Ворогъ (враг)

Jun 02, 2019 17:25


https://trueview.livejournal.com/203630.html

В русском языке одно из «трудных» слов - ВРАГ (ворог).

М.Фасмер:
Враг. Происходит от общеслав. формы *vorgъ, ср: др.-русск. ворогъ, ст.-слав. врагъ (ἐχθρός; Клоц., Супр.), русск. враг (из церк.-слав. взамен исконнорусск. ворог), укр. во́рог, белор. во́рог, болг. враг, сербохорв. вра̑г, словенск. vrȃg « ( Read more... )

★ ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ЭТИМОЛОГИИ, лингвистика, история, языки, trueview, этимология

Leave a comment

moya_lepta June 2 2019, 17:54:23 UTC
Вряд ли. Тот, кто снаружи, совсем не обязательно должен быть врагом. Включая иноземцев и прочих чужаков. Враг -- это обязательно посягательство и непримиримые противоречия. То есть противостояние. Гражданские войны бывают, нет? Разве для них нужны иноземцы? Думаю, надо искать не в направлении "снаружи", должно точнее получиться.

Reply

trueview June 2 2019, 18:25:33 UTC
Англ. enemy "враг". Происходит от лат. inimicus «враждебный; недруг, враг», далее из in- «не-, без-» + amīcus «дружеский; друг, приятель», из amāre «любить», далее из праиндоевр. *am-a- «тётя, мама».

Русск. иной "чужой" ~ лат. in- «не-, без-». Ст.-слав. инъ (греч. ἄλλος, ἕτερος, ὁδέ), укр. íнчий, íнший, болг. ин, и́на, и́но, сербохорв. и̏н, чешск. jiný, др.-польск. iny, inny, в.-луж. стар. jiny, н.-луж. стар. hуnу

Reply

redtiger8 June 2 2019, 18:29:51 UTC
foris - это явно к перёд или порт
foreigner - может укр. порiг "порог": тот, кто за порогом?

ворог явно не отсюда

вот фасмеровское лат. urgeo "давлю, зажимаю" - это похоже:
urg- / vorg-: дави ворогов!
Talysh: варзыние (“to knead, loosen”)

укр. вражати / вразити "поражать, удивлять"
чеш. vrazit "всадить, врезать(ся), ворваться"
- имеют ту же семантику: придавить, жахнуть

ворожить:

Sogdian: 𐫇𐫡𐫉 (wrz /warz/, “miracle, magic”)
Parthian Manichaean: 𐫇𐫡𐫝 (wrc /warž/, “miraculous power; miracle”)
Middle Persian Manichaean: 𐫇𐫡𐫝 (wrc /warz/), 𐫇𐫡𐫉 (wrz /warz/, “miraculous power; miracle”)

с семантикой "качок, силач, здоровяк" (тот, кто тебя прижмёт):
Persian ورزش • (varzeš) "спорт, тренировка"

а вот и:
کینه ورزیدن • (kine varzidan) "ненавидеть"

лит. varžovas "соперник"

Reply

moya_lepta June 2 2019, 18:58:54 UTC
Уже теплее. Вот с соперника литовского и раскручивайте. Он же явно не от форума появился

Reply

redtiger8 June 2 2019, 19:05:00 UTC
на сражение намекаете? )))

в принципе,
спросить и вопросить - одно и то же

Reply

moya_lepta June 2 2019, 19:11:25 UTC
намекаю)))

Reply

1ttn June 2 2019, 20:51:06 UTC
Товарищ намекает, что вселенная произошла исключительно от евреев, несмотря на то, что евреям язык был дан гораздо позже египетской и др. цивилизаций со своими языками.
Ну а враг исключительно произошел - от בָּרַח барах убегать, сбегать, избегать, уклоняться. ;)

На самом деле схожие однокоренные есть во всех языках, в том же русском есть "обороняться".

А если оценивать глобально, то корень ВР - ну очень многозначный, и зацикливать его на одном производном значении - это как видеть в корове только хвост.

Я понимаю, когда пытаются найти корень в каком-то редком слове. А уж с такими распространенными и обширными корнями надо давать сразу все грани смыслов и связи между ними, иначе это - детский сад, а не этимология.

Reply

ahx2 June 3 2019, 16:18:04 UTC
Йес.

Reply

rus_sumer June 2 2019, 18:38:22 UTC
В древнейших сообществах, родовых, чужак - это всегда враг.
Чужие рода - всегда конкуренты в борьбе за территорию и пищу.

В живой природе ни львиные прайды, ни медвежьи семьи, ни даже муравейники и пчелиные рои никогда не сливаются в большие племена.

Так и у древних перволюдей - любой чужак - враг.
Он не нужен ни друг, пещера слишком мала для двух родов, люди до сих пор ненавидят коммуналки, ни как пленный раб, его не удержать на привязи, он развяжется от любой лианы и убежит к себе, а зачем он со связанными сзади руками?
Нет, он только враг и пища.

Даже при возникновении меновой торговли он всё равно остался "гостем" - host, врагом. Нужным лишь на время.

Reply

1ttn June 2 2019, 21:03:08 UTC
И раньше, и сейчас, враг - это носитель иной веры, но не религии (к этому всё свели гораздо позже и умышленно натравливая), а менталитета. В основе чего лежит отношение к личному и общественному. Перевоспитание эгоиста на "раньше думай о родине (человечестве, планете, вселенной), а потом о себе" - об этой "дороге в рай" по сути все древние священные тексты. Иначе - конец света и без вариантов.

Reply

rus_sumer June 3 2019, 03:05:55 UTC
Древние священные тексты - поистине младенцы в сравнении с ненадуманной безыскусной моралью палеолита : любой чужой - враг и пища.

Reply


Leave a comment

Up