Понятие высоты в Иркутске очень относительное. С одной стороны, здесь поднимаешься на девятиэтажку - уже высоко. С другой, в центре тебе хватает и пяти этажей. Дело в том, что Иркутск априори невысокий город. Он находится в сейсмоопасном районе Байкала, за год здесь происходит до 5-6 тысяч толчков. Раньше градостроительные СНИПы самым высоким для сейсмоопасных зон предусматривали 9-этажное строительство, в изданиях 1989 года - 4-этажное. Сейчас эти правила имеют рекомендательный характер, и понятия максимальной этажности не существует. Современное монолитное домостроение позволило районам Иркутска обрасти многоэтажками. По количеству этажей пока лидирует стройка за Первомайским в 22 этажа, на втором месте 20-этажная высотка в Солнечном. Но это всё окраины. А мы ведь хотим проникнуться красотами центра. Высота иркутской телевизионной вышки составляет 192 метра. Это самый высокий объект в городе. Не удивительно, ведь это вышка, а не здание. Четыре осветительные мачты вокруг стадиона «Труд» имеют рост в 58 метров каждая, что составляет примерно чуть больше, чем 19 этажей. На одной из них мы, кстати, тоже побываем.
Если отбросить в сторону технические моменты и говорить конкретно про хорошее место, с которого удобно наблюдать за городом, то на левом берегу - это высотка в Глазково, с которой открывается вид на все районы города. В Солнечном, Первомайском, Топкинском микрорайонах тоже есть хорошие точки, но поле зрения с них ограничено одним направлением. В центре самый доступный способ оглядеть окрестности - подняться на одну из башен-близнецов на Декабрьских событий. Есть ещё одна вышка в центре, правда её поделили между собой структуры правопорядка, и я ничего не могу о ней сказать. Да и лирика это всё, перейдём к залазам.
Дисклеймер +18
Все нижеописанные действия выполнены профессионалами. Описания могут полностью или частично не соответствовать действительности. Автор блога настоятельно не рекомендует пытаться самостоятельно подняться на крышу. Автор не призывает к руфингу и не пропагандирует опасные для жизни увлечения. Подниматься на крыши в зимнее время без специальной подготовки смертельно опасно для жизни.
1. Непривычные абрисы куполов, усложненность объема, подчеркнутая асимметрия, строгий изысканный декор - все это выгодно выделяет здание Русско-Азиатского банка в застройке города. Асимметричное двухэтажное здание со сложной объемно-пространственной структурой как бы скомпоновано из нескольких соподчиненных объемов, обстраивающих южную конечность узкого квартала. Общая композиция, тонко сочетающая общую асимметрию со строгой симметрией каждого из объемов, мастерски уравновешенна и воспринимается одновременно и живописной и статичной. В общем объеме выделяются более высокие угловые башни, увенчанные разными по форме куполами. При этом особо акцентирована башня, выходящая на перекресток улиц, - именно здесь сосредоточен более пышный декор и использованы более сложные формы.
2. Залаз на здание не простой. Во-первых, предстоит встать у лестницы так, чтобы автомобиль охранного агенства, что напротив не светил в тебя фарами. А стоит он там наготове круглосуточно. Охраняют не поликлинику, ждут свою тревожную кнопку, но могут и меры принять. Во-вторых, лестница заканчивается довольно высоко. Нужно постараться закинуть верёвку и попасть концом между ступеней. Не улыбайся - тебя снимает скрытая камера. Когда верёвочная лестница надёжно закреплена - можно лезть наверх. Наверху сильно не обольщайся. Крыша покатая, а ограды на бортах нет. Эта горка в один конец. И чем выше лезешь тем больше эта горка становится похожа на американскую. Перепады высот для достижения лучшего ракурса гарантированы. Снег выполняет роль фиксатора. Хороший вмёрзший в крышу снег может стать ещё одной лестницей. Было чертовски холодно. На эту крышу у меня ушло около двух часов. Когда спускался, увидел как мимо проезжает патруль полиции. Не заметили.
Лайфхак: На сухой крыше не подскользнёшься. На покрытой снегом крыше не подскользнёшься. Скользко только на мокрой крыше, или крыше, покрытой льдом.
3. В 1952 году на месте Лютеранской церкви был установлен памятник В.И. Ленину по проекту скульптора М.В. Томского и архитектора Л.Г. Голубовского. Скульптура отлита в бронзе на заводе при монетном дворе в Ленинграде. Оригинал этого памятника был установлен в 1940 году в Воронеже, а авторская копия отлита для Ленинграда, Вильнюса и Иркутска.
4. Ленина, 19. Открытый двор, доступная внешняя лестница. Только бабушки ходят и озираются. Обратно можно и через чердак спуститься, и выйти из подъезда. Но одежду придётся постирать.
5. С крыши открывается не только хороший вид на поликлинику, здесь ещё и установлен один из двух билбордов «Элитлайн». Мало где в городе можно насладиться светом зелёного неона под музыку ретровейва.
6. Соседний дом под номером 21 - «Дом Горняка» 1936 года постройки с видом на Дворец спорта «Труд». При прохождении Пятой армии с балкончика этого дома солдат приветствовал председатель исполкома рабочих и красноармейцев. А сейчас здесь гостиница «Горняк», причём она на последнем этаже и окна вмонтированы прямо в крышу. Они хоть и были обильно присыпаны снегом, но крыша гремела от наших шагов громко. Когда мы перелезали через кондиционер с соседнего здания, то обнаружили лопату для снега. Ей мы откопали себе дорогу. Фасад «Труда» закрыт огромным дисплеем, транслирующим рекламу. За этим дисплеем спрятан барельеф «Свободный человек» из алюминия 1967 года. Его скульпторами были Н.Ф. Петрова и Е.И. Скачков, архитектором В.П. Шматков.
7. «Труд» - основной и самый крупный по вместимости стадион Иркутска, используется для проведения городских и областных соревнований по лёгкой атлетике, футбольных матчей чемпионата России и матчей чемпионата России по хоккею с мячом. Построен на месте сгоревшего стадиона «Авангард» и изначально унаследовал его название. Строительство начато в 1951 году, окончено в 1957-м. В качестве рабочей силы использовались заключённые. В конце 50-х стадион получил своё современное название. Стадионы многих городов России имеют такое название. С мачт очень хороший вид, на одну из них я залез по внутренней лестнице. На бетонную платформу можно запрыгнуть с разбега, а люк на верхнюю площадку не закрыт на замок.
8. Обустраивался стадион частями в течение более трех десятков лет: Западная трибуна возведена в 1954 году, Восточная - в 1967-м, Северную вместе с Дворцом спорта сдали в эксплуатацию в 1976-м, а Южную еще спустя десять лет, приурочив это событие к международному турниру по хоккею с мячом. Зимой огни на мачтах часто зажигали, чтобы дети могли тренироваться. В один из таких моментов я оказался рядом. Поднимался я сюда три раза. Это доступное, несложное в подъёме место с хорошим видом на центр.
Лайфхак: Любую высотную конструкцию бывает покорить легче и безопаснее, чем здание. Самое то для новых начинаний.
9. Вид с южной стороны дома по Карла Маркса, 20. Иркутский театр юного зрителя имени Александра Вампилова. Создан в 1928 году из молодых актеров - участников клубной художественной самодеятельности, в 1929 году был показан первый спектакль «Бузливая когорта». В 1937 году коллектив получил статус Театра юного зрителя. За годы своей деятельности ТЮЗ поставил десятки спектаклей, которые посетили многие зрители и получили их заслуженное признание. Здание театра состоит из нескольких строений, появившихся в разное время, объединенных затем общими фасадами. Самая ранняя часть, выходящая на улицу Карла Маркса, была построена в 1860 году как жилой дом купца В.Н. Брянцева, по проекту А.Е. Разгильдяева. Это то здание по Ленина, 13, о котором я говорил в предыдущей части.
