В мае 2010 года Гельман М.А. объявил о том, что в сентябре покинет пост директора музея современного искусства PERMM. Свое решение он объяснил тем, что «музей на полтора года входит в ремонтную стадию». Однако совсем отказаться от сотрудничества с музеем Гельман М.А. не собирался - галерист заявил о намерении стать председателем попечительского совета PERMM.
Гельман М.А. в мае полон оптимизма: «Смотрю на программу «Живой Перми» и понимаю, в Перми точка невозврата пройдена. Нужен еще год, чтобы довести начатое до уровня действующих механизмов и меня практически безболезненно можно изымать. Год быстро пройдет. И что делать?».
Бравируя, он предлагает несколько вариантов развития своей будущей жизни:
«1. Продолжать. Расширять, углублять, утаптывать. Перевезти семью в Пермь. Ворчать при появлении новых варягов (а они теперь валом пойдут).
2. Уехать в Индию. Не как раньше, а надолго. Книжку написать, карму почистить. Зимой на море, летом в горы. Помолчать. Представляете, месяц в ашраме не произнести ни слова.
3. Вернуться в Москву. Предложили синекуру. Почетная должность, самому делать ничего не надо. Советовать. И ездить на открытия по миру.
4. Новый проект замутить. Ну, типа силы есть. И проекты есть».
К числу новых проектов, где креативность Гельмана М.А., естественно, будет востребована можно отнести реализацию программы «Культурная столица Европы» после 2019 года.
Предложения по этому поводу в январе 2011 г. направлены от пяти российских партнеров Пермского края и пяти зарубежных (организаций и физических лиц, представляющих страны Евросоюза) в Совет Европы и Еврокомиссию.
Одним из приоритетных проектов краевых властей является получения для Перми статуса «Культурной столицы Европы». Предполагалось получить этот статус к 2017 году. Проект «Пермь - культурная столица Европы» по замыслу властей должен стать новым толчком в развитии экономики Прикамья за счет увеличения туристического потока.
В июне 2010 года новый проект Гельмана М.А. «Культурный альянс (региональный аспект)» получил поддержку партии «Единая Россия»: было объявлено, что к осени на основе его предложений «будет составлена партийная программа».
Координатором проекта, который, по замыслу его авторов, должен «поднять уровень развития культуры в регионах и объединить их в единую сеть» от «единороссов» стал музыкант Бутман И.
Целью проекта «Культурный альянс (Региональный аспект)» станет создание механизма модернизации культурной жизни в российских регионах.
Эксперты полагают, что это еще один аспект модернизации, связанный с продвижением современного искусства в провинцию.
Гельман М.А. заявил: «Если мы не создадим нормальную культурную жизнь вне столицы, то мы потеряем страну. В этом случае проблема культурной политики станет уже непосредственно политической проблемой. Обеспечить культурную жизнь, даже элементарный досуг, провинция за счет своих ресурсов не способна. Москва, оторванная от остальной страны, в этом деле не помощник, единственный выход, создавать альянс городов и проводить децентрализацию культурный жизни.
Этот проект - сетевой. В том смысле, что в альянс будут включены города с большой численностью населения. Но они уже должны будут создавать вокруг себя свою сеть. Мы планируем через 2 года иметь, где-то, 25-30 городов.
«Культурный альянс» альтернатива министерскому, бюрократическому управлению культурой. Цель проекта - забросить в культурную среду провинциальных городов некие дрожжи с тем, чтобы через два года процесс модернизации стал автономным и необратимым. Пример этого - мультимедийный фестиваль современного искусства «Живая Пермь», который проходил в этом городе с 8 по 12 июня 2010 г.
Культурный обмен важная, но не единственная часть проекта. Модернизация сферы культуры должна пройти точку невозврата. Дальше процессы должны пойти стихийно. Успех проекта в Перми начал проявляться именно тогда, когда стало больше частной инициативы и меньше государства. Например, фестиваль «Живая Пермь», в котором около 195 событий, и только 20 - это проекты, инициированные нами, остальное частная инициатива. И я надеюсь, что так же будет и в других городах.
