на подавление протестов и политического самовыражения, поэтому необходимо народное сопротивление и единство.
Краткая история английской поддержки сионизма.
Британия поддерживала сионистский проект с самого начала колонизации Палестины, и это последовательно отражалось в британской внешней политике. В XIX-XX веках политическая верхушка Британии состояла из христианских сионистов, включая Ллойда Джорджа, который был премьер-министром в 1917 году, когда его правительство принимало Декларацию Бальфура. Эта приверженность сионизму, которая требовала отрицания национальных прав палестинцев, занимала ключевое место в британской внешней политике более 30 лет (с 1917 по 1948 год). Британские колониальные органы способствовали миграции десятков тысяч европейских евреев в Палестину и поддерживали создание сионистских организаций в обмен на подавление палестинского сопротивления английской и сионистской колонизации.
После основания Израиля в 1948 году и захвата более 80% территории Палестины англичане продолжали поддерживать сионизм. В 1950-60-х годах Англия помогала израильскому режиму в разработке ядерного оружия. Английское оружие поступало в Израиль на протяжении нескольких десятилетий, достигнув пика в 2018 году, несмотря на постоянные военные преступления и нарушения прав человека. Английское оружие активно использовалось и используется израильским режимом при всех нападениях на Сектор Газа, который более 15 лет находится в осаде. В 1967 году Лейбористская партия Британии осудила израильскую оккупацию остальных палестинских территорий, включая Восточный Иерусалим, но продолжала поддерживать тесные связи с израильскими правящими сионистами. Бывший британский премьер-министр Гарольд Уильсон называл израильский режим «замечательным экспериментом в социалистической политике».
Как раз в это время израильское правительство начало колонизацию Западного берега, Газы и сирийских Голанских высот. Причём британское правительство периодически заявляет, что «все поселения являются незаконными с точки зрения международного права» и израильский режим «должен немедленно прекратить их строительство». Но оно не только отказывается признавать Израиль виновным в совершении военных преступлений, но и вознаграждает его углублением торговых и дипломатических соглашений. Сегодня в более 200 колониях на Западном берегу находятся более 620 тыс. евреев. Эти колонии занимают большую часть Западного берега, подрывая все аспекты жизни коренных палестинцев.
Британская поддержка сионистского проекта продолжает отражаться в нынешней внешней политике. В 2018 году британский министр обороны заявил, что отношения между Соединённым королевством и Израилем - «краеугольный камень наших достижений на Ближнем Востоке». Иными словами, израильский режим защищает британские интересы в этом регионе, а взамен англичане защищают израильский режим. Хотя историческая идеологическая близость Британии с сионизмом объясняет новую волну репрессивных мер против движений солидарности с Палестиной в королевстве, важно понимать, что главную роль в этом играют собственные стратегические интересы Британии.
Репрессивные маневры королевского правительства.
Британское правительство давно занимается подавлением движений солидарности с Палестиной. Но недавние маневры ознаменовали новую эру британских государственных репрессий, которые окажут серьёзное влияние на деятельность общественных организаций. Одна из предпочтительных правительственных тактик - приравнивание правозащитной палестинской деятельности к терроризму, чтобы лишить палестинский народ всех прав человека. Эта тактика усиленно начала применяться после 11 сентября 2001 года и развязывания США «войны с террором» на Ближнем Востоке, к которой присоединилось Соединённое королевство. В 2003 году британские спецслужбы начали выискивать среди своих граждан «экстремистов», которые «поддерживают терроризм» или «могут стать террористами». В 2015 году эти поиски усиленно распространились в образовательных и медицинских учреждениях, сотрудников которых призвали докладывать на своих коллег.
Юристы и правозащитные организации сразу заявили, что эта тактика нарушает права человека, особенно после узаконивания принципа «докриминальности». Этот принцип означает, что спецслужбы получили право преследовать «потенциальных экстремистов», которые не совершили ни одного преступления. Один из главных признаков, по которым выискивают таких «экстремистов» - «чувство недовольства несправедливостью государственной политики». Неудивительно, что мусульмане больше других пострадали от таких репрессий, особенно если они «проявляют признаки религиозной приверженности». Это привело к созданию тяжёлой атмосферы в образовательных и медицинских учреждениях, сотрудники которых начали усиленно стучать друг на друга.
