Поначалу иранское золото меня мало интересовало. К любым украшениям я отношусь очень спокойно и к расширению своего собственного «парка» не стремлюсь.
На второй день моей первой поездки в Иран меня отвели на ювелирный базар выбирать обручальное кольцо. Я сразу нацелилась на тонкое и ажурное, поэтому на весь остальной ассортимент внимания практически не обращала (только заметила, что ассортимент - можно даже сказать Ассортимент - имелся).
Потом мне подарили кое-что на свадьбу, в основном, все очень красивое и изящное. Я долго умилялась тому, что все свадебные подарки предназначены исключительно невесте (потому что это, в основном, золотые украшения и монетки), а потом как-то о золоте думать перестала. Женская часть моего иранского семейства - ближайшая ко мне часть - украшениями не злоупотребляет (чем сильно отличается от среднестатистических иранок), свекровь к тому же не любит желтое золото в принципе. Так что предмет сегодняшнего разговора долгое время не бросался мне в глаза.
Однако по мере расширения круга иранских знакомых мои представления об иранском золоте тоже существенно расширились.
Основное масштабное расширение случилось, когда нас пригласили на свадьбу. Там, как и полагается на настоящей иранской свадьбе, гостей было человек 400, а не 40 с чем-то как на нашем собственном, по местным меркам, «недоразумении», поэтому у меня была возможность осмотреться.
Иранские дамы на свадьбах ослепительно вырвиглаз прекрасны. Предчувствуя, что это не будет лишним, я привезла с собой парочку своих ключевых свадебных подарков. Но все мое «тонкое и ажурное» померкло в местной ослепительности. Я не уверена, что на свадьбы в европейском стиле (а это была именно такая, как бы европейская, свадьба) женщины отмеряют украшения килограммами (на традиционных таки отмеряют, наша знакомая, выходившая замуж в глухом селе на юге Ирана, говорила, что золотое украшение, надетое поверх головного убора, было тяжелым настолько, что она с трудом могла держать голову прямо). Но на некоторых гостях золото в большом количестве было таким массивным, что лично мне было бы любопытно его взвесить.
Фото знакомых я не выкладываю, так что тут без иллюстраций.
В следующий раз золото удивило меня по-крупному в бассейне.
Тут, наверное, надо сказать пару слов о бассейне.
Как вы понимаете, в Иране женщины и мужчины плавают по отдельности: либо в разных местах, либо в одном и том же месте, но в разное время. По идее, это разделение должно бы наталкивать дам на мысль, что бассейн - не самый оптимальный выход в свет с точки зрения демонстрации себя любимой.
Но это теоретически. В бассейне, куда меня возили наши родственницы, примерно половина женщин активно плавала, а вторая половина отдыхала на лежаках в томных позах, загаре из солярия, вечернем макияже и куче золота (и в резиновых шапочках, разумеется, потому что туда без них не пускали).
Золото на свадьбе, пусть и излишнее на мой вкус, вполне объяснимо. Но я не понимаю, как в мозгу зарождается идея надеть золотую цепь толщиной с мой указательный палец или десяток браслетов того же формата в бассейн. Мне кажется, такая удавка просто мешает. Ну, допустим, на дно не затянет, но все же. И что, любопытно мне, произойдет, если какая-нибудь фемина обронит существенную часть своего туалета на глубине? Всех выставят и спустят воду? Или же предоставят ей самой нырять до посинения?
В общем, у меня осталось по этому поводу много вопросов.
К чести моих родственниц (к которым я отношусь, по разным причинам, весьма неоднозначно) надо сказать, что они ехали в бассейн умытыми и еще на парковке сняли все побрякушки, чтобы не оставлять ничего ценного в шкафчике. Здравый смысл все-таки перевешивает тягу к обильному украшательству, которую в других ситуациях они реализуют в полной мере.
Фотографий из бассейна тем более не будет. Видя, с каким энтузиазмом я фотографирую всё и всех подряд, многочисленные родственники по очереди предупредили меня, что в бассейне этого делать не стоит, и не надо даже пытаться, если я не хочу огрести кучу неприятностей. А я, конечно же, не хочу.
Собственно, я не уверена, что в иранском обществе предусмотрены какие-либо специальные ситуации для ношения золота (почти всегда обильного и массивного).
Вот, к примеру, фото с базара:
Много раз я видела (и тут еще надо учитывать, что я вообще-то плохо вижу, а сколько всего я б рассмотрела, если бы не близорукость) кучу золотых браслетов на женщинах, которые, сидя прямо на тротуаре, продают, например, картошку или какой-нибудь дешевый хлам. Это такое… скажем, разрывающее шаблон сочетание.
Фото из
Масуле:
Та же женщина поближе. Обратите внимание, она сидит на картонках и вяжет своих уродливых копеечных кукол. Но в золоте:
А еще меня страшно удивляет понятие «детское золото».
Маленьким девочкам дарят и надевают золотые украшения с… Ну, фактически, с рождения (однажды мужу удалось убедить знакомого не покупать детское золото для новорожденной дочери их друга _здесь_, то есть в Украине; аргумент «и зачем ей это» долго не мог пробиться сквозь «у нас так принято»).
Причем, это не те украшения, которые пригодятся девочке в будущем, и не долгосрочная инвестиция (гораздо практичнее было бы дарить золотые монетки, которые в Иране являются ходовым товаром). Это специальные украшения соответствующего размера: мелкие гвоздики в уши, тонкие браслеты и цепочки. На взрослую женщину это все просто не налезет.
И девочки (наверняка не все, но некоторые), также как их родительницы, носят все это великолепие с чем угодно, когда и куда угодно.
Это тоже в Масуле:
Это в загородном музее:
И даже так: