В середине августа в центральной части Иркутска прошла ежегодная акция «Фасадник». Горожане привели в порядок фасады, заборы и дворы жилых деревянных домов. В Иркутске акция по окраске фасадов домов впервые проходила на Киевской улице в 2012 году под названием «Красивым улицам - красивые дома», ее организовали Агентство городского развития совместно с сообществом Человек.И. Акция была создана для улучшения эстетического вида городов и вовлечения горожан в городскую жизнь. «Фасадник» включает в себя организацию работ по приведению в порядок объектов недвижимости (в том числе объектов культурного наследия) - фасадов, заборов и дворов. При этом в проект вовлекаются горожане, жители и собственники объектов, представители городских организаций. Акция старается привить владельцам домов чувство ответственности за внешний вид своей собственности - ведь это качество формирует эстетику городов. При проведении работ исключены фрагментарные закрашивания и применение различных - не подходящих друг другу материалов. Организаторы акции и волонтёры «Фасадника» стараются преобразить улицы со старыми и ветхими домами, создать уютные пространства, и сохранить элементы зданий, имеющих культурную ценность.
Акцию «Фасадник» инициировала и организовала Автономная Некоммерческая Организация «Иркутские кварталы» в 2017 году. В течении акции за 2 месяца были окрашены фасады и заборы 42 домов. В 2018 году акция стала общегородской, на тот момент в городе были приведены в порядок 73 дома. В Иркутске более 1000 памятников деревянного зодчества и большая часть домов, требующих какого-то ремонта - это объекты культурного наследия. В этом году, в пятой по счету акции, одновременно участвовали 27 домов и более 600 волонтёров. Общее количество волонтеров на текущий момент составило более 1220 человек, общими усилиями которых было окрашено 100 домов и потрачено около 7 тонн краски.
«Фасадник похож на «Том Сойер Фест», но есть отличия. «Том Сойер фест» - фестиваль, в рамках которого осуществляются работы, близкие к полной реставрации зданий, имеющих историческую ценность. Это очень сложный и дорогой процесс, который длится до нескольких месяцев. «Фасадник» же проходит в течение всего двух дней и на нем осуществляется лишь косметический ремонт здания, чтобы за меньший срок привести в порядок больше зданий. Как сказал один из участников - нужны небольшие усилия, чтобы сделать «нормально» из «очень плохо и небрежно». Благодаря акции повышается вероятность сохранить ценные элементы зданий, акция привлекает внимание к объектам, требующим реставрацию и более сложный ремонт, и может быть массовой.
Основные этапы организации и проведения акции: первым делом набирается команда оргкомитета и волонтеров - неравнодушных горожан, готовых улучшать город. Оргкомитет собирает заявки на покраску домов от горожан, которые хотят, чтобы фасады их дома были приведены в порядок. Участие жильцов обязательно (финансовое/физическое). Проводится работа с архитекторами-реставраторами. На основании проведенных изысканий готовится паспорт фасада на каждый дом. Далее документы согласуются со службой охраны памятников.
Составляется смета, организуется закупка материалов, а также место хранения и доставка к домам во время акции. Затем акция продвигается освещением в СМИ, привлекаются волонтёры и партнеры, фотографы и видеографы. А также бригада строителей, которые могут выполнить сложные и высотные работы на домах. В процессе за каждым участком закрепляется организатор, который отвечает на вопросы и следит, чтобы волонтеры были обеспечены всем необходимым. А после мероприятия все материалы и инструменты чистят и увозят на склад.
Этим летом я участвовал в акции в роли фотожурналиста, за два дня я посетил практически все объекты и подготовил свой фотоотчет. Маневрировать между объектами пришлось на велосипеде. Я составил себе персональный маршрут, который продумал не до конца, и поэтому, в процессе съёмки мне приходилось переключаться в первую очередь на съёмку одноэтажных домов, работы на которых завершились в течение одного дня, а потом возвращаться к двухэтажным домам, где работало больше волонтеров. Далее - фото.