Британские спецслужбы считают сочувствие к палестинцам и даже интерес к Палестинскому делу потенциальным признаком экстремизма. «Словесная поддержка Палестины» и «оппозиция израильским поселениям» также стали признаками выявления «террористов» английскими силовиками. Забавно, что это противоречит официальным заявлениям британского правительства, которое формально называет израильские колонии незаконными. По этой логике, Министерство иностранных дел Британии необходимо обвинить в потенциальном экстремизме.
Пагубные последствия политики дискредитации защитников палестинцев в Британии сразу же стали очевидны. В 2014 году учителя заложили полиции маленького мальчика за значок «Свободу Палестине» и распространение листовок, осуждающих израильские бомбардировки Газы. Полиция устроила допрос этому мальчику прямо у него дома, потребовав прекратить говорить о Палестине в школе. Известно множество свидетельств слежки за студентами и преследований их в университетах за высказывание поддержки Палестины.
В добавление к терроризму и экстремизму, солидарность с палестинцами британские органы госбезопасности часто приравнивают к антисемитизму. Эта стратегическая клевета превратилась в глобальную кампанию, инициированную израильским Министерством стратегических дел, специально созданным для подавления движений бойкота Израиля и солидарности с Палестиной. В 2018 году британское правительство сознательно начало приравнивать антисионизм к антисемитизму, считая, что «отказ еврейскому народу в праве на самоопределение, например, путем утверждения, что существование государства Израиль - расистский проект» - это антисемитизм. Это делается для преследования организаций солидарности с Палестиной, которые оправданно критикуют израильский режим, что особенно возмутительно на фоне игнорирования европейских националистических ультраправых группировок.
С 2020 года британские власти заставляют все университеты преследовать своих студентов и учителей, выражающих сочувствие к палестинцам. В октябре 2020 года британский министр образования пригрозил лишить финансирования университеты, которые отказываются этого делать. Большинство университетов покорилось, что привело к катастрофическим последствиям. Например, администрация Шеффилдского университета Халлама отстранила от работы палестинского академика Шахд Абу Салама до завершения расследования её публичных высказываний в поддержку Палестины. Это расследование было прекращено только после массовых студенческих протестов.
Обвинения в антисемитизме критиков израильских преступлений легли в основу нападок на движение BDS, которое призывает к бойкоту Израиля. Британское правительство составило специальный закон, направленный на преследование этого движения. В 2016 году правительство официально заявило, что призывы бойкотировать закупки израильских товаров - это преступление. В своём предвыборном заявлении 2019 года Консервативная партия пообещала «не допускать, чтобы государственные органы вводили прямой или косвенный бойкот или санкции против иностранных государств».
Хотя в этом заявлении не говорилось прямо о BDS, все понимали, что это так. Например, член парламента Роберт Дженрик публично заявил: «Через год или два мы полностью запретим BDS, и это будет большой шаг вперёд». Посетив Иерусалим в 2019 году, член парламента Эрик Пиклза заявил, что движение BDS антисемитистское, и новый британский закон запретит призывать к бойкоту израильского режима. В мае 2022 года, выступая в парламенте, королева заявила, что в Британии будет «закон, который помешает государственным учреждениям участвовать в бойкотах, подрывающих сплочённость общества». Помимо удара по движениям солидарности с Палестиной этот закон затронет и другие организации, которые протестуют против нарушений прав человека по всему миру. В заявлении группы британских НПО отмечается, что это «подавит широкий спектр кампаний против торговли оружием, климатических изменений, нарушений прав человека и других глобальных проблем».
Но кроме подавления призывов к бойкоту, активисты сталкиваются с юридическими запретами протестов против социальной несправедливости и угнетения сообществ иммигрантов и беженцев. Правозащитники называют это скатыванием к полицейскому государству. Примером этого является Закон о гражданстве и границах, который запрещает иммиграцию и объявляет вне закона просителей убежища из определённых регионов мира. Кроме того, подготавливаются реформы по ограничению прав человека для беженцев. Большую тревогу вызывает Закон о полиции, преступности, приговорах и судах, который расширяет полномочия полиции и других силовых ведомств. Правозащитники говорят, что этот закон провоцирует превышение власти, подавление протестов и основных гражданских прав.
