В пылу агитации за развитие отечественной угольной отрасли многие державные мужи предпочитали не замечать множества проблем, которые на шахтах скапливались годами. И только кризис проявил все недостатки и просчеты поверхностного взгляда на проблемы горняков. На практике, просто повысить добычу угля оказалось недостаточно. Самый главный вопрос - кому и как этот уголь потом продать, так и остался без ответа. И как только все склады угля были заполнены до отказа, раскрученный властью маховик прироста угледобычи начал замедляться, а затем и повернул вспять. Уже с начала этого года объемы добычи угля к маю потеряли 4,7% от прошлогодних показателей за этот же период. О приросте угледобычи говорить уже не принято…
Продолжение. Начало в
Поматросили и бросили?.. Украинские шахты, подконтрольные канадской компании EastCoal Inc., оказались заложниками ситуации, когда
ликвидация последствий кризиса в стратегической отрасли ведется только на словах. Только в июне Министерство энергетики и угольной промышленности Украины создало межведомственную рабочую группу по вопросу замещения природного газа углем отечественной добычи. А ведь еще в декабре прошлого года Нафтогаз Украины подписал кредитное соглашение с Государственным банком развития Китая о кредите в $3,656 млрд для этих целей. А пока власти пока только решают, куда девать неожиданно свалившееся на них китайское сокровище, государственные шахты все больше нищают. С начала года их убытки составили 6,02 млрд, грн, что на 1,65 млрд, больше, чем за аналогичный период прошлого года. И только 5,62 млрд. грн поступило из государственного бюджета для компенсации расходов на выпуск продукции. И даже
квоты на импорт аналогичной продукции пока не слишком помогают.
Шахты, принадлежащие крупным холдингам, зачастую существуют за счет доходов и прибылей других направлений бизнеса. Метинвест вложил в развитие Краснодонугля $327 млн., хотя с начала этого года выручка от продаж угля тут снизилась на $98 млн. Очевидно, что у EastCoal Inc. не было в запасе достаточно средств, чтобы и далее дотировать убыточные шахты. Вначале руководство EastCoal Inc. решило сократить 250 горняков. А по мере нарастания конфликта из-за невыплаченной зарплаты - вообще отказаться от дальнейшей аренды шахты Мария-Глубокая в Первомайске. Логика канадцев проста:
добывать уголь в Украине невыгодно.
Еще два года назад цена тонны угля была в пределах 1262-1579 грн. Даже в прошлом году продукция шахты продалась по 1269-1467 грн. за тонну. Но уже к марту этого года тонна угля подешевела почти вдвое - до 900 грн. По другую сторону конфликта - 845 рабочих шахты, где уже почти два месяца не ведется добыча угля, а последняя зарплата частично выплачена за февраль! Чем разрешиться ситуация сказать пока сложно.
Несмотря на все препятствия, канадцы не спешат окончательно уходить из Украины. В конце мая, после трех месяцев поиска денег, East Coal решила возобновить добычу энергетического угля на шахте Вертикальная (Свердловск, Луганская обл.) в третьем квартале 2013 года и уже выплатила персоналу все долги по зарплате. Ситуация усугубляется значительным дефицитом средств, которых пока недостаточно для решения всех проблем. Поэтому для поиска денег на санацию шахты им. Менжинского для новой обогатительной фабрике, строительство которой закончили лишь в прошлом году, канадцы продали ее компании Донбассэнергоуголь. Потратив более $50 млн. на покупку украинских предприятий EastCoal Inc вынуждена проводить дополнительный выпуск и частное размещение 351,9 млн. акций на общую сумму $7,04 млн. Да и начальная цена продажи новой обогатительной фабрики впоследствии была увеличена для того, чтобы вырученными средствами выплатить долг перед работниками.
Возможно, что с некоторыми потерями, но проблемы канадских «стратегических инвесторов» и их украинских рабочих как-то разрешаться. Но вот что удивительно. Еще в прошлом году наша угольная отрасль властью возводилась в ранг «спасителя отечества» от газовой удавки. И теперь на конфликт шахтеров с канадскими собственниками реакции Центра не было вообще! На обращение профсоюза горняков в адрес народного депутата от местного округа пришел ответ, что ситуацию будет изучать специальная комиссия профильного министерства в определенные сроки. Но дата прошла, а чиновников из Минэнергоуглепрома в Первомайске пока не видели. Разбирайтесь сами, как хотите…