Свердлова, 7А
1.
2.
3.
Свердлова, 11 и 11А
Усадьба Кузнецова: жилой и доходный дома (1890-е годы).
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Грязнова, 19А, 21А, 24, 28А, 30
В акции облагораживали дома выведенные из перечня памятников, взятых под охрану, среди них: 21А - жилой дом конца ХIХ века, 24 - жилой дом Е.Д. Сафоновой конца ХIХ века, 30 - усадьба крестьянки А.А. Домашевой: доходный дом, флигель 1902, 1905 годов постройки.
12. Дом 19А был усадьбой Чернигиной - это довольно крупный двухэтажный доходный дом с простым прямоугольным объемом, вытянутым вдоль улицы, привлекает внимание своим нарядным оформлением. Симметрия главного фасада с козырьками уличных входов на флангах акцентирована фигурным щипцом в центре. Обшивка фасада, характерная для данного периода, расположена ярусами: под окнами - «в елочку», в уровне окон первого и второго этажей - под горизонтальный руст. Интерес вызывает сквозная прорезная резьба, удивляющая разнообразием и оригинальностью. Тимпан щипца, зашитый гладкими досками, украшен солярным знаком - крупной ажурной розеткой. По бокам розетки - гирлянды с драконьими головками. Подзоры карниза и фриза дома, наличников, козырьков над входами выполнены по различным практически неповторяющимся трафаретам. Орнаменты вертикальных элементов (лопатки, стойки оконных и дверных наличников, ставни) имеют выраженную нижнюю, среднюю и венчающую части и скорее напоминают рисунок вышивки. Аналогию с вышивкой усиливают стилизованные «петухи» в тимпанах наличников. Богатые иркутские купцы стали строить такие дома-гостиницы в ХIХ веке. Селились здесь, принося им немалый доход, пять-шесть, а то и восемь семей. Зачастую стоимость такого «кружевного платья» обходилась ему в такую же сумму, которую отдавал он за возведение дома. Но купцы, как люди дальновидные, не скупились оплачивать эти издержки, зная неодолимую силу красоты и то, что возместится она им с лихвой.
13. Этот жилой дом был построен в 1890-е годы.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
Кожова, 33
Дома 33А и 33Б - деревянные особняк и доходный дом в усадьбе А.А. Шмотиной, 1880-1890-е годы.
22.
23.
24.
Богдана Хмельницкого, 30А и 30Б
Усадьба Давыдова: два смежных жилых дома, флигель (конец ХIХ - начало ХХ века).
25. Территория усадьбы квадратного очертания. Из всего усадебного комплекса сохранились только два жилых комплекса. Дом имеет кирпичный пристрой с главным выходом, обращенным в улицу. Главный фасад основного объема симметричный, четырехосный. Парадный вход устроен в каменном пристрое на уличном фасаде. Основной объем разделен капитальными стенами и перегородками на отдельные помещения. Основной прямоугольный в плане объем поставлен на бутовом ленточном фундаменте под вальмовой крышей. К северо-западному фасаду дома пристроен равновысокий кирпичный объем с внутренней лестницей, поставленный на бутовом фундаменте под общей с основным объемом вальмовой крышей. Вдоль дворового юго-восточного фасада дома устроена поздняя (разностилевая) галерея с верандой и наружной лестницей.
26.
27.
28.
29. Дом, под номером 30Б, является памятником истории и культуры. В 1916 году прадед владельца - Тетерин Григорий Ефимович женился на Тетериной (Распутиной в девичестве) Антонине Максимовне и они сняли второй этаж доходного дома по улице Пятой Солдатской, в последующем эта улица была Пятой Красноармейской и наконец стала улицей Богдана Хмельницкого. Сруб дома со щипцом обшит доской, угловые рубки на главном фасаде зашиты узкими лопатками. Цоколь на главном фасаде обшит доской и горизонтальной полочкой. Карниз подшивной большого выноса, по контуру декорирован двухслойным пропильным подзором.
