КБЖД: Дорога в Маритуй

Oct 19, 2020 01:32




Большой пост о походе от порта Байкал до Маритуя по Кругобайкальской железной дороге - уникальному памятнику инженерного искусства. Трехдневный поход включает в себя обзор первых туннелей и галерей, местной архитектуры, а также разнообразие птиц, цветов и бабочек, за которыми мне удалось понаблюдать.

Традиционно на КБЖД туристы ходят с Култукской стороны, от старой Ангасолки, как и я в 2011 году, будучи здесь впервые. С тех пор я еще несколько раз приезжал на однодневные походы в летнее и зимнее время, но далеко, как в первый раз не ходил. Этим летом мы решили пойти с Иркутской стороны, туннели и галереи строились в этом же порядке и получали свои номера по мере удаления от Иркутска. Поэтому обозначение порталов туннелей и галерей, а также направление дороги обозначаются далее, как Иркутские и Култукские. Цель похода - поселок Маритуй. От Иркутска до Листвянки чуть больше часа езды на маршрутке, далее с причала «Рогатка» мы пересекаем озеро у самого устья Ангары на пароме до порта Байкал, оттуда начинается наше пешее путешествие. План был следующим: в первый день мы проходим 15 км и разбиваем лагерь; за второй день мы должны добраться до станции Уланово (10 км) и оттуда в 4 утра отправиться на тепловозе до Маритуя (22 км); вечером третьего дня мы уезжаем обратно в порт Байкал и организуем там последнюю ночевку. Общая длина маршрута в одну сторону составила примерно 47,6 км.

1. Противооползневая галерея № 1, первое с Иркутской стороны сооружение, 76,820 км КБЖД. Длина - 83 метра. Построена в неглубокой выемке. Параболическая, отдельно стоящая, двухпутная, каменная. Высота и ширина по 9 метров. В плане кривая, радиус - 300 метров. Строительство шло с 17 апреля по 1 августа 1904 года.



2. Вид в сторону порта Байкал на удалении приблизительно в 7 км.



3. Иркутский портал туннеля № 1, 81,088 км КБЖД. Прорезает небольшой отрог значительной крутизны с нависшими массивами горных пород. Ширина мыса - 200 метров, выступает в озеро на 45 метров. Туннель сферический, двухпутный. Высота - 8 метров, ширина - 9 метров, длина - 158 метров. В плане прямой. Длина пристроенных галерей: с иркутской стороны - 9,7 метров, с култукской - 8,3 метра. Общая длина сооружения - 176 метров. Пробивка хода в туннеле началась 20 ноября 1902 года с иркутской стороны, и 22 ноября 1902 года с култукской, закончилась 12 мая 1903 года.



4. Иркутский портал туннеля № 2, 81,642 км КБЖД. Сферический, двухпутный. Высота - 8 метров, ширина - 9 метров, длина - 169 метров. В плане кривой. Радиус с иркутской стороны - 314 метров, с култукской - 370 метров, галерей нет. Порталы сложены из бутового камня, имеют цоколь, облицованы камнем получистой тески. Торцовая часть туннельной обделки облицована камнем в форме клина с рамкой чистой тески, замковым камнем чистой тески с четырьмя гранями. Карниз из камня чистой тески с откосной лентой.



5. Туннель № 4 «Бакланий», вид в сторону Култука. 84,411 км КБЖД. Длина - 205 метров. Внутри туннеля породы были рассечены трещинами с наклоном к оси пути под углом 70°, кроме того, они были пересечены еще более мелкими трещинами, из-за чего происходили частые обвалы, что требовало более мощной крепи. На протяжении 153,9 метров с байкальской стороны, что необычно, оставлена штросса, которая была убрана, а затем произведена кладка стены во время строительства второго пути. По проектам 1898-1899 годов, 1899-1900 годов и 1901 года длина тоннеля составляла 164, 124 и 160 метров соответственно. В ходе строительства она увеличилась на 28 метров. Туннель пересекает мыс Бакланий, с этого места кончаются степные склоны Олхинского плато и начинаются преимущественно скальные обнажения со стенами и башнями.



