О еретических заблуждениях Ю.Ю.Воробьевского

Dec 21, 2013 00:19


Один из моих любимых церковных писателей современности - Юрий Юрьевич Воробьевский. Всегда поражался его необыкновенной способности осваивать и систематизировать огромный, просто-таки необъятный, и достаточно сложный материал на различные темы: исторические, культорологические, религиозные, политологические и т.д. Многое в своих исследованиях я почерпнул из книг этого маститого православного конспиролога.

Но нельзя не сказать и о достаточно серьёзных ошибках, которые Юрий Юрьевич допустил в своих трудах. Я не буду говорить о его примитивной интерпретации иудейских текстов, касающихся кровавого навета, об апологии Распутина, возвещении пришествия "из среды русского народа" некоего "благоверного Царя" перед концом света и т.п. Все это, в принципе, имеет право на существование, в рамках церковного разномыслия, хотя лично я и не могу с этими его воззрениями вполне согласиться. Но есть вещи гораздо более принципиальные.

Есть у Воробьевского просто фактическая ложь, скажем, про арест и расстрел чекистами ксендза Пранайтиса. Но есть у него и ещё одна, вопиющая ложь - ересь, которая извращает основы христианства.

Вот, что мне встретилось в его новой книге "Черный ящик" (2013):



(Стр.138)
Что ж, возвещая образование во Христе нового человека, действием божественной благодати возвышающегося над падшей тварью, церковное предание допускает возможность изменения человеческой природы до образования нового биологического вида и через синергию с падшими духами, "по действу сатанину" (2 Сол. 2,9)

(Стр.156)
Те же из людей, кто пьет кровь, изменяют свою человеческую природу, доводя ее до родства с демонами или приглашая их вселяться в свое тело.

<...>

Некоторые люди "изменили саму человеческую природу свою, низведя ее до сродства с демонами и войдя в необходимость вкушения жертвенной человеческой крови для поддержания жизни своей и энергии, за что получили от Святой Церкви прозвание "видимых бесов"...

Здесь Воробьевским повторяется еретическая мысль о том, что человеческая природа под действием сатанинским может пресуществиться. Еретическая, прежде всего, потому, что наделяет сатану творческой божественной силой, способной производить новые существа, в частности - "видимых бесов". Однако, на этот счёт ещё Златоуст учил:

Демонами делаются <...> души живущих во грехах, не потому, чтобы переменилось их существо (οὐ τῆς οὐσίας αὐτῶν μεταβαλλομένης), но потому, что воля их подражает злобе демонов. Указывая на это, и Христос говорил иудеям: вы отца вашего диавола есте (Иоан. VIII, 44); сынами диавола Он назвал их не потому, чтобы они изменились в существо его, но потому, что совершали дела его; поэтому Он и присовокупил: и похоти отца вашего хощете творити.

Итак, "видимыми бесами" становятся не изменяясь в сущности, но по причине направленности воли ко злу, по причине подражания злобе бесовской и совершению дел сатанинских. Об этом же учит прп.Антоний Великий:

Демоны не суть видимые тела; но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные; ибо, принявши сии помышления, мы принимаем самих демонов, и явными их делаем в теле.

Да, следует сказать, что у части православных есть определенный соблазн последовать за учением о пресуществлении под действием сатаны, ибо весьма трудно признать, к примеру, последнего антихриста - наиболее отъявленного "видимого беса" - единосущным, т.е. тождественным по природе, всем людям: уж слишком противоестественной выглядит вся его жизнь, как пишет свт.Феофан Затворник:

Человек беззакония - пребеззаконный, пропитанный беззаконием, сущность которого - беззаконие. Беззаконно родится, беззаконно будет жить, сам беззаконствуя и расширяя беззаконие всюду, в беззаконии и погибнет. Он будет полное осуществление беззакония, и ничего в нем не будет, кроме беззакония. Не одно только богоборство будет отличать его, хотя оно будет очевиднее всего, а всякий грех.

Однако, даже при таком положении дел святитель не допускает мысли об "образовании нового биологического вида", и неуклонно следует церковной ортодоксии:

Но он будет человек, как и всякий другой, из души и тела состоящий, только полное орудие сатаны.

Так что, необходимо констатировать, что высказывание Воробьевского о том, что, дескать, "церковное предание допускает возможность изменения человеческой природы" ложно и еретично, и годится больше для какого-нибудь иудейского каббалистического трактата, а не для православного сочинения.

видимые бесы, книги, иоанн златоуст, антихрист, антоний великий, юрий воробьевский

Previous post Next post
Up