30. Мария Орлова-Гольдберг - рентгенолог, координатор волонтерского центра ИРЭОО "Мой Байкал" на крыльце своего дома.
Пионерский переулок, 13
Жилой дом 1890-х годов постройки.
Крупный бревенчатый дом под вальмовой крышей состоит из прямоугольного в плане 2-этажного основного объема и З-этажного жилого прируба, примыкающего со стороны дворового (северо-западного) фасада. Жилые объемы дополнены равновысокими входными прирубами с лестницами: основной объем - прирубом парадного входа, выполненным в одну линию с главным фасадом, 3-этажный жилой прируб - лестничным прирубом с крыльцом, выполненным в одну линию с северо-восточным фасадом жилого прируба. Главный фасад дома в уровне кровли украшен треугольными фронтонами и двумя шатровыми башенками со шпилями.
31.
32.
Октябрьской Революции, 8
Жилой дом 1880-х годов постройки.
33.
34.
Дзержинского, 62А и 62Б
62А - жилой дом (флигель несохранившейся усадьбы) постройки 1890-х годов, 62Б - Усадьба А.С. Левенсона, жилой дом 1901-1907 годов постройки.
35. К северо-восточному торцу дома 62А примыкает пониженный объем тамбура входа под односкатной кровлей. План - сложной формы состоит из двух основных прямоугольных в плане объемов, один из которых (примыкающий) более узкий, в результате чего образован уступ со стороны улицы. Главный объем и примыкающий объем имеют по одной внутренней поперечной стене. С юго- западного торца на первом этаже выступ, совпадающий с выносом мезонина. Первоначальные входы расположены с северо-восточного и юго-восточного фасадов примыкающего одноэтажного объема (с торца и на месте заднего каменного тамбура). В мезонин ведет внутренняя лестница, расположенная у северо-восточной стены основного объема.
36.
37. Одноэтажный флигель расположен в средней части усадьбы на территории мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске». Невысокий распластанный объем усложнен множеством пристроев, формирующих камерные пространства. Главный фасад обращен к главному усадебному дому, а противоположный ему - задний, раскрывается в сад открытой галереей на круглых столбах с резными кронштейнами и пристроем веранды, остекленной мелкоячеистым квадратным переплетом с арочными завершениями. Окна флигеля украшены барочными наличниками с крупными завитками волют и небольшими ступенчатыми плечиками, на высокой плоскости подвышения - ажурная резьба оригинального рисунка.
38.
39.
40.
Бабушкина, 11А и 11Б
Небольшая улочка Бабушкина, примыкающая к главной оживленной улице города Карла Маркса, поражает неожиданной для центра тишиной и уютом. Здесь почти все здания являются ценными историческими постройками, причем почти все дома деревянные. Чередование деревянных одноэтажных и двухэтажных жилых домов воссоздает камерный колорит, присущий городу 1900-х годов. Важно, что застройка улицы относится к одному периоду времени - 1880-1910-е годы, это объединяет здания в стилистически единый комплекс. Общее впечатление целостности усиливается благодаря еще одной замечательной особенности - в архитектурном облике большой части жилых домов, несомненно, просматривается почерк одного зодчего. Можно предположить, что дома 9, 10а, 106, 108, 11а, 116 возведены по проекту известного иркутского архитектора В.А. Рассушина.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
41. Самое значительное по габаритам и архитектурной пластике здание - двухэтажный жилой дом 11а. Это городской доходный дом с главным входом с улицы и квартирами, сдаваемыми внаем. Вытянутый вдоль улицы крупный двухэтажный объем оживлен тремя массивными декоративными башнями в виде кубоватых двухъярусных куполов, которые установлены на кровле по углам и центру лицевого фасада. Наиболее примечательна пластика фасадов с грамотной стилизацией в дереве классицистических форм, обычно используемых в каменной архитектуре. Это обшивка фасадов с имитацией горизонтального руста, использование декоративных кронштейнов по фризу, оформление окон наличниками с многопрофильными сандриками, украшенными стилизованными триглифами и каплями. Одновременно ощущается незначительное влияние модерна, например в рисунке дверных полотен. В этом доме жил советский инженер, геолог, лауреат государственной премии СССР С.П. Коноплев.
