Долина Вулканов Часть 1

Aug 18, 2022 17:21




Идея поехать в долину вулканов на велосипеде возникла у Серёги ещё год назад. Тогда идея состояла в том, чтобы доехать только до водопада Малый Жомболок, но затем маршрут был увеличен. Когда идея была озвучена, мы выбрали дату на конец июля и тщательно подготовили план поездки. Поехали втроём: Серёга - главнокомандующий отряда, Андрей (Андрон, Андроид, Большой адронный коллайдер) - не человек, и я - автор этого текста. Маршрут от Иркутска в долину и обратно должен был занять у нас две недели и около тысячи километров пути. Из Иркутска в Бурятию, минуя границу с Монголией, от Монд к Орлику, затем - на водопад и в Хойто-Гол, откуда пешком нам предстояло добраться до двух вулканов, увидеть на горизонте Тыву и повторить всё в обратном порядке.

Данный заезд носит исключительно спортивно-исследовательский характер и направлен на изучение человеческих возможностей в условиях полнейшей дичи. Настоятельно рекомендую не повторять данный эксперимент или хотя бы сделать выводы на основе наших проб и ошибок.

День 1. Иркутск - Кафе на границе с Бурятией.
Расстояние: 142 км. Норма: выполнена. Дорога: асфальт с перепадами высот. Сложность: тяжёлая. Погода: днём солнечно, вечером дождь.

Место встречи в 5 утра у дома Серёги было выбрано не случайно: нам с Андреем было удобно и быстро добраться до нового моста, а далее объездная выводила нас по ещё почти пустым дорогам прямо к черте города. Для восстановления сил в пути у Андрюхи был аспаркам, у меня - панангин, а Серёга лечился пивом. В 8 утра солнце было уже высоко, оно прогрело лес, и запах тёплой зелени разошёлся по автомагистрали, но был перебит выхлопами проезжающего мимо бензовоза. Еловая гора на 34-й звезде была преодолена без остановок, на моё удивление, даже с грузом. К слову, в Култук я ещё не ездил, только в обратном направлении. Мы выпили кофе в Мотах и поехали дальше по трассе набирать высоту. И вот тут начались первые проблемы. Как оказалось, гружёные повозки не уравняли наши шансы по скорости. Я начал сильно отставать от ребят без предварительной раскатки в июле, а эти лоси ехали, словно налегке. Далее все подъёмы давались мне с огромными усилиями, будь то тягуны или крутые короткие горки. С горем пополам мы доехали до кафе «Каретный двор», которое было для меня условным моральным чекпоинтом; там нас заждалась еда, которую надо было неистово поглощать для восстановления сил и морали войска. Следом за нами с противоположного направления к кафе подъехали тучи - начался дождь, и амуницию пришлось укрывать чехлами. Немного подождав, когда стихия утихнет, мы выдвинулись дальше. На ходу я пытался поправить и растянуть свой дождевик на себе, на рюкзаке и по рулевой сумке, но ветер не давал этого сделать. В итоге дождевик изорвало в трёх местах. В Култуке мы были в полпятого, дождь уже закончился, а Андрей уже успел где-то порвать цепь. Зашли на ещё один перекус в кафе и двинулись на границу с Бурятией, там было последнее кафе на сегодня и чекпоинт для ночёвки. После финальной обжираловки лагерь мы ставили уже в темноте, так как найденная в гугле поляна у реки не имела подъезда и нам пришлось проехать ещё чуть дальше по трассе, чтобы найти хоть какое-то место для ночлега. Места здесь всё-таки ещё не дикие, поэтому встали мы, как бомжи: на каком-то склоне почти у самой трассы. Трава была угажена коровами, берег у воды был глиняный, истоптанный и илистый. Встали, как бомжи, но спали, как убитые бомжи.