По этому закону полиция может самостоятельно объявлять неугодные протесты незаконными, арестовывать и предъявлять обвинения их участниками и организаторам. Протест может назваться незаконными, если он вызывает слишком много беспокойства, и любого его участника можно арестовывать и обвинять за организацию и распространение информации о протестах. Этот закон также предусматривает уголовную ответственность за «незаконное проникновение на территорию», что направлено не только на подавление протестов, но и на преследование цыган и беженцев. В этом законе прописываются такие меры наказания как тюремные сроки и крупные штрафы, чтобы отпугнуть граждан от участия в общественных протестах и других формах выражения несогласия.
Сопротивление полицейскому государству.
Все эти юридические меры направлены на запугивание и подавление активистов, которые хотят проводить акции протестов и солидарности. Но многие активисты продолжают бросать вызов государственным репрессиям в Британии. Например, Национальный студенческий профсоюз, при поддержке преподавателей, начал борьбу с преследованием инакомыслия в университетах под лозунгом «Студенты - не подозреваемые». В начале 2021 года сотрудники Университетского колледжа Лондона опубликовали письмо, в котором говорится, что приравнивание критики Израиля к антисемитизму не соответствует действующим законам. После этого многие университеты стали отказываться запрещать антиизраильские протесты.
Британская ассоциация ближневосточных исследований опубликовала заявление с критикой преследования защитников прав палестинцев, способствующего укреплению расизма. Были также опубликованы открытые письма 135 израильских учёных и нескольких палестинских и арабских интеллектуалов, которые называют незаконными обвинения защитников прав палестинцев в антисемитизме. Объединение студентов и преподавателей - важный фактор в борьбе с репрессивной университетской политикой. Также крайне важно, чтобы преподаватели отказались от массовой слежки за студентами и доносительства. Благодаря этому пока удаётся сохранить движение BDS. С 2017 года Кампания солидарности с Палестиной вместе с профсоюзами борется против государственного преследования BDS. В апреле 2020 года эти усилия привели к победе в британском Верховном суде, который вынес решение о незаконности запрета вывода инвестиций из компаний, связанных с израильским режимом, и способствующих нарушениям прав палестинцев.
В 2020 году региональный конституционный суд Германии, сославшись на нарушение основных прав, вынес решение о незаконности запрета бойкотов. В мае 2021 года французский уголовный суд в Лионе признал законность призыва к бойкоту. Европейский центр правовой поддержки разрабатывает «юридические инструменты для участия в стратегических судебных разбирательствах для поддержки гражданско-общественной деятельности». Такие усилия позволяют создавать юридические прецеденты защиты общественных движений. «В течение многих лет Израиль и его партнёры вели войну за делегитимизацию защиты прав палестинцев, включая палестинский призыв к бойкоту, отказу от сотрудничества и санкциям. Речь королевы показала, что британское правительство намерено продолжать бороться с бойкотом Израиля. Наша победа в Верховном суде должна стать ударом по этому», - сказал представитель Кампании солидарности с Палестиной.
Но кроме преследований акций солидарности с Палестиной, правительственные меры угрожают всему спектру свободы выражения мнений и демократических институтов. Движение солидарности с Палестиной - не единственная цель британского правительства, ведь Закон о полиции, преступности, приговорах и судах создан для подавления всех протестов, включая движение за права чернокожих BLM. С начала 2021 года тысячи людей участвовали в британских демонстрациях против этого закона. Из-за этого парламент дважды отклонял этот закон, ссылаясь на озабоченность его репрессивным характером, но всё-таки принял его 28 апреля 2022 года. Активисты заявляют, что продолжат борьбу против правительственных репрессий и за право на протест. «Наша коллективная сила пугает правительство и корпорации, которые наживаются на убийствах и разрушениях, и пока британское правительство проводит политику полицейского государства, эта коллективная стратегия может защитить нас от правительственных репрессий», - сказал представитель Кампании солидарности с Палестиной.
Источник: يارا هواري,
تاريخ الدعم البريطاني للصهيونية وتجريم التضامن مع فلسطين, noonpost.com, 09.06.2022.