6. Вид из туннеля № 5 на противооползневую галерею № 2.



7. Иркутский портал туннеля № 5, 86,715 км КБЖД. Туннель прорезает горный откос, который образует в этом месте незначительный мыс с отвесными обнажениями. Туннель сферический двухпутный, высота - 8 метров, ширина - 9 метров, длина - 129 метров. В плане кривой: радиус с иркутской стороны 311 метров на протяжении 100 метров, с култукской стороны 328 метров на протяжении 70 метров, между ними прямая 49-метровая вставка. Галерея пристроена к туннелю, ее длина с иркутской стороны - 90 метров. Общая длина сооружения - 219 метров. Потребность в строительстве галереи с иркутской стороны выяснилась 16 мая 1904 года, когда с нагорной стороны была обнаружена трещина под огромным нависающим массивом, грозившим обвалом.



8. Место первого лагеря было выбрано возле противооползневой галереи № 2 с култукской стороны, 87,028 км КБЖД.



9. Женя и Юля, костер, романтика.



10. Противооползневая галерея № 2. Параболическая, каменная, отдельно стоящая, двухпутная. Высота и ширина по 9 метров, длина - 66 метров. В плане кривая, радиус 317 метров. Ее строительство шло с 17 апреля по 15 ноября 1904 года. Култукский портал облицован камнем в прикол горизонтальными рядами. Арка выполнена из тесаного камня с рамкой чистой тески, замковым камнем чистой тески с четырьмя гранями. Карниз чистой тески. С иркутской стороны имеется только оголовок. По проекту 1901 года здесь должна была быть однопутная галерея. Но близость туннеля № 5 и невозможность в будущем проложить рядом второй путь, заставили строителей изменить проект сразу под два пути.



11. Утренний вид с галереи на туннель. Слева можно заметить каменную подпорную стенку длиной 28 метров, сооруженную в 1938 году в основании откоса полувыемки (от тоннеля). Однако ее строительство не спасло от железнодорожного крушения в этом месте в мае 1941 года вследствие обвалившегося с откоса огромного валуна.



12. Туннель № 6 «Каторжанский-1», 88,058 км КБЖД. Круговой, двухпутный, высота и ширина по 9 метров, длина - 109 метров. В плане кривой, радиус - 315 метров, галерей нет.



13. Сразу за ним следует туннель № 7 «Каторжанский-2», кольцевой, двухпутный. Высота - 8 метров, ширина - 9 метров, длина - 538 метров. В плане кривой, радиус - 320 метров, галерей нет. Для пробивки и разработки верхнего хода и калотты применялось машинное бурение (пневматические бурильные машины). Для обеспечения энергией бурильных машин в пади Каторжанка была построена центральная станция, а при тоннеле установлены две рабочие станции для пневмоперфораторов. Для увеличения скорости проходки предпринимались попытки соединить два компрессора, чтобы рядом могли работать сразу два перфоратора, но стоимость работ при этом возрастала. Бурение велось с обоих концов туннеля. Над замковым камнем расположена каменная плита чистой тески с выбитыми на ней датами строительства тоннеля: 1902-1904.



14.



15. За туннелем, на берегу Байкала и находилась центральная электростанция, питающая сжатым воздухом девять бурильных станций (пневмоперфораторов). В 1900-х годах она выглядела так. Разрушенное здание на берегу - тоже электростанция, но построенная в середине 1930-х годов.



16.



17.



18. Туннель № 8 «Толстый», 90,09 км КБЖД. Сферический, двухпутный, высота и ширина по 9 метров, длина - 349 метров. В плане кривой, радиус - 320 метров. Это самая длинная кривая на всей КБЖД, галерей нет. Верхний ход тоннеля с иркутской стороны пробивался с помощью пневматического бурения, а с култукской - вручную. Грунт при выломке выбрасывался вагонетками, сцепленными поездом по три. Над замковым камнем расположена каменная плита чистой тески с выбитыми на ней датами строительства туннеля: 1903-1904.



19. Остатки пирса. Остановочный пункт 94 км.



