Письменные практики

Jun 11, 2015 22:50

Ну так вот. Я уже что-то рассказывала об этом -- последние несколько лет я искала подходящие для себя формы ведения дневника. И не находила. И каждый раз, когда пробовала какую-то форму, больно о неё билась: то завязала в нереалистичных планах из десятков пунктов, на которые и смотреть-то было страшно, то тонула в разрушающих эмоциях, с которыми не могла справиться, то ещё что-нибудь. В конце концов я почти совершенно бросила это дело, но потребность осталась.

А в феврале этого года я ещё раз зашла на сайт Дарьи Кутузовой, прочитала несколько материалов и решила принять участие в онлайн-группе по программе "Шестнадцать тем". И это оказалось как раз то, что мне нужно и что я так долго искала. Мне очень важно время от времени обращать внимание к самым разным сферам своей жизни, без этого постоянно будет ощущение, что я что-то упускаю. И мне нужна внешняя структура -- но не слишком строгая. И всё это в "Шестнадцати темах" есть.

Практика устроена так. Формулируешь до 14 (у меня было 8) тем из своей жизни, которые хочется исследовать, и за две недели к каждой из них раз в день или два подходишь с определённым набором вопросов на двух уровнях: вопросы непосредственно к теме и вопросы, которые помогают эту работу над темой отрефлексировать. Потом в пятнадцатый (и раз в месяц в шестнадцатый) день получаешь обобщающие вопросы и подводишь итоги.
Времени это занимало от 10-15 минут до нескольких часов, когда как :) Можно себя ограничивать, конечно. Но некоторые темы и некоторые вопросы давали мне так много точных и глубоких инсайтов, что выливались в многочасовые разговоры)

Что из этого вышло?
Блоки вопросов учат абсолютно разным техникам работы с собой -- у каждого витка работы было своё, особое настроение. Для меня очень ценно было то, что я гораздо глубже освоила инструменты работы с собой, которые мне уже были даны во время очной работы с психотерапевтом, и осознала их универсальность. И получила новые -- целый мешок :)
Мне особенно нравится, что внутренний взрослый, внутренний ребёнок и внутренний родитель для меня теперь не абстракция из книги Эрика Бёрна, я умею описывать происходящее со мной в этих терминах и работать с этим.

В жизни всё завертелось. Пока я не нашла полного равновесия и выражается это в частности в том, что я времени от времени перестаю успевать спать ;) Я сделала, пожалуй, больше всего разного-разного, чем за полгода до этого -- при этом 8 вечеров из 14 не меньше двадцати минут, а чаще -- минут сорок-час -- я проводила за письменными практиками :)

У меня за эти три месяца было столько невероятно хороших разговоров о важном с близкими людьми, сколько, наверное, не было лет с 16-17. Мне кажется, что я собрала себя воедино, что учусь жить заново с творческой и живой частью себя, которая спала с конца 2010 года -- момента, когда я стала жить самостоятельно.

Вышла на новый уровень владения собой: меня гораздо реже захлёстывают эмоции, голова остаётся холодной, а сердце горячим, и всё это часто находится в хорошем равновесии. Кстати, появилась разница между насилием над собой и ясным и разумным пониманием "я не хочу этого делать, но я считаю, что это важно сделать". С эмоциями вообще здорово, мне теперь гораздо реже нужна чья-то внешняя поддержка, чтобы простые повседневные разочарования и огорчения или, наоборот, радости пережить :) Это как точка опоры внутри, и для меня это очень важно. А когда внутренней опоры всё-таки не хватает, то внешняя поддержка все равно нужна в меньших количествах, чем раньше.

Появилось гораздо больше честности с собой и принятия себя и других такими, какие мы есть. И представление о том, насколько я несовершенна в честности, неосуждении и принятии, тоже обострилось невероятно...

Вижу впереди много возможностей интересной работы с собой. Сейчас осваиваю мягкие инструменты планирования из книги "Мечтать не вредно", и подумываю о том, что надо собрать воедино мои самые любимые стихотворения: выяснилось, что они для меня просто невероятный какой-то источник сил, чистоты и сосредоточенности разума. А где-нибудь через полгода надеюсь ещё раз пройти "Шестнадцать тем", но уже с совсем другими областями исследования, которые появились во время этих трёх месяцев.

психология, письменные практики

Previous post Next post
Up