10. Изначально здание строилось для размещения иркутского Общественного собрания. Строительство велось под руководством архитектора В.А. Рассушина в два этапа. Левое крыло с малым концертным залом было построено в 1891 году к приезду наследника цесаревича Николая в Иркутск. В 1901-1902 годы возведен Центральный ризалит и правое крыло, а также большой зал собрания. В разные периоды здесь размещались различные учреждения: после Гражданской войны в здании был открыт Народный дом, с 1928 года в его помещениях разместился Клуб имени Октябрьской революции, на сцене которого в 1930-х годах ставились оперные спектакли. С 1940 года помещение на много лет занял Иркутский театр музыкальной комедии. После войны была проведена реконструкция северного крыла дома, к которому пристроено фойе. С этого времени малый зал стал концертным залом Иркутской областной филармонии. В настоящее время в большом зале бывшего Общественного собрания размещается филиал Иркутского театра юного зрителя.
11. ТЮЗ был последним посещённым мною зданием конца зимы 2019 года. Задний дворик закрыт высоким забором из профлиста. Если на него лезть без подручных средств, он громко скрипит. Пришлось дойти до ближайшей спортплощадки за школой через дорогу и притащить большую доску. По ней я перебрался через забор без лишнего шума. К крыше была приставлена стремянка. Напротив было окно гардероба филармонии. На тумбочке стоял работающий телевизор, в кресле охраны никого не было. Сказываются праздники. Я поднялся наверх, но очень быстро понял, что эту крышу так просто не покорить. Она была покрыта тонким слоем химии, накануне здесь убрали весь снег. Ноги скользили, крыша как огромная горка. Пришлось прилагать большие усилия рук и ног. Когда я дополз до гребня, то понял что толковых кадров здесь не сделать. Купол справа и слева недоступны, там очень узко и неудобно лезть. Обратно съезжал на заднице, проклиная эту крышу и эту затею. Годом ранее я снял ТЮЗ с дома №25. Вот он.
Лайфхак: Используй только рабочую одежду, когда покоряешь высоту. Если нет рабочей и приходится подниматься в выходной одежде, - не расстраивайся. Очень скоро она станет рабочей. Это же касается и обуви.
12. На крыше этого дома установлен второй билборд «Элитлайн». Отсюда хороший вид на 130-й квартал.
13. Видна отсюда и Крестовоздвиженская церковь, подсвеченная инфернальным красным светом. Вдалеке жёлто-зелёным подсвечен Музыкальный театр имени Загурского.
14. Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня - один из старейших православных храмов Иркутска. Наиболее самобытный памятник сибирского барокко. В 1717-1719 годах на Крестовой горе была построена первая деревянная двухэтажная церковь, в мае 1747 года вместо деревянной церкви заложили каменную. Строительство закончилось к зиме 1760 года. Свою известность церковь получила благодаря уникальной декоративной пластике фасадов. Богатая и обильная орнаментация занимает всё пространство внешних стен. Сложнейшие узоры созданы комбинацией простых геометрических фигур, присутствует растительный орнамент. Рисунок позволяет предположить влияние прикладного искусства местных народностей. Это единственный храм в Сибири, в котором полностью сохранились интерьеры XVIII века.
15. На этом месте заканчивается улица Ленина. Впереди 130-й квартал - специально созданная зона исторической застройки, включающая в себя несколько десятков памятников архитектуры и истории города. Одно из самых популярных и людных мест отдыха в городе. На территории, где сейчас располагается 130-й квартал, иркутяне начали строить дома ещё в начале XVIII века. В то время эта земля находилась за границей города Иркутска и развивалась по сельскому типу. Все постройки были из дерева, местность оставалась неблагоустроенной, поэтому уже к началу XX века дома среди каменных сооружений примыкавших районов представляли собой деревню, нежели памятники архитектуры. В 2008 году к 350-летию Иркутска было решено на базе 130-го квартала создать особую историческую зону. Проект создания Иркутской Слободы (современное название квартала) был утвержден на уровне областного правительства. Некоторые дома здесь были отреставрированы, некоторые восстановлены, остальное снесли. В домах расположены кузнечные и гончарные мастерские, сувенирные лавки, кафе, рестораны. Среди новых зданий также есть отели, рестораны, художественные галереи, культурные центры.