Ульяновск и Казань стали первыми претендентами на включение в «Культурный альянс» благодаря тому, что там городские и областные власти проявили к нему интерес. Директор Приволжского филиала государственного Центра современного искусства в Нижнем Новгороде Гор А. несколько лет руководила проектом «Культурная столица Поволжья». Она согласна, что «Альянс» не получится без поддержки первых лиц регионов. Важны не столько деньги, сколько политическая воля и желание, которые в провинции - в дефиците.
Мы делаем поворот и говорим, что культура обеспечивает базовую потребность человека, одну из важных составляющих качества жизни. Поэтому она является не «социалкой», она является частью развития. Наша политика будет направлена не на деятелей культуры, а на все население, а деятели культуры должны стать инструментами реализации программы».
Директор департамента культуры и архивного дела Ульяновской области Ившина Т. пока с осторожностью говорит об участии Ульяновска в «Культурном альянсе». Она считает, что любой масштабный проект такого рода потребует больших финансовых затрат, но не против того, чтобы пригласить в город актуальное искусство, даже если оно вызовет неприятие, как это было в 2001 году, когда Ульяновск был объявлен «Культурной столицей Поволжья»:
«Это дорогостоящий проект, в первую очередь необходимо его материальное воплощение - площадка, где планируется разместить галерею современного искусства; люди, которые должны там работать… Марат приехал и уехал, кураторы проектов приехали и уехали, а галерея должна вести самостоятельную работу».
Тот факт, что «Культурный альянс» стал проектом «Единой России», Гельмана М.А. не смущает. Он говорит об этом так: «Путин В.В. же воспользовался выставкой в музее Гугенхайма, чтобы поговорить с Клинтоном Б., но выставка от этого не стала хуже».
14 ноября 2010 г. состоялся «круглый стол» «Культурный альянс» при поддержке партии «Единая Россия». Идеологи и практики «пермской культурной революции» - Гельман М., Мильграм Б. - делились опытом с регионами, желающими войти в расширенный альянс. Приехали представители Твери, Пскова, Казани, Ульяновска. Несколько часов руководители региональных культурных ведомств общались друг с другом, пытаясь нащупать точки соприкосновения и наметить колею, по которой можно начать двигаться.
Гельман М.А. в августе 2010 г. обнародовал свои планы о том, какие музеи появятся в Перми в ближайшее время: «Итак, следующий «музей пермских древностей», потом музей фотографии, - это уже решено. Обсуждаются музей техники (совместно с московским политехническим), музей дизайна (на основе коллекций Архипова, Петлюры и еще парочки)».
Это не окончательный список. Гельман М.А. сообщил, что о вариантах реализации музея пермских древностей: «есть как бы две концепции, одна - музейно-учебный центр. С кучей интерактива и возможностью проводить уроки со школьниками прямо в музее. Другая - более научная. Но тогда надо новые экспедиции организовывать, подключать университетских, так как коллекция очень неровная. Большая по объему, но шедевров немного. В версии учебно-методической провалы в коллекции можно заменять точными макетами».
В 2011 году начнет действовать целевая программа «Вторая жизнь», которая займется конверсией старых зданий промышленного назначения, полностью или частично утративших свой функционал.
Первой вероятной «жертвой» конверсии станет железнодорожный вокзал Пермь-I, который может превратиться в музей пермских древностей. На очереди - трамвайное депо в Разгуляе, в нем планируется разместить киностудию, со съемочными павильонами или музей фотографии.
Политехнический музей располагает огромным количеством экспонатов, которые трудно разместить на одной площадке. Поэтому появилось решение об открытии филиалов в других регионах страны.
Гельман М.А. подчеркнул, что переговоры идут достаточно плодотворно. Свое одобрение уже выразил губернатор края Чиркунов О.А. Что касается площадки для размещения филиала главного национального музея науки и техники, рассматривается одно из пермских трамвайных депо.
В Перми под патронажем вездесущего Гельмана М.А. создается фонд «Новое пермское наследие». Фонд предназначен для работы с представителями бизнеса и частными лицами, желающими оказать материальную помощь пермским музеям.
На первом этапе работы фонд объединит четыре музея: Пермскую государственную художественную галерею, Пермский краевой музей, Музей современного искусства PERMM и Музей ложки (г. Нытва).
Другой проект Гельман М.А. намерен реализовать при поддержке краевого минкульта. Суть его в том, чтобы на базе пустующих зданий создать сквоты - места, где за умеренную плату смогут работать и жить «представители творческих профессий».