1. Обкатку сумок желательно делать заранее, должна произойти их усадка на раме, либо усадка будет происходить в первые километры пути. Далее нужно следить за тем, чтобы всё было установлено надёжно и удобно. У меня при езде пятки задевали сумки багажника, и те слетали с передних крючков, поэтому в Мотах я их зафиксировал стяжками и сдвинул шипы на велотуфлях максимально вниз.



2. Слоган нашей поездки - мужик с древнего мема, задачей которого было проехать весь маршрут вместе с нами, мотивируя участников, но что-то пошло не так.



3. Трасса Иркутск - Култук. Вскоре после начала поездки Серёге пришлось снять с плеч тяжёлый рюкзак и примотать его к штанам на багажнике. Багажник ему за это спасибо не скажет.





4. В Мотах.



5. Первое пробитие.



6. Дождь при «Каретном дворе».



7. Серёга никак не пытался защититься от дождя. Он так одичал, что разделся по пояс, и все проезжающие могли видеть его неистовый нрав и дикую натуру.



8. Култук.



9. Стоянка в Култуке.



10. Трасса Култук - Тункинская долина.



11. Закат на границе с Бурятией.



День 2. Кафе - Мойготы.
Расстояние: 128 км. Норма: выполнена. Дорога: асфальт. Сложность: лёгкая. Погода: солнечно.

Подъём у нас обычно в 6 утра. Это обусловлено очень долгими сборами перед продолжением пути. На протяжении всей поездки мне казалось, что сборы каждый день становятся всё дольше. Каждое утро делится на три этапа. Первый этап, переходный, - самый неприятный. Это когда из состояния сна организму нужно перестроиться в рабочий режим в условиях агрессивной среды. Почему агрессивной? Потому что дома мы находимся в тепле и комфорте и можем растягивать этот этап, либо смягчать его подручными удобствами, которых нет в диких условиях. Условия палаточного лагеря ранним утром - это холод, голод, недосып и отсутствие полноценной гигиены. Впрочем, для любого походника эти условия приемлемы. Согреваемся у костра, попивая кофе, чтобы затем умыться холодной водой. Второй этап - приготовление и приём пищи - я обычно пропускаю или свожу к минимуму: я не хочу есть с утра то, что съем вечером. Хотя утренний рацион считается самым важным, и он должен давать энергию для предстоящего заезда. Третий этап - сборы. Всё, что так быстро вынималось из сумок вечером, теперь будет долго упаковываться обратно. И только потом мы сможем ехать дальше. Трасса сегодня плоская, особых сложностей нет, но я всё ещё не раскатан и плетусь последним, давая большую фору Серёге и Андрею. Серёга очень недоволен, что я отстаю, хотя норму мы сегодня всё равно выполним с небольшим увеличением расстояния. На ремонтируемом участке дороги перед поворотом на Аршан у меня с руля вылетел велокомпьютер, пришлось вернуться, чтобы его найти. А вот найти открытое кафе мы не могли до самого Кырена. А ведь кафе и магазины - это наш единственный источник пополнения продуктов, пока мы в цивилизации. Запасы для леса мы везём до конца маршрута и их не трогаем, за редкими исключениями. Перекусив в Кырене, мы видели проезжающего бревет Валеру, он сильно торопился и не успел сообразить, кто его звал, - пацану ещё рекорды ставить. А нам - доехать до Турана, где я запланировал поляну для ночёвки. Весь день стояла жара. Суслики носились туда-сюда через дорогу. На финальной горке ещё и добавились очень злые слепни, которые больно кусали за ноги, а репеллент быстро сползал по коже вместе с потом. Хороший мотиватор быстро взять высоту. После магазина в Туране мы решили проехать ещё немного вперёд, с запасом. Доехали практически до Мойгот и нашли за отбойником съезд к полянке на Иркуте, где разбили свой второй лагерь. Это место мне понравилось намного больше предыдущего, я искупался в реке, а палатки идеально встали на насиженных местах.