16. В сквере, где начинается квартал, установлен памятник бабру. Фигура заимствована из герба Иркутска, именно её вы видите на обложке этого блога. Бабр - название уссурийского либо амурского тигра на языке саха (также известном как якутский язык). Как геральдическая фигура существовала с 1642 года на гербе города Якутска, с переносом воеводческой сибирской столицы этот геральдический символ с 18 февраля 1690 перекочевал в город Иркутск. На официально утверждённом императрицей Всероссийской Екатериной II 26 октября 1790 года гербе Иркутска изображён тигр с соболем в зубах. С перерывом используется в гербах Иркутска, Иркутской губернии, Иркутской области и Иркутского района. Современный герб Иркутска представляет собой серебряный геральдический щит, на котором изображён чёрный бабр с червлёными глазами, держащий в пасти червлёного соболя. Фигура бабра была установлена вечером 4 октября 2012 года. Проект памятника выполнен скульптором Натальей Бакут и архитектором Ольгой Смирновой. Фигура высотой 3,65 метра и шириной 4 метра выполнена из бронзы. Её стоимость составила около 8 млн рублей. Средства выделены из бюджета Иркутска.
17. Отдельного внимания заслуживает и сам дом №25, с которого снят квартал. Прежде чем мне удалось попасть в угловой подъезд, я прицелился в соседний. Набрав полную грудь воздуха, я с разбегу начал приближаться к стоящей у подъезда скромной паре молодых людей, постепенно увеличивая скорость. Мне казалось, что сейчас они забегут в подъезд и я не успею зайти с ними. Так и произошло. Увидев меня в полумраке, они испугались, дали дёру и заперлись в подъезде. Перестарался. Позже мы спокойно пообщались и прояснили, что из этого подъезда на крышу мне не попасть. После осмотра углового подъезда выяснилось, что он не заперт. Открыв дверь, я вошёл в подъезд и поднялся наверх, проверил, как обстоят дела с чердаком. Когда вернулся вниз за подругой, то увидел на обратной стороне двери подъезда объявление, текст которого гласил: «Не оставляйте дверь открытой, не пускайте наркоманов на чердак». Всё сразу стало понятно и мы отправились наверх к двери чердака. А дальше мы увидели вот это. В толстой бетонной стене дверь стояла зафиксированной подобием самодельного гермоштурвала. Из двери торчал длинный болт, на который крепилась металлическая трубка, а к ней в свою очередь крепилась металлическая балка, упёртая в стены. Всё это было зафиксировано гайкой с ручками. Мы повернули балку в вертикальное положение и дверь со скрипом отворилась. Уходя, мы вернули балке горизонтальное положение, закрыв за собой дверь.
Лайфхак: прежде, чем что-либо предпринимать, просто потяни за ручку двери подъезда.
18. Вид с ЖК «Квартал» на Музыкальный театр имени Загурского. Сама высотка была на финальной стадии строительства. Людей в ней не было, но все двери были открытыми и работал лифт.
19. Музыкальный театр основан в 1941 на базе коллектива Горьковского театра музыкальной комедии. В 1990 году он получил статус музыкального театра и переехал в новое здание. Строительство театра началось в 1984 году и заняло пять лет. Решение о строительстве нового здания театра было принято Иркутским облисполкомом после успешных гастролей в городе Горьком в 1983 году, на родине театра, приехавшего в Иркутск и оставшегося в Сибири ввиду начала войны. Здание театра создано в модернистском стиле. Архитекторы: Н. Стужин, А. Кудрявцев, Д. Лурье. В проекте сделана попытка отойти от обычного объемного построения: создать центрическую композицию, над дизайном интерьера работали лучшие специалисты Иркутска.
Улица Карла Маркса
(бывш. Большая, Большая Першпективная)
Возвращаемся ко второй главной и одной из старейших улиц города. Длина - 2350 метров. Она расположена между параллельными ей улицами Горького и Дзержинского. Идёт с юго-запада на северо-восток от бульвара Гагарина до пересечения с улицей Октябрьской Революции. История улицы начинается с 1726 года, когда по указанию Саввы Рагузинского посад в Иркутске был обнесён валом с палисадом и рвом, которые тянулись от протоки реки Ангары до реки Ушаковки. К 1760 году палисад обветшал, ров частично осыпался. По решению магистрата остатки укреплений были уничтожены, на их месте была проложена новая улица, которая получила название - Большая Першпективная, в просторечии - Большая.
