Вновь следуя нечаянному рецепту смешивания в равных частях французской, бразильской и русской музыки - в этот раз чуть приправленному исландским пеплом - выходные получились следующие: Sylvain Luc с джазовой гитарой в пятницу вечером; французская группа, играющая бразильскую музыку в стиле шоро, в субботу; и концерт Сергея и Татьяны Никитиных, организованный нашим клубом, в воскресенье. Я, конечно же, в глубине души страшный домосед - и мне очень нравится, что все эти музыкальные приключения случаются сами собой. Все мои музыкальные интересы связаны с какими-то людьми, воспоминаниями, прежней жизнью в Сибири и с другой стороны океана - и со многими новыми для меня вещами я знакомлюсь опять же через друзей. Иногда мне даже кажется, что в первую очередь мне нравятся музыканты, а не музыка - их некартезианское восприятие мира расцвечивает мои научно-молекулярные будни другими красками. А музыка - способ общения и нахождения общего языка...
* * *
Я ничуть не удивляюсь, когда снова оказывается, что я даже и не подозревала о существовании очередного известного французского гитарного музыканта, на которого очередные мои друзья или друзья друзей стремятся попасть по приезду в Париж. Известие о том, что грядущие друзья друзей из Штатов очень хотят пойти на Sylvain Luc, меня сразу вдохновило - новая музыка! гитара! чья-то музыкальная мечта! Тем более что с новым парижским гостем я уже была знакома по бардовскому фестивалю в Пенсильвании в прошлом году. Билеты на концерт были куплены, правда, в итоге коварный исландский вулкан разрушил планы нашего путешественника. Хотя, конечно, я не сразу узнала, что это вулкан, приняв выражение "все накрылось исландским тазом..." за странное иносказание. На то, что со всеми рейсами происходит что-то не то, я обратила внимание только когда получила собщение, что Татьяня Никитина вынуждена ехать в Париж из Милана на машине. И когда через полчаса после этого обнаружила гигантскую очередь в офис "Air France", отправившись в FNAC за нашими билетами на концерт.
В итоге на концерт мы пошли с моими парижскими друзьями, которых пришлось звать в последний момент. Так что именно исландский вулкан косвенный виновник того, что еще один русский молекулярный биолог, мой старый приятель, гитарой интересующийся мало, оказался вдруг сразу на Sylvain Luc. Может быть, для первого впечатления это все-таки немного не то...
С Сильвэном играли замечательные братья-перкуссионисты из Ирана. Горбоносые красавцы, изобретающие ритмы на ходу, обставленные со всех сторон барабанчиками и барабанищами... А сам Сильвэн Люк выглядит вот так:
Click to view
* * *
На следующий день мы отправились в небольшой музыкальный бар на бульваре Монпарнас
Swan bar посмотреть на местных музыкантов, играющих бразильское шоро. Шоро - это тип бразильской музыки, ставший популярным в конце XIX - начале XX века. Семиструнная гитара, шестиструнная, бандолин, кавакиньо, флейта и пандейро... Это то, что было до самбы - европейские гармонии, нежно смешанные с африканскими ритмами на гулком пандейро. Но еще без тамборов, и чаще всего сугубо инструментальное. В шоро я погрузилась благодаря оппозиционерам из нашего гитарного оркестра в Сан Пауло, решившим мне продемонстировать популярную бразильскую инструментальную музыку в барном варианте. С этого, в общем, и началась моя любовь к музыкальным барам. Когда я думаю про уютное музыкальное место, где можно потолкаться среди друзей, я представляю себе именно атмосферу шоро.
Одну из старых мелодий шоро, "Tico-Tico no Fubá", знают все - благодаря Голливуду. Но написана она была именно как шоро... вот хорошенькие бразильские девушки в белых рубашечках играют это в церкви на тех инструментах, на которых и полагается:
Click to view
Хотя, конечно, в плане шоро лучше обратиться к моим любимым барам Сан Пауло и старым друзьям... В маленьком, но шумном баре "O do Borogodó", спрятанном возле стен кладбища на Кардеал Арковерде... люблю!!! другого не надо!!! скоро вернусь!!!:
Click to view
Ну или с духовыми инструментами... в Villagio-Café, которое ныне больше не существует:
Click to view
Ну или пусть даже на сцене, но играя славного Pixinguinha... все те же крепко мной любимые Zé Barbeiro (семиструнка), Alessandro Penezzi (гитара), Roberta Valente (пандейро):
Click to view
В Париже есть клуб любителей шоро, ребята репетируют в Доме Бразилии в Университетском городке по понедельникам... и в Swan bar играла группа имеено оттуда. Правда, состав был весьма офранцуженный - вместо семиструнки был вездесущий контрабас, а вместе с кавакиньо и флейтой солировал аккордеон. Представлять себе контрабас в руках у музыканта шоро в крохотном бразильском баре, где музыканты играют, сидя за столом, ужасно весело... но бразильский дух был выдержан. К концу концерта все перезнакомились, нас идентифицировали как бразильцев (все музыканты были французы, но некоторые говорили по-португальски), в зале оказалась еще одна бразилка из Рио, делающая тут кандидатскую по экономике в области медицинской диагностики... В общем, в ближайшее время быть нам на репитиции шоро. Мне - с пандейро в руках :)
* * *
Концерт Сергея и Татьяны Никитиных состоялся, несмотря на буйное поведение вулкана. Бруно его очень ждал - мой СД с Никитиными он давно заслушал до дыр, и теперь разбирает именно их песни с ребятами из нашего КСП. Я помню, какой это был шок - увидеть Никитина вблизи, когда мои бардовские друзья взяли меня с собой на фестиваль в Пенсильванию... До тех пор казалось, что эти люди существуют только на старых пластинках. Правда, удивительное дело - когда я стала об этом рассказывать окружающим, оказалось, что многие мои русские друзья моего возраста их не знают.
А тут мне представилась шикарная возможность самолично расставить триста стульев для их концерта (с некоторым трудом, но мне все-таки удалось проигнорировать "Я пришла сюда не за этим!" от еще одного члена оргкомитета, с независимым видом бродящей между рядами в предвкушения ожидания Их...). С улыбкой продавать билеты на входе. Сидеть тихонько в уголке под навесом, глядя на сцену. Ржать про себя, когда весь зал запел "И я хочу в Бразилию..." - а Бруно там далеко, в кабинке звукорежиссера. Потом снова все поехали на квартиру к нашей француженке из оргкомитета (как оказалось, потомку философа Шестова). Никитины, наш элегантнейший президент клуба Михаил Кинер, куча всякого народу - и мы с Бруно, и я тихонько перевожу ему разговоры по-португальски. Настолько тихонько, что посторонними Бруно как бразилец идентифицирован не был. Так Никитины и не узнают, почему милый мальчик, с которым они сидели рядом, просили передать хлеб и наливали имбирный сок, все время молчал.
А вот любимая Бруновская песня Никитиных - про Майдан:
Click to view