Советское монументальное искусство - это большие мозаичные панно, сграффито, барельефы, чеканка, а иногда и комбинации из этих элементов, которые можно увидеть в качестве украшения архитектурных сооружений. Оно четко делится на несколько периодов: в первые десятилетия советской власти художники стремились создавать произведения новаторские и даже авангардные; в 30-е годы был взят курс на классицизм, который достиг своего апофеоза в начале 50-х, получив название сталинский ампир; и последний период - 60-80-е годы, который принято называть советским модернизмом. Содержание всех художественных объектов определялось идеологическими установками, художник должен был воспевать коммунистические идеалы, человека труда, ратный подвиг советских людей, мир во всем мире и т. д. При этом творцы были более свободны в выборе выразительных приемов и средств, им не запрещалось использовать какие-то новые художественные формы, элементы абстрактного искусства. В результате монументальное искусство позднего СССР отличается стремлением к стилизации и упрощению форм. Многие скульптуры, мозаики и барельефы выглядят нарочито тяжеловесными и грубыми. Что интересно, именно произведения этого периода вызывают огромный интерес за рубежом. В этом блоге мы рассмотрим объекты на примере работ Красноярского края и республики Хакасия.
Рассвет мозаичного искусства в Красноярске начался в 1970-х годах, когда сюда приехали художники-монументалисты из Москвы и Ленинграда. Мозаики начали появляться повсеместно. Они украсили дома культуры: КРАЗа, Комбайностроителей, Энергетик, Медпрепаратов и ГорДК. Не обошли стороной и Дворцы пионеров и водных видов спорта. На некоторых улицах и набережных красовались новые, с глубоким смыслом картины, выложенные с огромным трудом, смыслом и сильным посылом будущим поколениям. Все мозаики выложены художниками-профессионалами, они несут в себе художественную и историческую ценность.
1. Мозаичное панно «Био-жизнь», выполненное украинским художником Кравченко Юрием Петровичем в 1978 году. Место расположение: Красноярск, ДК Мед препаратов, ныне телестудия «Афонтово». Сам завод мед препаратов можно считать закрытым, тех объёмов выпускаемой продукции давно нет, хотя ещё в 50-х годах предприятие процветало и обеспечивало медикаментами не только город, но страны ближнего зарубежья. Панно, сделанное из смальты, имеет некоторые повреждения. Но по-прежнему вселяет любовь ко всему живому.
2. Монументально-декоративное панно «Красноярску 350 лет» (алюминий тонированный, чеканка), 1978 год. На нем изображены основные достопримечательности центрального района Красноярска: Краеведческий музей, центральный стадион, колхозный рынок, гостиница Красноярск. Автором является Михаил Иванович Заев, работу по монтажу проводил Янов Виталий Федорович.
3. Наука - то, чем гордились в СССР, одна из отраслей народного хозяйства. Значимое место в мировом масштабе: шестое место по нобелевским лауреатам, 25% всех научных сотрудников мира приходилось на советский союз. Значительные успехи преобладали благодаря поддержке государства. Сграффито «Наука» на фасаде политехнического института - олицетворение той действительности, во времена которой были огромные успехи в физике, химии и других областях. С привычными для монументального искусства символами и знаками Георгий Георгиевич Никифоров изобразил молодых учёных в стремлении к научным открытиям и экспериментам.
4. Создание монументальных произведений идёт не просто по заказу на ту или иную тему, художник находится в постоянном поиске: художественной идеи, пластики, образов и определенного замысла. Порой эскизы дают представление о глубине такого поиска и вариантах для готового эскиза. Орлов Степан Егорович, Башмаков и Шадрин воплотили в мозаичное панно-триптих «Страницы революционного движения в Красноярске» исторические события происходившие в городе вы начале столетия от восстания в железнодорожных мастерских до ссылки Ленина и прибывании его в Шушенском. Чёткие портретные фигуры соратников Ленина демонстрируют высочайшее мастерство художника Орлова. Год создания - 1978.
5.
6.
7.
8. Сграффито на фасаде администрации железнодорожного района, посвящённая прежде всего Ленину, вождю мировой революции и тем, на кого опирались большевики - пролетариату: солдатам, рабочим и крестьянам. Художник - Георгий Георгиевич Никифоров, 1979 год.
9. Яркий, революционный и роскошный барельеф, воплощение идей социализма и таланта великих: Красноярского скульптора Юрия Павловича Ишханова (1929-2009), А.Д. Давыдова и архитектора Э.М. Панова. Барельеф «Октябрь» получился по-настоящему живым и символичным: серп, молот и обнаженная дева! Социализм торжествует над империализмом. Год создания - 1977.
10.
11. Проезжая по улице Маерчака, обратите внимание на дом №20. На фасаде здания Красноярского финансово-экономического колледжа располагается сграффито, выполненное именитым художником-монументалистом Георгием Георгиевичем Никифоровым в 1974 году. От молодежи того времени веяло стремлением наполнить свою жизнь искусством, спортом и студенческой романтикой. Все эти аспекты являлись неотъемлемой частью воспитания тех времен. Георгием Георгиевичем предложены прекрасные образы и понятные сюжеты, переносящие нас в советское прошлое. Первоклассная работа мастера позволяет нам любоваться панно несколько десятилетий спустя.