20. Первый кадр начала улицы снят с осветительной мачты стадиона «Труд». Отсюда виден сквер имени Охлопкова, Иркутский академический драматический театр имени Охлопкова, Управление Восточно-Сибирской железной дороги и дом 5 по Карла Маркса, он же бывшая Усадьба Д.Д. Демидова, моя следующая цель.
21. Здание Управления ВСЖД через дорогу от драмтеатра с типичным обликом сталинского ампира скрывает за собой конструктивистское начало, причем с характерным для этого стиля асимметричным общим объемом и выступающими пилонами лестничных клеток. Автором первоначального проекта инженером-архитектором К.В. Миталем это строение было задумано именно как конструктивная постройка. По проекту Миталя это здание являлось типичным для конструктивисткой архитектуры как в объемно-планировочном решении, так и во внешнем оформлении. Конструктивная основа здания - железобетонные балки и стойки, увязанные в единую конструкцию, - позволяет создавать свободную планировку, так как они же и являются несущими элементами. В конце 1940-х - начале 1950-х годов, архитектором Д.М. Гольдштейном здание было полностью реконструировано. Увеличена общая площадь строений за счет постройки нового Г-образного объема с южной стороны здания, но уменьшена площадь остекления, наверное, суровый климат Сибири не совсем подходит для сплошного остекления, свойственного конструктивизму. При этом была видоизменена входная группа и передвинута левее от прежнего местонахождения, благодаря чему появилась относительная симметрия строения, что более соответствовало духу сталинского классицизма. Добавив пилястры и ряд колонн на центральную часть фасада, архитектор полностью преобразил здание, прикрыв классическим декором его конструктивистскую наготу.
22. Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова - один из старейших драматических театров России, основанный в 1850 году. C момента своего основания театр располагался в деревянных постройках, которые часто страдали от пожаров и естественного разрушения. В 1897 году труппа переезжает в каменное здание, возведённое по традиционной схеме «ярусного театра», по проекту главного архитектора дирекции Императорских театров В.А. Шрётера. Театр по праву считается шедевром русского зодчества XIX века в стиле классицизма. Крыша, с которой я снимаю театр, была самой опасной из всех, что я посещал. Очень крутой уклон, скользкая поверхность, отсутствие ограждений. Спуститься к чердачному окну после съёмки было намного сложнее, чем подняться на гребень крыши. Снимал сидя на вентиляционной трубе, стараясь не ронять снаряжение.
Лайфхак: Иногда вид с крыши не оправдывает рисков. Умей вовремя остановиться.
23. Вид с Ленина, 13 на Кинотеатр «Художественный». Один из первых кинотеатров в Иркутске. Здание перестроено из находившегося на этом месте театра «Фарс». Дом был арендован у И.Е. и С.Е. Замятиных турецким подданным Константином Семеновичем Ягджоглу, открывшим кинематограф. В 1920-1930-е годы Советская власть национализировала в стране все прежние кинематографические заведения, часть из которых прекратила свое существование. В сохранившихся помещениях открылись кинотеатры с новыми названиями, так кинотеатр К.С. Ягджоглу получил своё нынешнее название. На купол кинотеатра лучше лезть летом, зимой это делать крайне не желательно, в виду технических особенностей подъёма.
24. Карла Маркса, 15. В 90-е в здании разместились ночной клуб «Стратосфера» и кинотеатр «Второй этаж», которые закрылись в 2014 году. С тех пор здание пустует. Со стороны двора на него можно подняться по лестничной ферме. Затем подтянуться на руках за верхнюю балку и пройти на крышу через закрытое пространство между двумя зданиями. Наверху установлена большая кегля, на которую я пришёл посмотреть. В 1908 году в этом здании открылся частный кинотеатр «Одеон». Он принадлежал фирме «Дон Отелло и Алексеев». Здание пережило несколько реконструкций - в 1909-ом, 1910-ом и во второй половине 1950-х с полным изменением фасада и пристройкой на месте сквера малого и кассового залов. В 1920-е кинотеатр был национализирован, в 1924-ом переименован в «Гигант». Здесь на фасаде были установлены бронзовые фигуры в латах в виде пяти Атлантов с земными шарами на плечах.