20. Железнодорожные мосты через реку Пыловку.



21. Заброшенная противооползневая галерея № 4 «Холодная-1», 96,416 км КБЖД. Не эксплуатируется с 1956 года, эта галерея и следующая № 5, стоящие по обе стороны пади Холодной, построены из-за того, что не было возможности увеличить углы откосов выемки, которые угрожали осыпями и обвалами.



22. Каменный водонаправляющий лоток напротив турбазы «Хвойная». Мы прибыли на станцию Уланово. Работник турбазы сказал, что утром этого же дня путейцы встретили у воды медвежат.



23. Уланово. Рабочие ремонтируют здание вокзала. К нам на встречу прибыл тепловоз, пассажиры вышли немного погулять, затем все загрузились обратно и поехали в сторону порта. Между тем уже полшестого и нам нужно разбить лагерь. Станцию Уланово ликвидировали в 1962 году. Сейчас на этом месте осталось только каменное водоподъемное здание с трубой и фундаменты разрушенных построек, в том числе и водоемного сооружения, некоторые здания станции были восстановлены, в них расположилась турбаза ВСЖД «Хвойная». Нынешнее название присвоено в 1933 году в честь председателя Маритуйского совета комиссара Николая Уланова. В 1918 году он пытался взорвать тоннель № 18-бис. При высадке с катера в поселке Маритуй был убит белыми, там же и похоронен на кладбище. Известно, что вместе с отцом он строил КБЖД с 1902 года.



24. Из воды неподалеку от места нашей стоянки нерпы высовывали свои мордашки.



25. А это неоплаченная реклама leatherman Wave+, воткнутого в старый пирс, на котором я сижу и любуюсь нерпами на закате.



26. До наступления ночи мы с Женей решили сходить на разведку и посмотреть, что еще есть впереди. Ведь в 4 утра мы двинемся дальше на тепловозе до Маритуя и на этом участке уже ничего интересного не увидим. Первое, что попалось нам на глаза - водоподъемное здание. Оно состоит из двух отделений: каменного машинного, где располагалась паровая машина Шухова, приводившая в движение насос системы Вартингтона, и деревянного жилого для машиниста.



27. К зданию примыкает шестигранная кирпичная дымовая труба. Помещение машиниста деревянное, состоящее из кухни, комнаты и коридора. Подобные водоподъемные здания располагались на станциях Байкал, Маритуй, Шарыжалгай. Далее нас ждал туннель № 9-бис, пересекающий мыс Березовый 2. В середине туннеля есть боковая штольня, которая выходит прямо на Березовую бухту, если пройти к ней, то с края обрыва можно увидеть построенную параллельно тоннелю заброшенную противооползневую галерею № 6 «Березовую». Бухта является геоморфологическим памятником, необычность местности заключается в том, что бухта располагается в оконечности мыса.



28. Въезд в туннель № 9-бис, портал с Иркутской стороны был разрушен селем в июле 1971 года; Вид из противооползневой галереи № 6 «Березовая» на развалины электростанции; и ее восточный портал. Галерея не эксплуатируется с 1914 года. Во время строительства первого пути пробивать туннель сквозь мыс не было времени, поэтому инженеры решили проложить через бухту мост, а от обвалов защититься галереей. В 1914 году, во время строительства второго пути, в связи с пробивкой туннеля № 9-бис, мост был демонтирован и перевезен на реку Выдринную.



29. Култукский портал сохранился до нашего времени. Он сложен бутовым камнем и облицован горизонтальными рядами в прикол. С обеих сторон обрамлен выступающими колоннами. Арка сложена клиновидным камнем чистой тески в ленту и подчеркнута архивольтом, сильно выступающим, но тонко профилированным. Прямоугольный выступ над аркой тоже обрамлен выступающими колоннами. Выступающие детали: капитель, рельеф пилона, кордоны, замковый и цокольный камни выделены чистой теской. Замок выступает вверх и вниз относительно арки и состоит из трех частей клиновидной формы. Центральная часть замка завершается ступенчатым прямоугольным выступом. Места сопряжения портала с выемкой сложены циклопической кладкой.