12. Утро в первом лагере. Палатки у нас Серёгой почти одинаковые, у меня обычная Сарма, у него - Сарма второй версии. Мы с Андреем ночуем вдвоём, поэтому палатку мы везём одну пополам.



13. А Серёга спит с велосипедом.



14. Что-то увидели на трассе, остановились снять крупную птицу.



15. Ей оказалась серая цапля.



16. Второе пробитие.



17.



18.



19. У кафе в Кырене много собак-попрошаек.



20. Ближе к концу дня пацаны решили меня не дожидаться, а остановились на мосту и пошли мочить свои жопы в речке. Задокументировал.



21. Вид на Иркут со второго лагеря.



22. Место второй ночёвки.



День 3. Мойготы - Белый Иркут.
Расстояние: 58 км. Норма: не выполнена. Дорога: асфальт, гравийка. Сложность: лёгкая. Погода: солнечно.

Дорога до Монд была совсем короткая, мы въехали в приграничную зону и через 30 километров были у пункта пограничного контроля. На часах - 10 утра. Мы уже рядом с Монголией, но нам туда не надо, нам надо вверх, в горы.

- У вас есть паспорт?
- Лучше! У нас есть фотография паспорта!
- Вы арестованы.

Конечно же, пограничников не устроил вариант с фотографиями паспортов, а бумажный был только у Серёги. Мы как-то провтыкали с Андреем этот момент. Далее у нас было два варианта: нам нужно достать паспорта, либо нам нужно покинуть пограничную зону за неимением документов. И мы начали звонить. Через сложные схемы мы с Андреем смогли организовать своих близких и друзей, чтобы нам привезли паспорта уже сегодня. Но это будет только вечером, так что Серёга с паспортом проехал через КПП за пивом, а далее мы встрянем на 6 тысяч и потеряем 8 часов путевого времени. На улице жара, а возле КПП так и не придумали никакого навеса для ожидающих свой паспорт, ни дерева тебе, ни тени. Так что мы откатываемся в ближайший лес и будем ожидать там до шести. Когда мы, наконец, вырвемся из Монд - мы доедем до самой загадочной позной, будучи уже в горах, на гравийке, где я потеряю дождевой чехол от своих сумок и остаток пути проеду без него. Выяснив, что позная есть, и она работает, и поз в ней нет! - мы поедим супа и докатимся до лагеря под мостом, где соединяются Иркут и Белый Иркут. В районе этой стоянки туристы начинают свой путь на Мунку-Сардык. А мы ложимся спать, точнее, я ложусь, а эти двое сидят до трёх ночи у костра. Ведь они роботы, а не люди, и могут ехать расстояния, не высыпаясь.

23. Серёга - за пивом, а мы подождём.



24. Андрей решает вопрос с паспортами.



25. Эдельвейс эдельвейсовидный.



26.



27. Ищем место перед Мондами.



28.



29. Собакен пришёл нам составить компанию (он просто хочет жрать).



30. Сочувствующий, но просящий взгляд.



31. Выезд на гравийку.



32. Третий лагерь.



День 4. Белый Иркут - Орлик.
Расстояние: 135 км. Норма: перевыполнена. Дорога: гравийка с набором высоты. Сложность: сдохни или умри. Погода: облачно, временами мелкий дождь.