25. А вот и здание «Алмаза», с которого началась эта история. Во дворе дома находится ломбард и необходимо дождаться пока люди докурят и уйдут в помещение. Дальше через небольшой забор мы попадаем на одноэтажную пристройку. А затем по внешней лестнице до билборда. Главное, не удариться головой о кондиционер и не маячить перед окнами. Когда мы спустились обратно, из пристройки вышла женщина, и мне пришлось с ней объясниться. Когда я закончил объясняться, то выяснилось, что я е@%!чий козёл. Но мы уже уходили прочь со двора. На улице стоял страж порядка, но он был не при делах. Мы прошли мимо, нам и без того было очень весело.
Лайфхак: Не нужно никому ничего объяснять, делай то, что делал. Исключение составляют внутренние органы.
26. С «Алмаза» прекрасный вид на доходный дом инженера путей сообщения И.И. Никитина. Но дом больше известен как «Гранд-Отель». Здание построено в 1902-1903 годах по проекту иркутского архитектора А.И. Кузнецова для размещения в нем ресторана и самой фешенебельной гостиницы города. Здесь также размещались отделение Русско-Китайского банка, частная мужская гимназия Е.А. Горцейт, на первом этаже - магазины, в том числе книжный магазин «Товарищества И.Д. Сытина». Как и все здания в Иркутске, бывший «Гранд-Отель» постигла та же участь - после прихода советской власти здание муниципализировали. Здание отличается значительными габаритами, пышным оформлением с использованием мотивов и элементов архитектуры ренессанса и барокко, выразительным силуэтом здание, в силу этого играет значительную роль в застройке центральной улицы Карла Маркса и имеет историческую ценность.
27. Вид на «Алмаз» с Литвинова, 2. На переднем плане второе здание Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачёва. Двухэтажный каменный особняк 1893 года постройки, архитекторы Г.В. Розон, В.А. Рассушин, В.А. Кудельский и другие. На крышу мы попали по внешней лестнице, которая находится со стороны двора между зданиями. Нужно было изловчиться, чтобы допрыгнуть до неё. Дальше долгий путь по гребню крыши, скользкому от мокрого снега с множеством препятствий в виде проводов «говорящих» старых радиоточек, антенн и высоких кирпичных труб. Добравшись до угла здания, мы долго снимали купола «Гранд-Отеля», а покинуть дом решили через чердак. Что было дальше я рассказывал
здесь.
28. Здание, выполненное в стиле неоренессанса, отлично вписалось в общий ансамбль улицы Большой благодаря продуманной архитектуре, изящной угловой башенке и эклектичному, но в целом удачному сочетанию стилистических элементов фасада. Стоит выделить особый авторский штрих архитектора Кузнецова - витиеватую лепнину с инициалами заказчика (И. И.) на фронтоне здания отеля со стороны улицы 6-й Солдатской (ныне Литвинова). Подобные элементы декора архитектор оставил на фасадах почти всех построенных им домов.
29. В 2014 году дом прошел через масштабную реставрацию, после которой внешний облик гостиницы вновь приобрел величественный вид (с 70-х годов реставрация дома не проводилась, отчего здание находилось в плачевном состоянии изнутри и снаружи). Ныне обновленное здание внешне пустует, хотя первый этаж занимают магазины и заведения общепита.
30. Отсюда видно мозаичное панно «
Интернационал» на доме №31, туда мы и переместимся.
31. Здание, с которого я снимаю, Иркутяне знают как магазин «Сапожок». Оно построено купцами Трапезниковыми в 1876-1878 годах и было продано банку Елизаветы Медведниковой - вдовы одного из самых богатых купцов Иркутска. В 1880-х в здании открылся банк сиропитательного дома Е. Медведниковой - первый коммерческий банк города. На капитал банка содержался Сиропитательный дом. На переднем плане купол Усадьбы Катышевцевых-Плетюхина. А в окне с телевика я вижу, как подруга занимается в спортзале.
