Если проанализировать последние решения власти в экономической сфере невольно всплывает в памяти строка из песни, которую в фильме «Бриллиантовая рука» исполняет персонаж Андрея Миронова: «Что они не делают - не идут дела!»
Когда кризис в экономике разросся до глобальных масштабов, правительство принялось что-либо предпринимать. В списке «добрых дел» Кабмина Азарова значились поддержка автопрома и спасение шахтеров. Ни в той, ни в другой отрасли разительных успехов добиться «команде донецких профессионалов» так и не удалось…
Наиболее облагодетельствованной милостью властей оказалась автомобилестроительная отрасль. Вернее, то, что от нее еще осталось. Не секрет, что производство отечественного автомобиля в Украине было свернуто еще несколько лет назад. Но и сборка импортных автомашин не слишком процветала. Даже принятые вопреки всем возражениям Запада законы о введении дополнительных пошлин и утилизационного сбора не смогли кардинально улучшить ситуацию в автомобильной отрасли.
Лишь в августе удалось приостановить спад объемов производства, которые оказался на 14% больше чем в июле, и на 21% меньше аналогичного показателя прошлого года. тем не менее, показатели с начала года удручают: за 8 месяцев этого года в Украине произведено 29 тыс. 80 автотранспортных средств, что на 46% меньше показателя 2012 года. В прошлом году объемы производства в автопроме также снизились на 27,1%. Однако в отрасли считают, что предпринятых мер по защите отечественного автопроизводителя все еще недостаточно и уповают на расширение перечня мер по защите. Одной из них должна доплата из бюджета при покупке «отечественного автомобиля». По всей видимости, в Кабмине действительно решили сделать из автомобиля не средство передвижения, а предмет роскоши. Ведь после введения всех таможенных, утилизационных надбавок и государственных дотаций, он станет именно предметом роскоши. Если не для автомобилистов, так для бюджета!
Неудачной оказалась
идея и с ограничением импорта угля и кокса для
потребностей металлургов и цементных заводов. Даже первые три месяца действия квот и запретов подтвердили, что попытки искусственно создать дефицит качественного кокса в стране оказались тщетными. Металлурги Украины за 8 месяцев увеличили импорт кокса в 3,5 раза в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. В то же время объемы поставок украинского кокса оказались на 6% меньше, чем за 8 месяцев прошлого года.
Все, чего удалось добиться правительству, это снизить на 5% поставки импортного угля для коксования. Но и поступление украинских углей на отечественные коксохимические предприятия за 8 месяцев снизились на 11% от объема поставок за аналогичный период 2012 года. При этом металлургия Украины получила лишь 98% от расчетной потребности в коксе.
Очевидно, что
несуразность введенных коксовых ограничений стала понятной и правительству. После того как Межведомственная комиссия распределила между металлургами остаток годовой квоты на импорт коксующегося угля, профильному Министерству пришлось снова идти на уступки импортерам и сталеварам. Первой брешью в коксовом заборе стало августовское решение Кабмина заменить запрет на импорт готового кокса его квотированием в интересах комбината АрселорМиттал Кривой Рог. Поскольку при распределении остатка импортных угольных квот потребности заводов Метинвеста были удовлетворены практически полностью, а «криворожцев» - лишь отчасти, именно это предприятие «подозревают» в лоббировании очередных импортных послаблений. Минэнергоугля уже обратилось в Кабмин с предложением расширить годовую квоту по импорту коксующихся углей еще на 1 млн. тонн. С учетом ранее выделенной квоты в 10 млн. тонн эта поправка практически соответствует объемам импорта коксующегося угля за прошлый год. Получается, что
власти вернулись к тому, с чего и начинали. Но вот негативный резонанс и в стране, и за ее пределами оказался абсолютно бесполезным!