Статья о саббатианских корнях лайтмановской каббалы

Oct 27, 2009 14:46

http://www.migdal.ru/judaism/3059/

Ю. Фрей
Каббала Михаэля Лайтмана
Подробный научный анализ учения М. Лайтмана и его прецедентов в еврейской истории.

«Почему ты до сих пор не перенял у ней этой каббалистики?» - вопрошает один из героев пушкинской «Пиковой дамы».

И действительно, почему? Ведь каббалистика, или Каббала, как теперь ее называют в просвещенной России, позволяет, «находясь еще в этом мире, ощутить духовные миры в полной мере, во всем объеме мироздания, получить такие ощущения, над которыми не властны ни рождение, ни смерть <...> Изучение Каббалы даст человеку ответы на все вопросы» [1]. Так считает новый харизматик от Каббалы, ныне израильский гражданин, а в прошлом наш соотечественник М. Лайтман.

Тут тебе и светское, и духовное, а кроме того, все «по-научному». Названия книг говорят сами за себя: «Каббала: основные положения», «Наука Каббала» и т.п. Нынешние российские каббалисты полагают Каббалу знанием универсальным, то бишь доступным всем, без различия пола, расы и веры. «Никакой дискриминации в духовном мире нет, только справедливость истины» [2]. Так что никакого тебе ущемления, все права человека соблюдены, все до единого.

Книги М. Лайтмана и переводы каббалистических текстов, издаваемые Научно-просветительским фондом «Древо жизни» и группой «Kabbala.org.ru» [3] объединены в серию с несколько курьезным названием «Каббала. Тайное учение.» - «тайное», хотя и «ставшее явным», если принять во внимание тиражи этих книг, которые колеблются от трех до двенадцати тысяч экземпляров. Называя свое учение тайным, эта издательская группа придерживается, видимо, того радикального мнения, согласно которому, чем более учение открыто, общедоступно, тем менее оно понятно профанам, а лучший способ скрыть что-либо - трубить об этом на каждом углу. Хотя, возможно, имеется в виду, что учение это сокрыто от глаз непосвященных в тайны каббалистической терминологии, ибо не утруждая себя поиском адекватных конструкций на русском языке, переводчики этих книг просто транскрибируют множество ивритских слов русскими буквами. Интересно, что подобная переводческая стратегия, по всей вероятности, себя оправдывает, ибо текст действительно выглядит таинственно и «аутентично». Впрочем, у всякой науки должен быть свой аппарат, а в этом смысле сам Лайтман и его ученики вполне последовательны.

Попробуем наугад раскрыть книжку Лайтмана и насладиться светом премудрости, столь щедро изливаемой на наши грешные головы: «...В таком случае человек уже может существовать как духовный объект, поскольку состоит из правильной пропорции веры и разума, называемой средней линией, благодаря которой человек достигает совершенства. Та часть знания, раскрытия, левой линии, которую человек может использовать, в соответствии с величиной своей веры, правой линией, дополняются к тем духовным свойствам, которые он обрел ранее, в состоянии катнут. Приобретенный духовный уровень называется гадлут, килим длекабэль аль-минат леашпиа» [4].

В этом маленьком, произвольно взятом отрывке как в капле воды отражается весь океан лайтмановского творчества. Вы думаете, что вы любите, надеетесь, желаете или мыслите, что вы - это целый мир идей, чувств и переживаний? Ничуть не бывало! В лучшем случае - вы «духовный объект». Право-лево, ать-два, вот вам и «гадлут», и «килим длекабэль аль-минат леашпиа». А что, собственно, еще нужно: человек - это ведь машина. Залил бензин и поехал. А тут бензин первосортный, из самого Иерусалима, от древних мудрецов. Тут тебе вс? чин чином: и занятия по ночам, и слова непонятные настолько, что пока разберешься, что же, собственно, тебе хотели сказать, многое уже поневоле выучишь, тут тебе и учителя-наставники. И все о духовном, о духовном...

Попробуем все же пробиться сквозь совершенно невразумительный язык - темный до такой степени, что в тексте не всегда понятно, где опечатка, где очередная ивритская аббревиатура, - и приблизиться к свету мудрости.

