Иранская провинция Мазандаран одним боком выходит к Каспийскому морю, а другим упирается в провинцию Тегеран.
Большую часть населения Мазандарана составляют мазандаранцы - один из иранских народов, говорящий на мазандарани (языке иранской группы). Впрочем, сейчас все они двуязычны, а мазандаранский язык, хоть и имеет древнюю письменную традицию, потихонечку хиреет, как и все остальные языки иранских национальных меньшинств.
Из Мазандарана происходит Реза Пехлеви, отец последнего иранского шаха и родоначальник последней шахской династии, свергший в 1925 году династию Каджаров и приложивший огромные усилия для объединения, модернизации и деисламизации своей страны.
В общем и целом мазандаранцы значительно менее консервативны и религиозны, чем население других регионов Ирана. Сравнительно. На форуме, где собираются поболтать «иранские жены» я однажды видела пораженно-возмущенное сообщение русскоязычной дамы: «Говорят, что на Севере Ирана мужчины и женщины на свадьбах танцуют в одном зале!». Если уж некоторых выходцев из бСССР до глубины души поражает такая ситуация, то вы представьте себе, каково бедным иранцам из менее "продвинутых" регионов. А, между тем, этот ужас-ужас действительно имеет место быть :)
Мазандаран - в основном сельскохозяйственный регион. Тут выращивают цитрусовые, рис...
... и всякие другие полезные вещи.
В интернетах пишут (да и сами иранцы говорят), что Мазандаран - район туристический. Мол, съездить на Север - это о! С учетом того, что большая часть территории Ирана - это примерно такая пустыня, как вокруг
Язда, иранцев можно понять. В Мазандаране благодаря высокой влажности круглый год буйно зелено, зимой относительно не холодно (к концу декабря созревают апельсины), а летом относительно не жарко (градусов 35, не больше). В общем, в горах с палаткой - самое оно.
Но как по мне...
Пляжного туризма, как в понимаете, в Иране не существует даже там, где он мог бы быть (и был когда-то). А с историческими достопримечательностями в Мазандаране не сложилось совершенно. Не то чтобы за всю его долгую историю (отсчет ведется с железного века, на территории Мазандарана находят артефакты возрастом 7 тыс. лет до н.э.) там никто ничего особенного не строил. Просто в такой влажности (с одной стороны море, с другой - высокие горы) с трудом сохраняются даже совершенно новые здания, а уж все старинное (и никому не нужное) зарастает и, благодаря зарастанию, разрушается скорее, чем города в джунглях на родине Маугли. Плюс плодородные прикаспийские земли - кусочек лакомый, а сопротивляющиеся очередным захватчикам людишки - весьма строптивы, из-за чего города в Мазандаране (в том числе его центр - город Сари) неоднократно разрушались до самого основания (по свидетельствам путешественников, после очередной войнушки в руинах городов невозможно было найти затененное место, чтобы спрятаться от солнца). Так что почти все исторические достопримечательности Мазандарана представляют собой невразумительную груду замшелых камней. Без путеводителя можно спокойно пройти мимо. По этому поводу мазандаранцы рассказывают анекдот: «У жителя Сари спросили: «Есть ли в вашем городе старинные здания?» - «Да, конечно, сейчас как раз строятся».
В общем, к услугам иранских и зарубежных туристов в Мазандаране имеется только природа активно ими загаживаемая во всех доступных местах.