Утро выдалось прохладным, мы ночевали в тени большой скалы, от бурной реки поляну застилал лёгкий туман. Серёжа поспал целый час, поэтому с Андреем они собирались дольше меня, а мне дали фору поехать вперёд в одиночный заезд. Потому что план было необходимо перевыполнить, мы отставали от графика. Начался адовый замес по гравийке, я ехал один почти весь день, потому что ребята поломались где-то ближе к точке старта. Как я об этом узнал без связи в этой местности? Легко. Автомобильная почта. Все, кто едут в Орлик, - передавали мне информацию от ребят, а все, кто возвращался в Монды, - передавали от меня информацию о моём местоположении. А узнавал я её по километровым столбикам. Помимо почтовых автомобилистов, были и просто проезжающие навстречу машины и мотоциклы, и я разбил водителей на несколько категорий по их реакции. Первая категория - позитивные, делятся на два типа: одни просто очень довольны, что увидели меня на своём пути, вторые как бы восклицают «Охренеть! Никогда в жизни не видел велосипед!». Вторая категория - те, кто едут с покерфейсом, в основном водители маршруток и автобусов. Третья категория - статные бурятские мотоциклисты, они едут с прямой осанкой, голова повёрнута чуть в твою сторону. Едут, не меня положения, смотрят на тебя так как бы свысока, намекая: «Вот я на мотоцикле, а ты нет». Ну, и последняя категория - человек-бинго. Он останавливается, чтобы задать одни и те же вопросы: «Откуда едешь?», «Куда едешь?», «Сколько дней так едешь?», «И чё, прямо на велосипеде?!». Качество дорожного покрытия постоянно менялось: крупная и мелкая фракция гравия, количество ям, более утоптанный участок дороги, полностью песчаный участок, в котором вязли колёса. По большей части дорога стала сильно хуже после посёлка Боксон. По набору дорога была, как американские горки, но без значительных наборов в сторону Орлика. Пока моя задница испытывала серьёзные перегрузки на гравии, у ребят сломалось всё, что могло сломаться. У Серёги посыпался багажник, у Андрея - переключатель, потом были танцы со втулкой и покрышками, а затем очередной спуск камеры. До Сорока я доехал на чистом энтузиазме, когда меня догнал Андрей. Там, на маленькой заправке была последняя возможность купить газировки до прибытия в Орлик, больше на участке продовольствия достать было негде. Когда энтузиазм кончился, я понял, что я не хочу больше ехать, ведь ехать ещё очень много. Ну и начал, как водится, страдать. В Орлике, как бы странно это ни звучало, появился асфальт. Серёга визжал от удовольствия, но недолго. Мы успели к закрытию магазинов, закупились всем нужным на вечер и поехали по гравийке дальше на поляну, где уже стояли все местные автотуристы. Иркут сменила бурятская Ока. Все были сильно измотаны и на нервах, поэтому в этот вечер у нас совсем не сложилось взаимопонимания, были склоки из-за всяких пустяков. Мы натянули тент и разошлись по углам. До самого водопада на следующий день мы почти не разговаривали.

33. Мост через Белый Иркут.



34. Первая часть пути - горный серпантин.



35.



36. Ручьи здесь стекали прямо со скалы, образуя небольшие водопады. Воду следует набирать заранее, пока к ней есть максимально быстрый доступ.



37. После поворота на озеро Ильчир можно увидеть место нашей неудавшейся по плану стоянки, оно же - место запланированного сегодняшнего старта. Это исток Оки - озеро Окинское.



38.



39.



40.



41. Через реку, на которой нет моста, видно посёлок Боксон.



42.



43. После Боксона дорога стала сильно хуже, прошёл небольшой дождь. До Орлика ещё далеко.



44. Старые линии электропередач.



45. Нет ничего в нашей стране более постоянного, чем временное, - рухнувшие деревянные мостики на участке обозначены знаками дорожных работ, а дорога идёт в объезд аварийным сооружениям. Мне почему-то кажется, что здесь всё так и останется. Ну, и кони. Заприметили меня издалека, потом убегали, не забывая валить кучи со страху мне под колёса. Ещё и друзей привели.



46.



47.



48. Ом Мани Бадме Хум - одна из самых известных мантр в буддизме Махаяны, особенно характерная для ламаизма, буквально её часто переводят как «О! Жемчужина в цветке лотоса!».



49.



50. Орлик. Фото Орлика будут на обратном пути, а то уже темно и вообще у меня обед.



51. Четвёртый лагерь.



52. Побережье Оки. Если идти прямо - можно просто в мелких заводях побултыхаться, сама река протекает немного дальше от лагеря.