Что из себя представляет учение Лайтмана? Это несколько упрощенный, мы бы сказали «гностифицированный» извод хасидского мистицизма, извод, в котором, в отличие от хасидской литературы, очень слабо чувствуется дух мидраша, а основной упор делается на сухие и сложные теософские схемы. А ведь именно наличие в Каббале мидраша делает ее узнаваемо еврейским феноменом, именно это ее свойство препятствует распространению ее в нееврейском мире и защищает Каббалу надежнее, чем любые запреты обучать ей иноверцев. Лишившись этого основания, Каббала готова к распространению в массы, что, заметим, всегда чревато печальными последствиями, какие бы благие намерения за этим ни стояли. Итак, перед нами изложенное на языке родных осин учение лурианской Каббалы [5], правда, до предела схематизированное и прочитанное в очень специфической манере.

Автор данной версии - один из крупнейших каббалистов XX века Лейб Йехуда Халеви Ашлаг, родился в 1885 году в Варшаве, обучался у разных хасидских учителей, а наставление в «мистической науке» получил от некоего человека, имя которого он так и не захотел открыть. После интенсивных трехмесячных занятий со своим неназванным учителем Ашлаг осознал, что его миссия заключается в истолковании Каббалы Ицхака Лурии, чьим перерождением он себя полагал. Накануне своего 36-летия он покинул Польшу и переехал в Палестину, где стал раввином в Гиват Шауле. Ашлаг - автор множества трудов по Каббале, из которых наиболее известный - перевод «Сефер ха-зохар» («Книги Сияния») с арамейского на иврит, снабженный его собственным комментарием «Сулам». Попробуем понять, в какой степени М. Лайтман следует Каббале своего учителя, для чего обратимся к учению, излагаемому Лайтманом.

«Причиной для создания реальности послужило желание Творца доставить удовольствие своим Творениям. Поэтому Творец создал Творение обладающим желанием наслаждаться тем, что Творец хочет ему дать. Для того, чтобы понять это, нужно учить Каббалу» [6]. Согласно учению р. Ашлага, два эти принципа, то есть дающий и воспринимающий, присутствуют в Б-жественном еще до начала творения, причиной которого становится желание воспринимающего начала стать ближе к началу дающему (типичный гностический мотив). Так или иначе, миры созданы Б-гом с целью их удовлетворения и все проблемы человека происходят исключительно от несогласия или незнания этой Б-жественной цели. Каббала представляет собой некое либретто Б-жественных действий (Лайтман использует здесь слово «инструкция»). Постигая его, человеческая душа способна получить высшее удовлетворение и переродиться в некоторый новый принцип, сущность которого в том, чтобы воспринимать с целью отдавать. Для картины мира, рисуемой Лайтманом, характерен крайний персонализм, психологизм. В человеке борются два противоположных принципа: эгоистический и альтруистический. «Мы все построены на эгоизме, это наш материал. Его и только его создал Творец, и только из этого эгоистического материала создано все мироздание» [7].

Поскольку человек и космос изоморфны друг другу, то схемы, описывающие состояния духовных миров, применимы также при описании духовного состояния индивида. «...Духовное начинается тогда, когда в человека свыше помещают черную точку в сердце, стремление к духовному. Ее нужно развить до состояния полного духовного желания - парцуфа, в котором потом и получают духовную информацию, духовное ощущение» [8]. «Черная точка», «парцуф» - все это термины, которыми в классической Каббале описываются высшие миры, а не человеческие состояния. Однако подобное переосмысление характерно для литературы хасидизма.

Различие систем Лайтмана и Ашлага кроется не в теософии (Лайтман, следуя Ашлагу, воспроизводит в своих книгах обычные теософские схемы лурианской Каббалы), а в отношении к Писанию. В Каббале Лайтмана в качестве Откровения выступает уже не Тора (как у р. Ашлага) с ее всеобъемлющими законами, а теософская Каббала - то есть в данном случае некая иерархическая система знания, гнозис. В отличие от исторических гностиков, многие из которых очень прохладно относились к Закону и иудаизму в целом, Лайтман и его последователи гораздо более нейтральны. Они даже не отрицают необходимости соблюдения заповедей для евреев, однако фокус интереса явно смещается в сторону каббалистической теософии. Согласно учению Лайтмана, Тора, Агада, Талмуд и Каббала - это четыре равноценных источника сокровенного знания о мире, творении и избавлении. Однако Каббала - это путь, наиболее приспособленный для нашего мира. «В изучении Каббалы заложены ни с чем не сравнимые возможности. Даже если они не понимают, что они учат, но у них есть сильное желание понять это, то они, с помощью учебы возбуждают окружающий свет. Это значит, что каждому гарантировано, что он достигнет высочайших духовных вершин» [9], - то есть все изучающие Каббалу достигают той стадии в Б-жественном, к которой, согласно мнению ряда хасидских учителей, люди восходят только при соблюдении заповедей.