32. В середине XIX века здесь размещалась усадьба золотопромышленников Прасковьи Николаевны и Петра Осиповича Катышевцевых. Как значится в исторической справке, строительство дома было начато в 1875 году, а в ноябре 1878 года здание было «совершенно новое и не вполне даже отделанное». Летом 1879 года усадьба пережила пожар и была подвергнута восстановлению. В 1881 году в доме временно размещалось дворянское собрание, собственное здание которого сгорело. Уже тогда в здании появились первые коммерческие арендаторы: в нём торговали мануфактурными товарами, виноградными винами и бакалеей. В 1886 году здание было продано с публичного торга. Новый владелец здания иркутский купец Дмитрий Васильевич Плетюхин также сдавал помещения в аренду под торговые заведения. После пожара 1890 года здание заняла дирекция сгоревшего городского театра. На втором его этаже была устроена сцена, оборудован зрительный зал, изготовлены и расписаны декорации. Однако театр на «плетюхинской сцене» играл недолго - до 3 марта 1891 года. В 1898 году в магазинах Кальмеера зажёгся свет: дом Плетюхина был электрифицирован. А в начале 1900-х наследники Плетюхина, к которым усадьба перешла после смерти в 1900 году Дмитрия Васильевича, изменили облик фасада здания, и оно приобрело тот вид, который иркутяне видели до того времени, как фасад был завешан рекламными вывесками.
33. На здание мы попали по внешней лестнице. На крыше установлена звезда с серпом и молотом. Когда мы пришли смотреть дворовую обстановку во второй раз, к подъезду подъехал джип. Из него вышла женщина и молча прошла в подъезд, у которого мы стояли, попутно наградив нас взглядом полным презрения и пафоса. Следом за ней выскочил и водитель. Быдловатый паренёк с банкой пива в руках. Вид у него был агрессивным, к тому же, он был не трезв. Этот гопник начал кидаться в нас фразами типа: «Кто такие?», «Что забыли тут?» и «Зачем тут стоите?». Разговор с быдлом ничем не закончился и мы ушли. Не обязательно общаться с быдлом. Хороший человек пригласит вас в гости, даже если вы были на его чердаке, а умалишённый всегда найдёт повод для агрессии на ровном месте. Так или иначе, под своей счастливой звездой я побывал.
Лайфхак: Если ситуация выходит из под контроля - отложи на потом. Будет что обдумать.
34. Карла Маркса, 35. Сюда я забрался через 37-й дом. Во дворе этого дома есть одноэтажная пристройка, у которой есть кладовка, к которой приставлена лесенка. С кладовки на пристройку, с пристройки по внешней лестнице на крышу. Здесь есть две примечательных башенки. В самом здании находится Байкальский гуманитарный институт. На фасаде под западной башенкой можно увидеть выложенный плиткой 1908 год. А 37-й дом это некогда Доходный дом Щербинина.
35. Уютная башенка института, в которой уже давно никто не был официально, но следы гостей есть. Есть также и мусор и разного рода ненужный хлам. Свет не работает. Но дверь с башенки ведёт на чердак, окнами которого пронизана крыша. Чердак большой и просторный, здесь можно было бы разместить хостел. Возможно, его уже готовили к ремонту на тот момент. Там горел свет и было некое подобие инфраструктуры. Я подошёл к двери, ведущей в здание, и попробовал потянуть на себя. Дверь не поддалась, но я услышал шаги по ту сторону. Убегали мы быстро.
36. Крыша скользкая, но борты надёжно защищены, поэтому здесь безопасно. Пришлось повозиться с расстановкой света. Фонариков не было, только мобильники. Подруга довольна новым видом на свой дом через дорогу.
37. Дальше по Карла Маркса мы уже не пойдём. Там нет ничего интересного, на мой взгляд, улица практически закончилась. Вернёмся к усадьбе Катышевцевых-Плетюхина. Сейчас внутри здания сплошная коммерция, в основном магазины. Есть внутренний дворик, в который можно попасть через арку для проезда грузовиков к складу. Если разгрузки не происходит и никто не вышел покурить, то можно лезть по внешней лестнице. Но это ещё не всё. Дальше идёт достаточно тяжёлое, долгое и опасное мероприятие. Сначала нужно вдоль борта дойти до стенки, затем подняться до гребня крыши. Затем спуститься на узкую пристройку, чуть ниже уровня борта. По пристройке снова на крутую крышу. А затем, приставив кусок деревянной лестницы к стенке, необходимо преодолеть финальный перепад высоты, самый высокий. В одиночку этого не сделать, нужен страхующий. Это я описал сложный вариант. Можно просто выйти на крышу через окно спортзала. На площадке за окнами уже безопасно и относительно ровно. Можно снимать улицу Урицкого.