Свой проект Гельман М. презентовал в сентябре 2010 г. на межрегиональной партийной конференции «Единой России» - «Развитие Приволжья 2010-2012», состоявшейся в Ульяновске. Там он сообщил о программе «Вторая жизнь», разработанной краевым минкультом. Суть ее в том, чтобы придать новую функцию старым зданиям. В качестве удачного примера реализации такой идеи в минкультуры приводили здание Речного вокзала, где сейчас располагается музей современного искусства, а также Дом Мешкова - туда переехал краевой музей.
Гельман М. ранее указывал, что вторую жизнь могут получить вокзал Пермь-1, где сейчас разместилась выставка музея пермских древностей, и трамвайное депо в Разгуляе - там планировалось создать киностудию или музей фотографии.
В Ульяновске Гельман М. поделился еще одним направлением этого проекта: «По ходу рассказал, что постиндустриальная экономика, интернет и увеличение числа фрилансеров приводит к тому, что надо задумываться не над жильем, а над проектированием пространств, в которых человек живет и работает. И над созданием территорий (домов), в которых живут люди одной или смежных профессий».
Речь идет о создании в Перми сквотов. Так на западе называют нелегально занятое помещение. Но в Перми они будут создаваться вполне легально - для «представителей творческих профессий». По замыслу Гельмана М., ранее нежилое помещение переоборудуют в дом, где одновременно будут размещаться рабочие места и жилье. Что касается Перми, то речь идет пока о двух домах, один из них по адресу: Лебедева, 11. Раньше там располагалась поликлиника №1 ГКБ №6. В такой дом планируется привлечь якорного арендатора, например, им может быть «Сява Продакшн», который уже в свою очередь будет «заманивать» деятелей культуры. Стоимость реконструкции Гельман М. оценить затруднился. Предполагается, что снимать жилье в сквоте можно будет либо на безвозмездной основе, либо за символическую плату. Это, по мнению Гельмана М., избавит краевой минкульт от серьезных затрат, которые идут на оплату гостиниц для приезжающих в Пермь. Авторы идеи опираются на удачный российский опыт (такие сквоты есть в Москве и Санкт-Петербурге), отмечая, что сегодня подобные арт-коммуны работают как бизнес-модель использования старых зданий.
Переговоры об использовании муниципальных пустующих зданий уже идут, это подтвердили в мэрии Перми: «Действительно, такие переговоры начались, но пока они находятся в начальной стадии на уровне разработки концептуальных подходов. Для начала эти идеи необходимо оформить в проект, учитывающий как идеологические посылы, так и финансово-экономические основы функционирования. Пока никаких официальных документов в департамент имущественных отношений о возможности предоставления пустующих помещений не поступало».
Предварительная концепция использования здания на Лебедева, 11 уже готова. Разработчики говорят, что у основного корпуса бывшей больницы есть два пристроя, которые образуют закрытую площадку - там можно проводить крупные мероприятия. Внутри здания большие помещения с высокими потолками, просторными широкими лестницами, много фойе и запасных выходов. Однако у здания есть минус - оно требует серьезного ремонта. Несмотря на это, авторы идеи говорят, что оно «идеально подходит под сквот».
В пермской организации Союза художников России, которая несколько лет назад испытывала трудности с помещением для работы, не выразили восторга от идеи создания таких сквотов. Председатель организации Исмагилов Р. считает, что «затея хорошая», но принимать участие в ней он не намерен: «Вряд ли туда будут приглашать пермский Союз художников, они в наших услугах не заинтересованы. Соберут, наверное, всяких неучей».
С момента появления Гельмана М.А. на политической авансцене Прикамья он сразу «оброс» региональными противниками. Так, в 2009-2010 годах в Пермском Законодательном собрании активно обсуждался приказ о присуждении Гельману М.А. премии Пермского края «За достижения в сфере культуры и искусства за 2008 года». Администрация губернатора оказала на них беспрецедентное давление. Очевидно, интерес вызывала, скорее, моральная сторона вопроса, чем материальная.
Депутаты несколько раз откладывали принятие решение по этому вопросу (с декабря 2009 был перенесён на февраль 2010, когда было отказано принимать), пока в июне 2010 года всё-таки не решили наградить всех остальных номинантов в списке, исключая Гельмана М.А.