День 5. Орлик - Малый Жомболок.
Расстояние: 48 км. Норма: выполнена. Дорога: гравийка с набором высоты. Сложность: лёгкая. Погода: солнечно.

День обещал быть разгрузочным. До водопада оставалось совсем немного, погода была хорошей, а здешние виды стали по-настоящему мне нравиться. Перед посёлком Саяны оказалась ещё одна маленькая заправка с киоском, где можно было взять газировки. А на горизонте уже показался красивый горный пейзаж. Я сам не заметил, как мы притормозили возле указателя. Огороженная забором благоустроенная территория была справа от нас. Мы остановились возле смотровой площадки, и нам открылся вид на водопад высотой 20-22 метра, расположенный на одной из проток реки Жомболок, вблизи места её впадения в Оку. Получается, что мы стояли на утёсе, а водопад падал в своеобразный каньон, образованный над побережьем Оки. Вниз была оборудована лестница, ведущая к дощатой дорожке до водопада, где есть лавочки и кабинки для переодевания. От пруда к подножию водопада ведёт металлическая площадка. После того, как я выстирал все свои вещи и поднялся по ней, - тяжёлая вода надавала мне, как следует, по обгоревшим ушам. Половины дня вполне хватило, чтобы все выстиранные вещи высохли в лагере. Мы разложили палатки и вещи на столе со скамейками, развели костёр и ждали Володю. Он, зная наш план, должен был приехать на джипе на пару дней с шашлыком, пивом и арбузом, прихватив из Ангарска Женю с дочкой. Но приехал он уже затемно, потому что не рассчитал бензин, не нашёл заправок и потратил дополнительное время на переустановку колеса, в которое угодил камень. Вечером все, конечно же, обожрались. Засыпал я в спальнике у костра. Потом, уже не помню как, - перебрался в палатку.

53.



54.



55.



56. Деревянный мост через Оку.



57.



58. Родовой столб. Пока что мы проедем мимо, но вообще это наш ориентир на обратную дорогу в Хойто-Гол.



59.



60. Чёрный коршун. Он молчаливый, в небе часто слышно другую хищную птицу, но в объектив камеры она не попала.



61.



62.



63.



64.



65.



66.



67.



68. Пятый лагерь.



69.



70. Водопад Малый Жомболок.



71.



72.



73. Ребятишки приуныли в ожидании мяса.



74. Напротив нашей поляны под горой расположен ГОК «Коневинское» по добыче нерудного золота. Предприятие отрабатывает золоторудные месторождения подземным или комбинированным способом. Слева от него находится вахтовый посёлок Хужир-Энтерпрайз.



День 6. Малый Жомболок - Хадарус.
Расстояние: 60 км. Норма: выполнена. Дорога: гравийка, лесная дорога (камни, корни, грязь, болото, речные переправы). Сложность: сдохни или умри. Погода: облачно, вечером дождь.