Приведем здесь еще одну важную цитату о Каббале и религии: «Каббала называется тайной наукой, так как только постигающий ощущает истинную картину мироздания, и лишь для него эта наука становится явной. Каббала была всегда в стороне от обычной религии, потому что она занимается совсем иным воспитанием человека <...> Насколько Каббала далека от обычной религии, можно убедиться на примере того, что великие знатоки религиозных законов и заповедей в нашем мире - раввины, руководители религиозных масс - не изучают и не знают Каббалу. Незнание Каббалы совершенно не мешает религиозному человеку соблюдать заповеди, вести религиозный образ жизни. Это связано с тем, что Каббала говорит не о выполнении чего-то в действии, а о том, как создать в себе правильное намерение «ради Творца» (ли шма), что к обычной религии не имеет никакого отношения» [10].

Этот мощный антирелигиозный выпад отличает Каббалу Лайтмана от Каббалы р. Ашлага и большинства его последователей. Хотя называть Каббалу «наукой» придумал сам р. Ашлаг. В какой-то момент это должно было способствовать привлечению новых учеников, то есть приехавших в Эрец Исраэль евреев-атеистов, которых отпугивало все связанное с религией. Однако нельзя забывать, что тогда этот призыв был обращен именно к нерелигиозным евреям, а отнюдь не ко «всем людям доброй воли».

Еще одно принципиальное отличие от Каббалы р. Ашлага - представление о том, что со времен Ари (Ицхака Лурии) Каббалу должен изучать каждый, включая неевреев. Эта точка зрения отнюдь не является общепризнанной в среде ашлаговских хасидов. Кроме всего прочего, известно, что со дня смерти Лурии множество раз провозглашались запреты и ограничения на изучение Каббалы, запреты на издание каббалистических книг и т.п. Особенно много подобных запретов было вынесено в XVIII веке в связи с широким распространением саббатианской ереси. Эти запреты, а вернее, осторожное отношение к Каббале, которая сама по себе, естественно, никогда ересью не считалась, до сих пор сохраняется в еврейской религиозной среде. Не случайно сотни людей, по собственному признанию Лайтмана, отговаривали его от занятий Каббалой [11].

Зададимся, однако, вопросом: существовали ли в истории подобные прецеденты разделения Каббалы и Галахи? Не приходилось ли и прежде Каббале выступать в качестве универсальной науки?

Как известно, нет ничего нового под еврейским солнцем. В середине XVIII века известный борец с саббатианской ересью р. Яаков Эмден писал: «...Мы должны быть внимательными, чтобы суметь распознать истинную сущность трудов Шабтая Цви и его проклятых учеников, которые смешали вместе книги настоящей Каббалы и писания Ари, сильно искаженные этими грешниками, <...> которые целыми днями заняты только тайной наукой, насколько я слышал об этом новом обычае, распространившемся в восточных странах [12], и не хотят изучать значение и исполнение заповедей, но ищут в Торе внутренний смысл, изучая только Сефер ха-зохар и работы Лурии, - и это все за наши грехи [распространились] подобные заблуждения и ошибки, и такое [изучение Каббалы] наносит большой ущерб народу Израиля, ибо уже не считается необходимым исполнение заповедей» [13].

Один из саббатиан XVIII века, Эфраим Гиршфельд, обвиненный в распространении иудаизма среди христиан, говорил в свое оправдание на процессе, что отрицает зависимость Каббалы от какой-либо «положительной» религии, и доказывал, что любой человек, будь то католик, мусульманин или еврей, который занимается ею, выходит таким образом за рамки своей собственной религиозной традиции и достигает «единственной, истинной, чистой и всеобщей религии» [14].

В общем-то всякий раз, когда Каббала отдалялась от Галахи и отправлялась в свободное плавание, она рано или поздно вообще порывала с иудаизмом. Последователи такой Каббалы - это денм? в Оттоманской империи, франкисты в Центральной Европе, христианские каббалисты, современные ученые - кто угодно, только не галахические евреи.

Если современный исследователь Л. Кацис удачно назвал немецких и русских евреев начала XX века «неомарранами», то каббалистов школы Лайтмана мы можем назвать «неосаббатианцами». Поразительно многое объединяет Каббалу Ашлага-Лайтмана со взглядами саббатиан: это и некоторые ключевые детали учения, такие как представление о бинарном принципе внутри Б-жества, и отношение к возможности и необходимости изучения Каббалы женщинами и иноверцами, а также восприятие каббалистического текста как магического заклинания, смысл которого совсем не обязательно понимать, - против чего, кстати, также выступал Яаков Эмден, считая это специфически саббатианским обычаем.