Окунев К.Н., депутат Законодательного собрания Пермского края в феврале заявил: «Мы этот вопрос обсуждали на комитете по социальной политике и уже тогда рекомендовали министерству не выносить список на пленарное заседание в таком виде в силу неоднозначного отношения к Гельману М.А.
Сейчас это отношение не изменилось, наоборот, неприятие выросло. Очень обидно, что из-за одной кандидатуры не могут получить премию другие вполне достойные лауреаты. Именно поэтому я не участвовал в этом голосовании - воздержался. Наверное, надо проводить голосование по каждой из кандидатур, иначе блокируется весь список. Если убрать из него имя Гельмана М., я уверен, депутаты его поддержат единогласно».
17 июня 2010 г. депутаты ЗС окончательно отказались присуждать Гельману М.А. и Гордееву С.Э. премию Пермского края за достижения в сфере культуры и искусства за 2008 год.
Окунев К.Н., которого поддерживали Кузьмицкий Г.Э. и Фролов А.В., предложил утвердить премию для 6 номинантов, исключив из списка награждаемых «Русское бедное». Вариант Окунева К.Н., в котором Чупраков В.М., не усмотрел подвоха, который внесли на «переголосование», депутаты приняли. «За» принятие постановления в исправленном виде проголосовали 36 депутатов, «против» никого, шестеро воздержались и трое не голосовали.
В знак протеста против этого решения от получения премии официально отказались Печенкин П., Абашеев В., а также Лоевский О. и Милютин Ю.
Интересно, что семейство Агишевых в то время объявило об отказе от сотрудничества с министерством культуры и молодежной политики Пермского края Фонда поддержки культурных инициатив «Новая коллекция». Это, при, том, что Агишев А.В. и его супруга Надежда не раз были замечены на тусовках в музее современного искусства и прилюдно демонстрировали лояльность Гельману М.А., из-за которого все и произошло.
Агишев А.В.: «Не стану скрывать, что поначалу Фонд «Новая коллекция» вполне благожелательно отнесся к экспансии в культурное пространство Прикамья Гельмана М.А. и к прочим экспериментам краевого минкульта. Я сам внес в список лауреатов краевой премии в области культуры за 2008 год выставку «Русское бедное» и, соответственно, Гельмана М.А.
Фонд «Новая коллекция» участвовал в софинансировании и «Русского бедного», и других выставок в музее современного искусства PERMM, потому что ничего плохого в современном искусстве я не вижу. Когда на заседании ЗС депутаты ЗС исключили Гельмана М.А. из списка лауреатов, я был против, потому, что считал, что на ситуации сказалось неудачное появление именно в этот момент Лебедева А.А. и его скандальных высказываний в «Живом журнале». Но, каким бы, ни был, выбор депутатов, это их выбор, и его надо принять. Однако дальнейшие действия минкульта перешли все грани приличий. Сперва с подачи министра Мильграма Б.Л. на остальных лауреатов было оказано сильнейшее давление с целью организовать коллективный отказ от премии. Не получилось, и тогда, чтобы уладить ситуацию, на августовском заседании ЗС я предложил организовать вручение премий на Экономическом форуме в Перми, посвященном самой подходящей для этого теме - новой экономике и культурной политике. По моей мысли, это было бы своего рода примирением сторон.
Весь период своего нахождения в Пермском крае Гельман М.А. добросовестно «опекает» Чиркунова О.А.
Несмотря на его громогласные заявления о том, что он «с 2004 года политтехнологиями не занимается, так как понял, что власть другими инструментами начала пользоваться. Прокуратура, налоговая инспекция гораздо более эффективны, чем какие-то люди, которые могут писать и реализовывать стратегии. С 2008 года я не галерист. Я продал полгалереи, не управляю ею. В первую очередь я директор Музея современного искусства и сегодня руководитель проекта по развитию территорий через культуру «Культурный альянс»», есть все основания считать позицию Гельмана М.А. в Прикамье политически активной. Только этим можно объяснить его попытку в декабре 2010 г. приобрести пакет акций в телекомпании «Рифей». 24 декабря 2010 г. он заявил, что он приобретает 20% ООО «Телекомпания «Рифей-Пермь» (80% «Рифея» контролирует группа «ЭКС» губернатора Чиркунова О.А., по 10% у ОАО «Минеральные удобрения» и ОАО «Соликамскбумпром»).
