Гилян - северо-западная провинция Ирана. Тянется вдоль Каспийского моря от
Мазандарана до Азербайджана.
Название «Гилян» дословно переводится как «край цветов».
Живут в Гиляне преимущественно гилянцы. У них, как и у мазандаранцев, есть свой язык - гилянский. Вообще это достаточно близкие языки, так что их носители частично понимают друг друга.
Гилянцы считаются еще менее религиозным народом, чем жители Мазандарана. Это мягко выражаясь. В современном фольклоре Гилян (и его центральный город Рашт) - это прямо таки иранское гнездо разврата. Логика примерно такая: раз в Раште (и окрестностях) женщины позволяют себе не слишком сильно закутываться и сидеть в мужском обществе, значит они еще много чего себе позволяют. В анекдотах мужская часть населения Гиляна представляется наивными дурачками и подкаблучниками, которые закрывают глаза на похождения своих жен, ну, а жены, соответственно, гулящими. Конечно же, ничего такого на самом деле нет (или есть, но ровно в той же степени, что и в других регионах Ирана). Просто, как мне объясняли раштовские знакомые, надо же припугнуть остальных иранок плохой репутацией, а то вдруг всем им захочется гилянской демократичности в семье.
Впрочем, у каждой медали есть две стороны. Работающих женщин в Гиляне значительно больше, чем в других регионах Ирана, а прирост населения - самый медленный.
***
Гилян - такой же сельскохозяйственный район, как и Мазадаран. Только промышленных предприятий здесь еще меньше, соответственно, и воздух чище, и вообще.
Кажется, здесь еще более зелено, чем в Мазандаране. Но это не тропическая зелень, а такая... родная, что ли. Местами на гилянских трассах возникало ощущение, что мы вернулись в Украину: какие-то лиственные деревья, бабушки в платочках (а не в чадрах) и с засученными рукавами, похожие дома.
Впрочем, пальмы тут тоже растут. Финиковые:
С финиками:
... которые здесь все равно не дозревают из-за высокой влажности и невысокой (как для фиников) температуры.
В Гиляне выращивают рис, оливки, табак, шелк и даже чай. Вот этот холм, например, весь в чае:
Самое загадочное в иранском чае - это его потребители. Для кого все это? Кто его покупает? Иранцы глушат чай чуть ли не десятками литров в день, но это преимущественно индийский чай. Точнее, бурда в пакетиках, которая продается под видом индийского чая. О том, что чай вообще-то выращивается и в Иране тоже, многие из них даже не знают.
И, если честно, я их понимаю. Черный гилянский чай - еще ничего. Терпкий такой, остренький. А вот зеленый... Я вообще очень люблю зеленый чай. И муж мой любит. Но на зеленый чай из города Рашт не хватает ни моей любви, ни мужниного патриотизма. Пачек десять мы добросовестно привезли в Киев, и уже года два они лежат почти все в целости и сохранности. Если вдруг кому-то захотелось иранского зеленого чая, вы уже знаете, куда обращаться.
В Гиляне не так много интересных исторических мест, как, допустим, в
Язде. Но их значительно больше, чем в Мазандаране. А иначе чего б мы туда ехали?
Из Гиляна происходят многие известные иранские актеры, режиссеры, писатели. Гилянцы берегут свои традиции, народную музыку, национальные костюмы и т.д. значительно лучше, чем многие другие иранские этносы. Гилянский язык тоже сохранился лучше, чем, допустим, мазандаранский. Жители Рашта не стесняются говорить на нем, это отличительный признак «своих».
В связи с этим я должна сказать вот что. Из Гиляна у меня очень много фотографий. ОЧЕНЬ. Как вы помните, краткость - это не про мои записи, а с отбором фотографий у меня большие проблемы: чужие еще туда-сюда, а к своим я совершенно не критична, все мне кажется важным и красивым. Так что если кому про музейные экспонаты и прочие исторические ценности не интересно, под кат в записи с тэгом «иранские путешествия» заглядывать не стоит.