Однако это новоявленное учение не просто повторяет некоторые саббатианские принципы, оно скорее является саббатианством на современном этапе, саббатианством, лишенным каких-либо теплых чувств по отношению к Шабтаю Цви, но усвоившим отдельные детали Каббалы его ближайших последователей и развивающим ее в духе квазирелигии New Age, одним из направлений которой эта Каббала и становится. Именно поэтому наряду с обильно используемой каббалистической терминологией в книгах Лайтмана присутствует явно оккультистский терминологический пласт, очевидный для всякого, кто знаком с современной литературой по «эзотерике». Здесь есть и «духовная информация», и «биологический компьютер», и «отрицательное энергетическое влияние», и множество подобных идиом, характерных для современной оккультной литературы.

Не удивительно, что подобная гремучая смесь, в которой соприсутствуют Каббала (вполне «галахическая» и более или менее еретическая) и оккультизм с его многочисленными «энергиями», вызывает большой энтузиазм у современной российской публики, а центры по изучению Каббалы растут как грибы после дождя. Сейчас еще невозможно предугадать последствия этого мощного каббалистического вливания в русскую культуру, в которой до сих пор не было подобных прецедентов. Никогда Каббала в России не становилась достоянием многих, так что трудно сказать, каковы будут результаты поистине титанической работы по переводу и распространению каббалистических текстов, проделываемой группой Лайтмана.

«...Вся наша жизнь - это ощущение недостатка в чем-то и погоня за его удовлетворением» [15]. Так говорит Лайтман. Казалось бы, подобные воззрения должны быть популярны скорее в Америке, чем в России. Однако здесь, в России, учение это предназначается некоему вполне определенному слою людей, ориентированных на достижение «успешности» или «удовлетворения» в лайтмановском смысле этих слов. В Москве аудитория Лайтмана - это студенты, бизнесмены, «золотая молодежь». Он обещает своим ученикам: «В будущем миллионы людей будут учить Каббалу. Те же, кто изучает Каббалу сегодня, будут преподавать ее грядущим поколениям» [16]. И, надо думать, небескорыстно.

Быстро же мы миновали период Нового Средневековья, предсказанный одним из русских философов, и вновь оказались в XVIII веке с его мистикой, тайными обществами, а главное - с неутолимой жаждой просвещения, которая заставляет отбросить минимальную критичность и с удовольствием принимать на веру все что угодно, но в особенности все =таинственное= и =духовное=. Так что, господа, спешите овладевать каббалистикой - дамой, приятной во всех отношениях. А что до жаждущих духовной жизни грядущих поколений, так у них всегда найдутся 5 золотых монет, чтобы закопать их в стране дураков.

[1] Лайтман М. Наука Каббала (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2001. С. 7.
[2] Лайтман М. Плоды мудрости (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2002. С. 305.
[3] Многочисленные тексты и материалы этой группы можно найти на сайте фонда «Древо жизни» ( www.kabbala.org.ru ) и на сайте каббалистической группы «Бней Барух» ( www.kabbalah-web.org ).
[4] Зоар (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2002. С. 661. Мы сохраняем авторскую орфографию и пунктуацию.
[5] Лурианская каббала - одно из течений в еврейской мистике, основателем которого был р. Ицхак Лурия (Ари), цфатский каббалист XVI в. См. о ней и ее учении: Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Иерусалим, 1989. Т. 2. С. 57-112.
[6] Лайтман М. Наука Каббала (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2001. С. 427.
[7] Лайтман М. Наука Каббала. С. 11.
[8] Там же. С. 14.
[9] Лайтман М. Наука Каббала. С. 447.
[10] Там же. С. 8.
[11] Лайтман М. Плоды мудрости (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2002. С. 309.
[12] имеется в виду Оттоманская империя. - =Ю. Ф.=
[13] Эмден Я. Митпахат сфарим. Львов, 1871. С. 77. Цит. по: Idel M. Perception of kabbalah in the second half of the 18th century // The Journal of Jewish Thought and Philosophy. Vol. 1. 1991. P. 57, 105.
[14] Katz J. Jews and Freemasons in Europe. 1723-1939. Cambridge (Mass.), 1970. P. 49.
[15] Зоар (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2002. С. 12.
[16] Лайтман М. Наука Каббала (Серия: Каббала. Тайное учение). М., 2001. С. 10.

"наука" каббала, саббатианство, михаэль лайтман, бааль сулам

Previous post Next post
Up