По неофициальным данным, Гельман М.А. намеревался купить доли миноритариев телекомпании.
В связи с этим в Сети появилась одна интересная реплика, выдержанная в стиле самого Гельмана М.: «Только Марату долю в «Рифее» не продавайте, а то с экранов ТВ на нас Кулик на поводке с голой ж..пой будет смотреть на фоне красной П... ».
Как указано выше, у Гельмана М.А. есть опыт управления на телевидении. Гельман М.А. может помочь пермскому каналу решить ряд текущих задач, уверены лояльные к администрации региона эксперты. Как считает гендиректор телекомпании ВЕТТА Андреева Е., приобрести долю в телекомпании можно по нескольким причинам: «Например, для получения прибыли или последующей продажи. Но не стоит забывать, что в следующем году предстоят выборы (депутатов гордумы Перми и ЗС). Имея солидный опыт управления телевидением, он может помочь усилить направление по предоставлению пиар-услуг, а значит, и увеличить прибыль телекомпании. К тому же телевидение - такая вещь, что надо постоянно придумывать что-то новое. А с креативом у Гельмана М.А. нет проблем».
Однако эта сделка у Гельмана М.А. сорвалась.
Незаметно для местного истеблишмента, Гельман М.А. в 2009-2010 г.г. стал крупной политической фигурой в Прикамье. Он дает жесткие характеристики оппонентам Чиркунова О.А., предпринимает все меры, чтобы обезопасить губернатора от их противодействия.
Вручение ему премии в области культуры по итогам 2008 г. администрация края планировала 24 декабря 2009 г. в день рождения Гельмана М.А. и в его музее. Только позиция депутатов ЗС и декабрьские события 2009 г. помешали этой помпезной акции торжества галериста.
В декабре 2009 г., сразу после событий в «Хромой лошади» Гельман М.А. стал утверждать, что перед главой региона вообще никогда не стоял выбор между культурой или здравоохранением: «Здравоохранение - это инфраструктура жизни человека, оно не является конкурентным, оно является обязательным. Нужно фиксировать только то, что министерство культуры Пермского края работало хорошо, а министерство здравоохранения, может быть, не очень хорошо. Но это значит, что надо искать людей, которые тоже будут работать хорошо. Ведь проект начался, когда на прошлом экономическом форуме Чиркунов О.А. сделал доклад «Пять ключей к развитию города». В это понятие входят здравоохранение, образование, культура…
Видимо, просто министерство культуры взяло старт, а у остальных он не такой быстрый. Мне понятно, что оппонентам Чиркунова О.А. хочется сделать противопоставление, им оно кажется очень выгодным, но такого нет».
При этом Гельман М.А. считал, что отставка правительства в тот момент - не столько политический шаг, сколько управленческий: «Отставка правительства нужна для того, чтобы быстро и эффективно провести следственные действия. Пока правительство существует, существует «команда», круговая порука и проводить следствие не так удобно. Надо эту конструкцию «развинтить», сделать выводы и потом восстановить. Поэтому мне кажется, что это хладнокровное решение».
Гельман М.А. прокомментировал и тему, возможной, отставки губернатора. По его мнению, инициаторов этой кампании двое - депутат Госдумы Борисовец Ю.Л. и советник министра природных ресурсов России Черкесов О.: «Мои бывшие коллеги говорят, что им в издания старый компромат на Чиркунова О.А. «как новый» пытаются впихнуть. Борисовец Ю.Л. и скрываться перестал. Черкесов О. тоже. Что-то мне подсказывает - зря. То есть кровь попортят, деньги потратят, но цели не добьются».
Демонстрируя уверенность в своих силах, Гельман М.А. в августе 2010 г. рекомендовал недоброжелателям своего «кормильца» оставить надежды на не переназначение губернатора Чиркунова О.А.
По его утверждению, прекратить надеяться, на отставку Чиркунова О.А. нужно было, еще в мае, когда создавался Культурный Альянс, когда ПГТУ И ПГУ получили статус федеральных университетов: «То ли по инерции, то ли став заложником ситуации, то ли по глупости и недальновидности - деньги заносились, и копошение против членов команды продолжалось. Все, кроме личных врагов членов команды Чиркунова О.А., должны уже прекратить борьбу за власть. Хотя никто не запрещает бороться. Желательно конечно в рамках определенных правил. То есть доносы в администрацию Президента или в «Единую Россию» - в рамках правил, а анонимные доносы жене - за рамками».
При этом в неофициальной обстановке Гельман М.А. всячески подчеркивает свое превосходство над Чиркуновым О.А., показывает, что он здесь главный. Можно предполагать, что порой он даже не задумывается над тем, что выдает в эфир. Так, 4 января 2011 г. Гельман М.А. давал свой комментарий по делу Ходорковского М.Б. радиостанции «Эхо»: Понятно, что тот человек, которого сейчас судят и тот, кем был Ходорковский М.Б. 25, 20, 15 и даже 10 лет назад - разные люди.
Они и думают по - разному и действуют. У них разные мотивы. Отсюда и такая эмоциональная реакция на приговор. Приговорили сегодняшнего за дела позавчерашнего.
Если сравнивать «становление капитализма» в России и США, много общего.
Разница в скорости процессов.
В Штатах:
- прапрадед - переселенец;
- прадед - бандит;
- дед - теневик;
- отец - честный бизнесмен;
- сын - крупный инвестор;
- внук - политик.
В России один и тот же человек вначале комсомолец, потом барыга (знает ли он о прошлом Чиркунова О.А.?), потом...
Ну и.т.д.
Но если там «сын за отца перед законом не отвечает», то есть внук спокойно идет в политику, хоть все знают, что его прадед во время сухого закона нелегально торговал спиртным.
У нас же новый Ходорковский М.Б. отвечает за дела старого.
Я сейчас не по существу обвинений, а по сути самой ситуации.
Так сказать, издержки быстрого движения».
Но, на официальном уровне, Гельман М.А. подчеркивает свое уважительное отношение к Чиркунову О.А.
15 ноября 2010 г. Чиркунову О.А. исполнилось 52 года. Самым быстрым на пожелания оказался Гельман М.: «Дорогой Олег, поздравляю тебя с некруглой датой. Поздравляю всех нас с тем, что ты молод, полон сил и замыслов».
Свое 50-летие Гельман М.А. отметил 24 декабря 2010 г. на вернисажах в Пермском музее современного искусства PERMM.
50-летие - не единственный в этом году юбилей Гельмана М.А.. Двадцать лет прошло с момента открытия его галереи, и вечеринка по этому случаю прошла в Москве.
Что касается Перми, то вся культурная активность последних лет в этом регионе привела к всплеску активности туристической и теперь, считает директор PERMM, надо сосредоточиться на том, чтобы сделать город более дружелюбным по отношению к гостям. Например, в Перми появится пешеходная улица, указатели на разных языках, а все городские таксисты получат навыки экскурсоводов.
«По ходу дела оказалось, что наш проект с музеем PERMM и другие проекты имеет экономическую составляющую, начали приезжать туристы - на фестиваль, в музей, поэтому в следующем году мы будем работать над тем, чтобы привлекать больше туристов.
Планов громадьё и как в Перми их реализовывать, понятно», - отмечает Гельман М.А.
К реконструкции бывшего Речного вокзала, который сейчас занимает PERMM, планируется приступить осенью.
Если все пойдет по плану, то современное музейное здание должно появится в Перми уже в 2013 году.
Авторитетный журнал «Итоги» в первом номере 2011 года поставил вопрос о переносе российской столицы из Москвы «куда-нибудь». Поводом для публикации стало предновогоднее интервью Президента России Медведева Д.А., в котором он посетовал, что население страны живет слишком скученно. Гельман М.А. считает, что идеальный вариант - Пермь.
По мнению Гельмана М.А., центр мирового экономического развития сместился к «азиатским тиграм», а Пермь является «последним европейским городом. Кроме того, перенос столицы на Урал помог бы развить российскую транспортную систему, ведь сейчас «львиная доля путей замкнута на Москву». Река Кама «гораздо полноводнее и красивее Москвы-реки, а Пермь застроена «негусто», что открывает возможности для широкомасштабного строительства «без всякого ущерба для исторического облика города. Главная же городская достопримечательность - вовсе не недвижимость, а особая магия. Не случайно именно Пермь выбирают все инопланетяне в качестве взлетно-посадочной площадки, именно там происходит львиная доля аномалий. Кстати, само слово «Пермь» переводится как «иная страна»».