Лайфхак: Простое решение - хорошее решение.
Улица Урицкого
(бывш. 1-я Арсенальская, Пестеревская)
Единственная в Иркутске, официально получившая статус пешеходной улица, расположенная между параллельными ей улицами Фурье и Литвинова. Длина - 420 метров. Идёт с северо-запада на юго-восток от улицы Карла Маркса до улицы Дзержинского. В 1920 году Пестеревская улица переименована в честь М.С. Урицкого. В связи с этим, в 1979 году была установлена информационная доска, но в 2011 году её уничтожили. В этом же году на улице была установлена архитектурная композиция «Волшебная виолончель», посвящённая выступающим на улице музыкантам, но и её постоянно умудрялись ломать.
38. В годы Гражданской войны на Пестеревской было неспокойно. Во время декабрьских боев 1917 года многие здания разграбили, часть из них повредили снарядами. Вскоре Пестеревская получила имя Моисея Урицкого. Массовое переименование улиц произошло в ноябре 1920 года. Большевиков мнение иркутян не интересовало, горожан поставили перед фактом нового постановления.
39. Улица ведёт к зданию Торгового комплекса. Я решил, что будет неплохо посетить жилой дом 15 на улице Фурье. Единственная несложная преграда - это ворота во двор. Сам дом имеет две внешних лестницы, они обе пригодны для лёгкого подъёма и спуска. Местность здесь не такая живописная, это всё-таки центр торговли в городе. ТК был открыт 28 декабря 1976 года. Я не люблю здесь бывать в виду большого скопления людей.
40. За торговым комплексом стоит здание Центрального рынка. Он, как и Торговый Комплекс, занимает Арсенальскую площадь. Так она называлась в период с 1773 до 1848 года, тогда здесь находился Арсенал с пороховыми погребами. Когда сюда перевели сенной и дровяной базары площадь стала называться Сенной. В 1859 сюда перенесли торговлю хлебом, мукой, зерном, и площадь получила название Хлебная.
41. Приоритетной постройкой, которую хорошо видно с этой крыши, стала Аптека №1. Старинная аптека Писаревского на улице Дзержинского известна, наверное, каждому иркутянину. Это редкое в России здание-памятник, которое изначально строилось для размещения аптеки и где по сей день сохранились уникальные деревянные интерьеры. Основатель аптеки - Моисей Григорьевич Писаревский - провизор по образованию. В 1881 году он окончил императорский университет в Харькове и вскоре перебрался в Иркутск, где начал собственное дело.
42. Разрешение на постройку каменного дома с подвалом власти города дали 28 ноября 1897 года. Проект составил городской архитектор Алексей Кузнецов, который позже спроектировал «Гранд-отель», Пожарную каланчу на Тимирязева и дом Бутина возле драматического театра. Строительство аптеки началось 10 марта 1898 года и велось до середины 1899 года. Архитектура строения удивительно сочетает конструктивные элементы с художественным оформлением, что по праву можно считать идеалом с точки зрения эстетики. Статус памятника архитектуры присвоен аптеке 24 июня 1980 года.
43. Мало кто знает, но на самом деле аптека старше, чем принято считать. В 1886 году братья Исай и Рафаил Прейсманы арендовали небольшое помещение в доме купчихи Поповой по улице Малой Блиновской (Чехова), 23. Сегодня это трехэтажное здание между 3-й Кировской больницей и рыночной площадью. Там и было основано фармацевтическое заведение, в конце концов получившее гордое название «первой» аптеки. Сегодня «первая» является филиалом МУФП «Аптека 74» (более крупного современного предприятия), но, тем не менее, продолжает оставаться самой известной в городе.
Любуясь этим прекрасным зданием, я заканчиваю вторую главу о высотном Иркутске. Но это ещё не всё.