12. Мозаичное панно украшает Дворец водных видов спорта, выполненное художником-монументалистом Александром Михайловичем Приемышевым в 1984-1985 годах.
13. Заброшенный кинотеатр Родина, 1965 год. Автор - Евгений Степанович Кобытев, который в годы ВОВ попал в плен и находился в концлагере «Хорольская яма», а после войны создал серии рисунков и написал об этом книгу. Материалом для этой мозаики послужила Енисейская речная галька, что сделало мозаику неяркой по гамме, но достаточно выразительной, построенной на тонких цветовых соотношениях. В этой работе Евгений Степанович изобразил свою жену и дочь. Дочь - Вера Евгеньевна Кобытева - тоже художник и живет в Красноярске. Мозаика подвергалась вандализму, что видно по не до конца смытым следам краски.
14. Востребованными профессиями в СССР были рабочие профильные специальности: сварщики, крановщики, инженеры разных направлений, машиностроители и другие. Актуальность они не потеряли и сейчас. Мозаика выполнена из керамической плитки, выкладывалась прямиком на стену. Художник Георгий Георгиевич Никифоров, 1971-1972 года. Место: общежитие политехнического техникума на ул. Матросова.
15. Одна из фресок на проспекте имени газеты Красноярский рабочий, посвященная Красноярскому судоремонтному заводу. Предприятие обслуживало и ремонтировало действующую технику. Сама фреска, как и предыдущие, наполнена соцреалистическими сюжетами из цехов судоремонтного центра. Как и другие фрески подвергалась вандализму, но усилиями общественности удалось отстоять ее право на существование. Автор - Тойво Васильевич Ряннель.
16. Еще одна фреска, посвящённая Красноярскому судостроительному заводу. Тойво Рянелем проделана трудоёмкая работа по формированию художественной среды на жилых домах правобережья Красноярска. Здесь показана жизнь завода, его рабочие и образцы выпускаемой техники. Центральная часть фрески демонстрирует счастливых молодых рабочих: сварщиков и инженера на фоне большого гребного винта. На других частях росписи грузового флота и баржи. С недавних пор завода нет, на его месте построили жилищный комплекс, ровно как на территориях других бывших промышленных гигантов. Фреску пытались закрасить и каким-то невероятным образом удалось отстоять память о КССЗ, память о долгих и плодотворных временах строительства судов для нужд огромной страны. Краска на двух закрашенных фресках уже отваливается, но росписи, выполненные в конце 60-х - начале 70-х имеют довольно приличный вид.
17. А вот работа неустановленного автора. Несмотря на ужасное состояние здания Дворца культуры КрасТЭЦ, мозаики на его фасаде достаточно хорошо сохранились. Нередко на мозаичных панно изображались сюжеты повседневности: советский человек, его профессия или некий производственный процесс - таким образом мозаики тоже являлись частью визуальной советской пропаганды. Работы на общежитии политехнического техникума и на ДК выполнены по всем канонам и рассказывают о жизни рабочих.
18.
19. Роспись неустановленного автора на торце жилого здания.
20. Масштабное сграффито «Наука» олицетворение Дивногорского завода низковольтной аппаратуры (ДЗНВА), о котором я уже
писал ранее. В 1973 году завод начал свою работу, а к 1980 году вышел на проектную мощность. Автор монументального панно Михаил Иванович Заев раскрыл передовые отрасли, показав в своей работе то, чем мог гордиться каждый советский человек. Успехи в строительстве ГЭС, первый полет человека в космос, успехи в машиностроении, металлургии и химической промышленности уместились в одной большой композиции. Однако успехи сменились неудачами во времена перестройки, завод не смог конкурировать с китайской продукцией.
21. Сграффито «Юность» украшает бывший дом быта в Дивногорске, где сейчас разместились офисы для государственных структур. Сграффито площадью 100 м² выполнено художниками Шихалевым Александром Леонидовичем и Георгием Васильевичем Кузаковым в 1986 году.
22. Чеканное панно из Железногорска, городу я посвятил отдельный
блог. Валерий Александрович Григорьев стремился создать индивидуальность даже для школы. Простая листовая медь в умелых руках превратилась в декоративное панно для лицея №102 в 1976 году и задала неповторимый облик зданию и улице, став одним из знаковых украшений города.
23. Две росписи украшают торцы жилых домов в Железногорске, они выполнены местным жителем - художником Николаем Антончиком.
24.
Перенесёмся в соседнюю Хакасию, в столице республики - Абакане мне удалось снять несколько интересных работ, о которых я не писал в
блоге, посвященному городу и окрестностям.