Гельман М.А. сопровождает Чиркунова О.А. на всех мероприятиях, имеющих отношение к т.н. «Культурным проектам».
Так, 14 сентября 2010 г. Чиркунову О.А. удалось представить лидеру «Единой России» Путину В.В. свой приоритетный проект «Пермь - культурная столица». В его рамках регион собирается претендовать на получение статуса культурной столицы Европы в 2017 году.
Это произошло, при непосредственном участии Гельмана М.А., в Нижнем Новгороде, где прошел заключительный этап межрегиональной конференции «Единой России» «Стратегия социально-экономического развития Приволжья до 2020 года. Программа на 2010-2012 годы».
Основным проектом, который представил Пермский край, был «Пермь - культурная столица». Со своим проектом регион выделялся на форуме - большинство проектов других регионов были промышленными. Как пояснил Чиркунов О.А., «культура может дать толчок развитию региональной экономики». По его мнению, благодаря развитию культуры увеличится туристический поток в Прикамье, а это приведет к строительству гостиниц и сопутствующей инфраструктуры: «Только туристы дадут нам новый импульс к развитию экономики. Чтобы наполнить город гостиницами, необходимо на десять лет вперед просчитать, какими культурными мероприятиями власти могут наполнить город».
Путин В.В. уделил пермскому стенду около минуты. За это время Чиркунов О.А. успел рассказать о планах интеграции региона в Евросоюз благодаря реализации проекта «Пермь - культурная столица». Также губернатор попросил помощи у Правительства. Поскольку статус «Культурная столица Европы» в настоящее время присваивается только городам стран Евросоюза, прикамские власти просят рассмотреть возможность включения в проект большого договора между ЕС и РФ пункта об участии городов России в культурных проектах Европы.
Дальнейшее описание событий носит противоречивый характер. Так, члены официальной пермской делегации утверждают, что Путин В.В. якобы попросил губернатора подготовить предложения для МИДа.
Сам губернатор сообщил, что ему приятно было услышать: «Хороший проект, будем поддерживать!».
Как пояснил Гельман М.А., само соглашение между РФ и Евросоюзом должно быть подписано до конца года, и в случае включения необходимого пункта Пермь сможет претендовать на титул культурной столицы Европы в 2017 году. Факт минутного пребывания Путина В.В. у стенда Пермского края Гельман М.А. комментирует так: «Путин В.В. - хорошая идея (на доклад Чиркунова О.А. «Пермь - культурная столица»). Будем помогать. Поговорим с Дмитрием Анатольевичем, чтобы предложить ЕС сделать исключение в проекте «Культурная столицы Европы».
Другая группа очевидцев отмечает, что пермский стенд, украшенный красной буквой «П» и полиэтиленовым человеком с книгой в руках, на фоне остальных смотрелся крайне невыгодно.
Ознакомившиеся с представленными на стенде тезисами отмечают, что многие из этих утверждений «крайне спорны» и «не отражают пермских реалий». К примеру, в качестве результатов реализации в Пермском крае культурного проекта указано… «изменение» в регионе «миграционных настроений».
Что касается собственно презентации проекта, то она, как отмечают очевидцы, проходила практически тет-а-тет, без участия присутствовавшего там же Гельмана М.А.
Губернатор Прикамья до последнего не знал - подойдет ли Путин В.В. к пермскому стенду.
За пару минут его предупредили: у вас есть одна минута. Чиркунов О.А. и Гельман М.А., автор культурных проектов, тогда заметно оживились.
Около стенда никого не было. Даже члены пермской делегации, представители «Единой России», шарахались от него и откровенно иронично, довольно громко обсуждая «человека-презерватива». Пермяки старались делать вид, что не имеют отношение к этому стенду: - Почему резиновый человечек с порванной книгой сидит на каком-то офисном стуле, а не на унитазе, на котором он более органично смотрелся бы.
На стенде пермском четыре фамилии, которые якобы олицетворяют весь край: Гельман, Чиркунов, Лебедев, Мильграм. Причем сам Мильграм Б.Л., министр культуры Пермского края, от стенда отошел.
По мнению некоторых наблюдателей, посмотрел и на резинового человечка, и на губернатора Чиркунова О.А. Путин В.В., мягко говоря, брезгливо.