30. Верх портала украшает эмблема министерства путей сообщения.



31. 5.30 утра следующего дня, мы прибыли на станцию Маритуй, 119 км КБЖД. Станция Маритуй - одна из самых крупных станций на участке КБЖД. Комплекс «Маритуй» включает в себя станцию, административно-жилой комплекс и жилой поселок в долине реки с одноименным названием. Поселок сформировался в 1902-1905 годах: были построены станция, комплекс водоснабжения, а также заложена планировка поселка. Если при строительстве первого пути в 1902-1905 годах все силы были брошены на обеспечение пропускной способности дороги и мало внимания уделялось архитектурно-планировочному развитию станций и поселков, то второй период - 1908-1916 года, был отмечен появлением в существующей застройке интереснейших объектов, выполненных в стиле "модерн". За эти годы в поселке Маритуй по индивидуальным проектам были построены жилые дома для служащих дороги и здание железнодорожного училища.



32. На запах еды к нам пришел маритйуский котик.



33. Основное транспортное средство местных жителей - мотоциклы. «Минск» - марка белорусских мотоциклов, скутеров, квадроциклов и снегоходов производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода, мотоциклы этой марки есть в музее ретромототехники в Иркутске. На фото, если не ошибаюсь, - модель 3-112.



34. Дрезина же - транспорт путейцев, обслуживающих дорогу.



35. В доме, где сейчас находится поселковая администрация в начале XX века проживал начальник участка железной дороги. По легенде, которую рассказывают местные гиды, его сын покончил собой от безответной любви. В память о сыне отец изменил окно в доме, оно стало напоминать перевернутое сердце. А еще больше окно напоминает один из тоннелей. К сожалению, после того, как КБЖД стала тупиковой веткой, архитектура Маритуя и многих других станций пришла в упадок. Большая часть населения покинула поселок. В итоге, за период 1960-2000-х годов ансамбль Кругобайкалки понес громадные утраты среди деревянных архитектурных объектов - исчезло две трети от всех, построенных в начале ХХ столетия лет. Сегодня архитектурные шедевры, выполненные из дерева в модерне по индивидуальным проектам, представлены лишь тремя памятниками: это здание б/п Лиственичного (воссоздано в 1990-х), пассажирское здание в Шарыжалгае (его фасады изуродованы последним ремонтом) и жилой дом в Слюдянке. В Маритуе таких домов не осталось. Все подобные памятники архитектуры, самые интересные, они же и самые крупные - по недомыслию, халатности «хозяев» и при явном попустительстве инспекционных контролирующих органов совершенно бездарно пошли на утилитарные хазпостройки и сожжены в печах местного населения. А ведь они могли и должны были стать основой будущего музейно-туристического комплекса Кругобайкалки.



36. Окрестности Маритуя вблизи железнодорожных путей. Водоразборная колонка до сих пор используется для заправки экскурсионного паровоза водой.



37. Жилой дом и местная техника. Чувствуется свой уют и быт, прятать от соседей здесь нечего, все знают друг друга. Во время нашего прибытия на тепловоз загрузилось чуть ли не все население поселка, чтобы уехать на работу в Слюдянку.



38. Помимо редкой техники, такой, как этот ЛуАЗ-969М, в поселке остались домашние животные.



39. Движемся вглубь распадка, осматривая местные красоты, ближе к концу поселка попадаются заброшенные дома.





40.



41. Сани ждут зимы.



42. Река Маритуй.



43.



44. Наличники старых домов.



45. На ограде одного из участков замечаю Анемометр чашечный МС-13, он предназначен для измерения средней скорости воздушного потока в промышленных условиях и средней скорости ветра на метеорологических станциях.



46. Справа от дома припаркован мотороллер «Муравей», образца 1980-х годов, еще один такой стоял возле станции.



47. Заброшенный дом по дороге к кладбищу.



48.



49. Крайний дом в распадке, здесь принимают гостей. Но так как к вечеру нам уже возвращаться назад на тепловозе, мы скромно ставим палатки на поляне неподалеку чтобы немного отдохнуть на природе.