42.
43.
44.
45.
46.
Володарского, 6/1
Усадьба 1880-х годов: жилой дом, флигель (деревянный) и службы (каменные).
47. Один из наиболее излюбленных иркутянами в конце ХХ века типов деревянных жилых домов с антресольным этажом. Его высокие парадные комнаты ориентированы в улицу, а со стороны двора расположены пониженные двухэтажные помещения, так что лицевой фасад одноэтажный, а дворовый - двухэтажный. С бокового фасада прирублен традиционный объем сеней, во втором уровне которого устроено летнее помещение с арочным рядом окон. Типичный для своего времени жилой дом обладает также и эффектной пластикой фасадов. Фигурные лопатки, широкий фриз с накладными филенками и особенно барочные наличники с насыщенной резьбой - все это позволяет отнести здание к лучшим образцам городского деревянного зодчества.
48.
49.
50.
51.
Каландаришвили, 4 и 6
Жилой дом конца ХIХ века и Усадьба: два жилых дома (1890-е годы - начало ХХ века).
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
Декабрьских Событий, 1
Дом Лавровского (1890-е годы).
59.
60.
61.
62.
Польских повстанцев, 18
Доходный дом Разсохина (1890-е годы).
63. По данным календарей-справочников Иркутска, на протяжении 1900-1915 годов владельцем доходной усадьбы по Семинарской числился иркутский мещанин Разсохин Георгий Феофанович. Усадьба носила выраженный доходный характер - под названием «Доходного дома Разсохина» этот дом и попал в Список охраняемых объектов культурного наследия под №324. О хозяине дома известно немного - он был совладельцем фарфоровых фабрик Сибири и Дальнего Востока, единственная его дочь была раскулачена и выселена из дома в 1920-х годах. В 1930-х годах дом был разделен на 7 квартир и передан в пользование работникам Комбината общественного питания. С середины ХХ века территория усадьбы по площади сокращена вдвое - снесены парадные въездные ворота, яблочный садик вырублен. В наши дни мимо дома проходит «зеленая линия» - городской туристический маршрут по сохранившимся памятникам культуры.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
8 марта, 11
Дом Ивановой (начало ХХ века).
71.
72.
73.
Осенний Переулок, 2
Особняк Сильвинского (1890-е годы).
В начале ХХ века усадьба принадлежала Н.А. Сильвинскому, позднее - И.А. Подгорбунскому - священнику, известному ученому-этнографу, члену ВСОИРГО, монголоведу, автору многочисленных статей о ламаизме. Пример деревянного жилого дома с архитектурой, традиционной для периода эклектики. Отличается нарядным декоративным убранством, в котором используется несколько орнаментальных мотивов. Бревенчатые стены не обшиты, только на главном уличном фасаде подоконная часть выделена гладкой обшивкой с накладными токарными полубалясинами. Верх стен по периметру опоясывает гладкий фриз, также украшенный токарными полубалясинами. По нижней горизонтали фриза приходит широкая полоса подзора с пропилом растительного характера. Более узкий подзор карниза и фриза сеней имеет другой рисунок, напоминающий снежинки. Еще два варианта орнамента представлены во фронтоне парадного крылечка и в сандриках окон. Наиболее пышным убранством отличается оформление крылечка. Кронштейны выполнены в виде плоской четверти круга, внутренняя плоскость которого заполнена ажурной пропильной резьбой. Справа от дома сохранились четырехверейные ворота. Верх верей увенчан тумбами с колпаками, лицевая поверхность покрыта накладной пропильной резьбой.
74. Команда волонтеров этого дома, есть и знакомые лица. Я прибыл в последний момент и успел сделать лишь групповое фото. На соседнем доме по Карла Либкнехта, 110 работы уже были закончены.