25. Сграффито «Союзпечать», выполненное в 80-х годах на торце дома по улице Хакасская, города Абакан. Эскизы Геннадия Васильевича Новоселова, и его же исполнение в тандеме с Николаем Гладких. Сграффито посвящено изданиям в республике: «Советская Россия», «Советская Хакасия» и «Правда». Многие газеты проходили обязательную цензуру, в них рассказывали об общественно-политических и трудовых событиях. Часто можно было прочитать про тружеников деревень, сел или заводов. А также про борьбу с капиталистическим миром и буржуями.
26. Пионеров уже давно нет. А всего-то несколько десятков лет назад, им посвящали фильмы, стихи, песни и даже произведения монументального искусства. Сграффито «Пионеры» выполненное в 1976 году на новом здании Дома Пионеров в Абакане, отражало образ и жизнь пионеров. Сейчас это Дом детского творчества, но монументальная роспись не даёт забыть о славных пионерских временах. В работе были задействованы художники-монументалисты: Александр Михайлович Приемышев, Владимир Клепинин и Николай Александрович Кулагин.
27. Мозаичное панно «Искусство», материал - смальта. В 1977 году заслуженный художник РСФСР, Борис Александрович Тальберг отправился в Абакан, чтобы придать оригинальный вид только что построенному драматическому театру имени М.Ю. Лермонтова. Огромные мозаичные панно с театральной тематикой с особой тонкостью подчеркнули местный национальный колорит. Работа такого масштаба в городе была воплощена только на этом здании. Поэтому сохранение мозаики - важная задача для всей республики Хакасия.
28. Масштабное сграффито «Связь» в городе Абакан находится на улице Вяткина 12, здесь расположено управление росреестра по республике Хакасия (Дом Радио). Выполнено художниками-монументалистами Александром Приемышевым, Владимиром Клепининым и Кулагиным в 1975 году. Художникам удалось добиться целостности и выразительности росписи. За счёт особой архитектуры здания раскрывается история развития связи и коммуникаций, в центре монументального панно использована символика СССР.
29. Роскошные сграффито наполняют смыслом здание МРСК Сибири в Абакане. Монументальные панно на тему энергетики были выполнены Николаем Гладких и Владимиром Александровичем Тодыковым по эскизам Геннадия Васильевича Новоселова.
30. Сграффито «Энергетика» украшает стену жилого дома города Абакан с 1975 года. Монументальная работа, выполненная Геннадием Васильевичем Новоселовым, раскрывает тему энергетики с разных позиций. В центральной части сграффито находится Солнце, как главный источник природной энергии, а в других частях сграффито показано её применение. Состояние панно просто отличное!
31. Сохранившееся сграффито на тему хакасского эпоса и связанного с ним образа всадника на коне. Художником-монументалистом в данной работе решены несколько важных задач. Панно, напоминающее о племенной ферме в Абакане, помимо декоративной функции несёт в себе связь с историей народа. Владимир Александрович Тодыков дает возможность увидеть возрождение народа, в жизни которого произошли глубокие изменения. Всадники, изображённые на сграффито волевые и решительные, а некоторые детали лишь подчёркивают их свободу и страсть. Автор панно тонко прочувствовал национальные мотивы, что было отраженно им и в других монументальных работах, как например, чеканка на гостинице Абакан. Работа 80-х годов имеет ряд повреждений и нуждается в реставрационных работах.
32. В 1968 году в Абакане создаётся Восточно-Сибирский государственный институт по проектированию водохозяйственного и мелиоративного строительства. Выбор оформления НИИ не случаен, женщина - главный символ живого начала природы, а колос в правой руке - главный символ плодородия. Весь барельеф пропитан смыслом и сюжетами, подчёркивающими важную роль воды. Ненавязчивая формула завершает емкую композицию барельефа. Стоит отметить и удачный выбор цветов для смальтовых вкраплений в монументальной работе: тесную взаимосвязь науки и природы. В современных реалиях здание утратило вывеску: мелиорация - дело всенародное, равно как и смысл самой композиции.
33. Алюминиевые чеканки на фасаде Абаканского политехнического техникума, сделанные методом выколотки. Под выколотку изготавливается бетонная форма, и металл «околачивается» по ней снаружи, или «вколачивается» вовнутрь формы. Этот способ позволяет набрать большой объем изображения. Автор этой работы - Сергей Емельянович Якшин - член союза художников. Впервые он проявил себя в МДИ, при этом использовал черты сурового стиля, символику в пластичном рельефе. Удивительным образом работа сохранилась до наших дней, при том, что в интерьере утеряны чеканки другого художника - Владимира Александровича Тодыкова.
Монументальное искусство сегодня - признак ушедшей эпохи. Именно в советский период мозаики стали особо популярны и распространены на всей территории большого Советского союза. Но они и сегодня привлекают внимание искусствоведов и простых ценителей прекрасного. Мы должны обращать внимание на проблему уничтожения объектов. Некоторые работы заслуживают особого внимания и внесения в перечень культурного наследия Красноярского края. Необходимо сохранить и пронести через годы то, что нам передали наши предшественники. Несмотря на дороговизну реставрации таких объектов, нельзя бездумно уничтожать то, над чем трудились талантливые монументалисты. За текст спасибо Александру Трифонову.