50. Местные обитатели.



51.



52. Вид на Маритуй с восточной стороны. В половину пятого садимся на тепловоз обратно в порт.



53. Двойной сторожевой дом на станции 107 км, поселок Пономаревка. Переделан из пассажирского здания. Точно не известно при строительстве какого пути он был взведен.



54. К семи вечера мы вернулись в порт Байкал - удивительное и атмосферное место, в котором я так люблю бывать. Ранее я уже писал делал обзор порта и музея КБЖД. В 1956 году ветка Байкал - Иркутск была выведена из эксплуатации, порт сохранил свое значение как перевалочный пункт между поездами, прибывающими из Слюдянки и плавающими по Байкалу судами. На паром мы не успели, и пропуска в зону нацпарка у нас не было, разбили лагерь, где пришлось.



55. Паровоз-памятник Л-4657



56. Здесь очень колоритные жители.



57. И их питомцы.



58. Жители порта рано утром.



59.



60. Работники речного пароходства, в центре капитан парома.



61. Еще несколько кадров людей: житель Маритуя, местный перевозчик на своем катере, уличная торговля в Листвянке.



62. Вид на Байкал в разное время суток.



63.



И вот расступаются горы,
Уходят гряда за грядой,
Зелёный глазок семафора -
Над синей Байкальской водой.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Птицы

64. На Байкале водится 236 видов птиц. Из них 29 водоплавающих, главным образом различные виды уток, стаи которых часто встречаются во время плавания по Байкалу. Реже на берегах Байкала можно встретить гусей, лебедей-кликунов. На скалистых островах и в устьях притоков Байкала в большом количестве селятся чайки. Кое-где встречаются серая цапля и чернозобая гагара. В конце лета и осенью по берегам Байкала встречается более 30 видов мигрирующих куликов. Особенно много птиц в дельтах рек и на мелководных заливах. В этом походе мне повстречалось несколько видов птиц, которых мне не посчастливилось здесь увидеть ранее.



65. Огарь, Чеглок, Ушастая сова.



66. Огари, Горная трясогузка, Длинноносый крохаль.



67. Птенец ушастой совы и слеток, выпавший из гнезда. На подходе к Уланово мы услышали шум птиц. Оказалось, вороны пытались утащить птенца ушастой совы из гнезда. Они атаковали и слетка, оказавшегося на склоне под родным деревом. Он издавали писк, по которому мне удалось его найти и снять. Взрослая сова отгоняла ворон, но держалась поодаль от меня, то же делал и чеглок, как бы вступаясь за семейство. Близко к птенцам я не подходил, я использую телевик. Надеюсь, с совятами все в порядке.



Растения

68. Водосбор обыкновенный, Лён многолетний, Вероника дубравная



69. Змееголовник Поникший, Левзея Одноцветковая, Герань лесная



70. Герань Власова, Валериана лекарственная, Красоднев малый



71. Лилия карликовая, Шиповник иглистый, Вечерница Сибирская



72. Яснотка белая, Истод гибридный, Бурачок обратнояйцевидный



73. Горноколосник колючий



74. Проломник северный, Остролодочник шишковидный, Ветреник косматый



75. Камнеломка сибирская, Водосбор сибирский, Свербига восточная



76. Купальница азиатская, Ясколка полевая, Синюха голубая



77. Шлемник скордиелистный, Лилия саранка, Очиток живучий



78. Сурепка обыкновенная, Вьюнок полевой, Калужница болотная



Бабочки

79. Пеструшка темнокрылая, Аполлон Номион, Шашечница Аталия.



80. Голубянка крушинная, Голубянка Аманда, Голубянка Икар. Вообще голубянок очень сложно определять, они практически ничем не
различаются.



81. Сенница Амариллис, Шашечница Феба, Пяденица линейчатая.


тоннель, мост, птицы, природа, бабочки, галерея, маритуй, кругобайкалка, кбжд, порт, байкал, железная дорога, tourism

Previous post Next post
Up