«Церковный» заводик

Sep 19, 2013 20:18


Решение правительства о предоставлении государственных гарантий  для поддержки предприятий металлургической отрасли в период кризиса многие эксперты восприняли как половинчатое. Металлургия действительно нуждается в инвестициях для замены устаревшего оборудования. Но  в условиях спада в производстве металла и перманентной угрозы внезапного обвала валютного рынка любой металлургический комбинат сможет привлечь внешнее финансирование на заведомо невыгодных условиях. С другой стороны, пойти на прямое субсидирование отрасли за счет бюджета власть тоже не может, поскольку это сразу же поставит под удар антидемпинговых мер весь экспорт  металла из Украины. Поэтому госгарантии воспринимались как минимальная, но все же - необходимая помощь стагнирующей отрасли. Однако первые примеры распределения этих преференций сразу же навели на мысль, что там, где возникает возможность коррупционного заработка, заботы чиновников о состоянии отечественной экономики отходят на второй план. Один из последних примеров - строительство нового сталелитейного завода в Киевской области.
Первый проект строительства современного металлургического комплекса под Белой Церковью был разработан еще в 2005 году. Один из лидеров отечественного рынка заготовки металлолома - компания Евро Финанс - с его помощью пыталась увеличить свои доходы, производя около 2 млн. тонн металлопродукции в год. Но в 2008 году, когда проект получил поддержку центральной власти, рынок стали и металлопроката находился на подъеме, а заготовка металлолома в стране характеризовалась большими цифрами, чем сейчас.

По мере сокращения спроса на сталь и прокат их производство пошло на убыль. А вот дефицит металлолома, необходимого для заводов, подобных будущему белоцерковскому, с каждым годом становился все острее. В прошлом году дошло до того, что запуск в работу нового сталеплавильного завода Интерпайп Стил привел к полной остановке Донецкого электрометаллургического завода. И даже год спустя, сменив владельца, это предприятие продолжает простаивать. А все дело в том, что ДЭМЗ, в отличие от днепропетровского собрата, не обладает сетью ломозаготовительных пунктов, а потому вынужден покупать металлолом на рынке.
Если госгарантии в сумме 1,35 млрд. грн.  все же будут предоставлены, а завод - построен, это приведет к новому переделу рынка металлолома. В Украине 80-85 % лома составляют отходы строительства и устаревшая инфраструктура. По мере накопления сырья пункты приема ломозаготовительных компании перепродают его крупным трейдерам. Практически все крупные украинские металлургические холдинги были вынуждены создать в своей структуре подобные предприятия. И теперь именно они поставляют металлолом непосредственно на меткомбинаты. Наибольшую часть поставок (около 40%) металлолома на предприятия Метинвеста обеспечивает Метинвест ресурс. Поставки лома на завод Интерпайп сталь обеспечивает собственный тредер, который контролирует около 20-25 % рынка. Компания Керамет при помощи контроля над 15% рынка поставляет лом на предприятия ИСД. Для полной загрузки нового производства Евро Финанс потребуется почти 1 млн тонн - около 20% от годового объема заготовки лома черных металлов в стране. Дефицит этого сырья и так привел к тому, что импорт металлолома в Украину все растет, а соответственно - и валютные расходы предприятий страны.

Сейчас объемы импорта металлолома составляют около 400 тыс. тонн. Но уже к 2016 году (когда предположительно начнет работу белоцерковский метзавод) внутренний дефицит металлолома вырастет до 1 млн. тонн, а до 2020 года составит уже 3,5 млн. Поэтому новому предприятию уже сейчас можно прогнозировать все те же проблемы, с которыми столкнулся и донецкий ДЭМЗ: дефицит сырья, сложности со сбытом продукции. убыточные тарифы на электроэнергию. Впрочем, так как с прошлого года компанию Евро Финанс повязывают не только с именем основателя - иранца Али Омрана, но и с уроженцем Енакиево - Юрием Иванющенко, очевидно, что именно его персона сыграла решающую роль в деле возрождения «белоцерковской металлургии».
Скорее всего, что вся эта канитель с возобновлением строительства нового завода затевалась с одной целью. При помощи госгарантий для строительства завода привлекается заведомо невозвратный кредит, который потом оплачивается за счет госгарантий из бюджета. А новое производство стали для строителей центра страны по достаточно высокой цене затем будет продано одному из реальных участников рынка стали и проката. Жаль только, что в этой схеме пункт о возврате оплаченных государством затрат на строительство завода даже не рассматривался изначально.

Метинвест, Евро Финанс, коррупция, лом, ДЭМЗ, ИСД, Интерпайп

Previous post Next post
Up