Покидать поляну у водопада, конечно, не хотелось, но впереди был самый неопределённый участок маршрута. Володя дал нам в дорогу ракетницу со свето-шумовыми зарядами повеселить медведя, и мы отправились в путь. Нам нужно было вернуться до родового столба и уйти вправо вдоль реки Сенца - на Хойто-Гол. Лесная дорога была непредсказуема и тянулась на 60 километров. Мы условно обозначили на карте середину этой местности, чтобы точно знать свой минимум, а дальше уже действовать по обстоятельствам. Через 21 километр после столба на карте было отмечено летнее кафе в селе Шара-Тала, где проживает более десятка человек. Это последний населённый пункт по реке Сенца, куда проведено электричество. Дорога до кафе была вполне пригодной для кантрийной езды, и преодолели мы её достаточно быстро. Было очень интересно: действительно ли кафе есть в этих местах и что оно из себя представляет? Оказалось, что это просто жилой дом, где оборудована веранда с окошком для выдачи блюд, прямо из хозяйской кухни. Хозяйка любезно предложила нам позы, и мы остались на обед. Привязанная к дереву очень энергичная собака заливалась лаем чуть ли не до визга, желая поиграть с чужаками. Маленькая дочка хозяйки время от времени подбегала к ней, и та успокаивалась, но не надолго. После кафе дорога стала постепенно ухудшаться, огибая фермы, летники и зимовья, она привела нас к первому мелкому броду, где река больше напоминала ручей, а затем и к первому большому препятствию на пути - болотам. И тут нужно уточнить, что туристов в Хойто-Гол и на Чойган возят по этой дороге на ЗИЛах, которые знатно замесили местные дороги в кашу; помогали им и джиперы, которых мы видели по пути. Пробираться через рыхлую грязь и топи было весело, ещё веселее было наблюдать, как Серёга тонет в говнах, пока Андрей идёт аки первопроходец. После болота были броды через Сенцу: первый из них мы успешно преодолели, а на втором поняли, что мы зря преодолели первый, - вон там сверху дорога обходит эти броды. Потому что броды - для ЗИЛов, а не для людей на велосипедах. И мы перешли брод ещё раз обратно. Дорога к этому времени была больше похожа на кашу, как в болотах. Контакты забились грязью, комары не реагировали на репеллент и жрали меня заживо. В какой-то момент моя психика не выдержала и сбежала от меня в лес, и тут я конкретно приуныл. Кукушка вылетела из гнезда, нервы высыпались из штанов, адекватность вышла из чата, шарики уехали за ролики, ракеты вышли из пусковой шахты, мозг отправился покорять просторы космоса. Затем я поднялся с земли, вытер слёзки, и мы, наконец, доехали до реки Хадарус. Перед рекой и за ней были поляны с костровищами, и мы решили, что реку лучше перейти заранее, чем делать это утром. Спали мы в злом и дремучем лесу, сил не было от слова совсем.

75. Володя доволен поездкой, ведь он не на велосипеде.



76. Андрей даёт последний концерт перед отбытием.



77. Родовой столб, он же - Тотем Хонгодоров. Население Окинского района в основном составляют сойоты и буряты-хонгодоры. Причем сойоты выделены в качестве самостоятельного этноса, и в 2002 году, начиная с Всероссийской переписи населения, они получили статус коренного малочисленного народа. В Сороке, Хурге, Боксоне и Орлике их проживает около 3,5 тысяч человек.



78.



79. Урочище Сенцын-Тала - направление на Хойто-Гол.



80.



81.



82.



83. Улус Шаснур у подножия горы Хухэ-Байса. Улусы - это как аулы - местные сёла.



84.



85.



86. Летнее кафе.



87. Собакен, который очень хочет играть.



88. Серёга веселится при виде первого брода; он две верёвки просил взять, чтобы форсировать реки, а они только бельё сушить пригодились.



89.



90. Болото.



91.



92. Сфотографировал грязный велосипед, но оказалось, что он ещё не грязный.



93.



94.



95. Ребята корячатся с велосипедами перед бродом.



96. Серёга втулки боится намочить. Зря он так, конечно.



97.



98. О, эти прекрасные лесные дороги, обожаю.



99.



100. Ферма Булунай. В настоящее время кочевое оленеводство и яководство восстановлены и являются основными занятиями сойотов. Если оленеводством в России занимаются повсеместно, то разведение яков в нашей стране - это большая редкость. Яки относятся к роду настоящих быков, поэтому внешне они очень похожи на них, только сильно обросли шерстью. Но это не единственное отличие: оказывается, яки не мычат, а хрюкают, как кабаны.



101. Шестой лагерь и тест свето-шумового патрона.



Продолжение - во второй части.

экспедиция, bike, бурятия, природа, моты, жомболок, горы, велосипед, водопад, велотуризм, вулкан, орлик, туринг

Previous post Next post
Up