Спасибо вам за советы по кинофильмам и экранизациям, благодаря которым получился возможный список для обсуждения с подростками. Пересмотрев несколько, решила начать с обсуждения «Двух капитанов».
Почему-то и роман Каверина, и фильмы по нему совершенно выпали у меня из памяти, хотя и сама любила книгу, и на моих детей, как я теперь понимаю, это произведение оказало влияние.
По крайней мере для дочки точно - она пошла преподавателем и сделала карьеру в школе в очень непростом районе в центре бывшего индустриального английского города. «Бороться и искать, найти и не сдаваться»- ее внутренний лозунг. Добивается того, что дети из трудных семей начинают хорошо учиться и получают шанс выйти в люди.
Пересмотрев «Два капитана»
и вспомнив, пришла к выводу - даже сейчас, в совершенно другую эпоху, содержание интересно, хотя бы с точки зрения взросления и становления характеров, особенно - того времени.
И немаловажный фактор - язык понятен билингвам (а это важно, поскольку продираться через архаизмы и устаревшие слова им гораздо сложнее, чем монолингвам)
Я попросила участников посмотреть фильм 1955-ого года (есть ещё один, шестисерийный) и подготовила несколько отрывков из книги, которые или сама зачитала, или попросила прочитать ребят. Им, кстати, не так легко читать, и это главная проблема билингв.
Ребятам в целом понравился фильм, особенно возможность проследить за тем, какими стали показанные в начале дети и как сложилась их судьба. Впечатлились достижениями главного героя Сани Григорьева - из детдома в летчики.
Спросила напрямую - «как вы думаете, устарело ли это произведение», они сказали, что нет, что интерес вызывает, хотя та часть, которую я прочитала (про план побега) не отозвалась.
А мне лично часть про дореволюционный Энск (на самом деле - Псков, родной город Каверина) показались очень любопытными с точки зрения истории. Как у Льва Толстого, там много персонажей, и в общих чертах можно разглядеть отношение людей к сменяющейся власти.
Рассказала им, что многие в то время могли соотнести свою жизнь с судьбой Сани, многие прошли через детдома и выбились в люди. Вот и у нашей знакомой девушки 25 лет, которая тоже участвовала в обсуждении, дедушка был детдомовским… А дедушка моего мужа во время войны летал на торпедоносце на севере, был подбит, полчаса провёл в ледяной воде, но его спасли, и он вернулся с фронта, а потом растил внуков, и даже я его встретила…
Послушала Каверина о том, кто послужил прообразом его героев -
https://m.youtube.com/watch?v=1HY3SDIEnB8 Писатель был удивлён, что его роман опубликовали и в детском, и взрослом журналах. А ведь действительно, и взрослым есть, что обсудить. У меня, например, появились вопросы относительно принципиальности героя- не довела ли его прямота до смерти Марью Васильевну? Нашла отклик в обсуждении аудиокниги
https://akniga.org/kaverin-veniamin-dva-kapitana-ozvuchil-ternovskiy-evgeniyв комментариях.
И ещё вопрос - почему же капитан затонувшей шхуны сам не проверил все снаряжение - я для себя вывела - «на брата надейся, а сам не плошай».
Ну и в завершение, порадовали некоторые детали биографии Каверина, например, - что он отказался участвовать в травле Пастернака.
В общем, достойная книга, по которой сделан хороший фильм (хотя качество изображения иногда страдает). Вроде бы фильм простимулировал интерес к роману, надеюсь, ребята прочитают или прослушают. По крайней мере они поддержали эту идею на словах.
Конечно, к экранизации классике мы обратимся, но немного позже.