Когда в приезд моих русских друзей-музыкантов в Бразилию мы бегали по Сан Пауло и в первый раз в жизни спрашивали, где тут можно послушать босса-нову, все наши приятели страшно удивлялись. Терялись. Посмеивались. Самый осмысленный ответ мы получили от нашего соседа, оперного певца: "Езжайте в Париж, - задумчиво сказал он, - там все будет!"
Босса-новой Бразилия давным-давно переболела и, хотя ее и можно услышать где-нибудь посреди разноцветия MPB (бразильской популярной музыки) тут и сям, чистую боссу дают только в Рио в заведениях для туристов. Ее грустно кличут "самбой для иностранцев". Даже я после девяти лет проживания в Бразилии в интенсивной связи с музыкальной средой была неспособна напеть мелодию "Desafinado" до приезда моих русских друзей. Мои ощущения от музыки всегда связаны с местами и людьми, где и от которых это было услышано. Поэтому босса-нова для меня остается даже не "самбой для иностранцев", а "тем, что поет один мой сибирский друг"...
По всем этим причинам я твердо решила, когда окажусь в Париже, как-нибудь сходить на концерт боссы. Как бы стыдно не было признаваться в этом друзьям-бразильцам. Босса-нова стала частью моей программы в фестивале бразильской музыки, прошедшем недавно в "
Satellit-cafe". Я даже догадалась взять с собой русского друга Сашу, которого предыдущий поход на школу самбы в "Cabaret Sauvage" глубоко травмировал. Босса бразильскую музыку в глазах моего русского товарища несколько реабилитировала. Но мы с Бруно все же заскучали. Есть в этих мелодиях что-то уныло-пафосное, фальшиво-приторное... Я не вижу в них Бразилию. Хотя музыканты нам понравились. Пела Manu le Prince. Бруно даже пошел потом на сцену знакомиться с гитаристом, когда я подняла глаза, они уже обнимались и тараторили по-португальски. Наш новый знакомый Карлос живет в Европе уже 20 лет, в Бразилию уезжает каждый год на зиму. Играет тут джаз. Бруно привел Карлоса к нашему столику, и тот сразу выдал мне русский набор из "Спасибо!" и "Как дела?" Оказалось, что он полгода прожил на Сахалине в военном гарнизоне, давая уроки музыки тамошнему оркестру. Обменялись контактами. Жизнь...
B "Satellit-cafe" тоже, кстати, не кормят. Хотя зал там огромный, на несколько сотен человек, но столиков всего штук десять. Сама структура заведения предусматривает, что люди будут весь концерт голодные и на ногах. Хотя у них там исключительное красное сладкое пиво, уже не знаю с какой такой добавкой... Впрочем, хватит жаловаться. Далека я стала от бытовых проблем. "В парижских музыкальных барах плохо кормят..." Ладно, простим их. Тем более что на следующий день мы отправились в то же самое место на бразильскую певицу из штата Мараньян Flavia Bittencourt, приехавшую в Париж с новым CD.
В первой части ее музыканты играли шоро (гитара, флейта/бандолин и потрясающий перкуссионист), а потом Флавия вышла сама, начав с песни Домингиньоса "Lamento sertanejo". Настолько живая, настолько бразильская, и ритмы нордеста, и самба... Бар был переполнен, вокруг шепот по-португальски, мне удалось приютиться на полу у самой сцены, и это был лучший парижский вечер до сегодняшнего момента. А вот и она с той песней с открытия шоу:
Click to view
В ее исполнении мне даже лирические песни нравятся. Которые в целом с моей буйной натурой плохо сочетаются. Честное слово, я даже смахнула слезинку парy раз - вот здесь ("Retrato da vida"):
Click to view
Ну и самба "Ponto de fuga":
Click to view
В третий раз мы отправились сюда на бразильского бандолиниста Hamilton de Holanda, известного своими импровизациями, аранжировками и дополнительными двумя струнами на бандолине. В свое время он прожил в Париже год, а теперь бывает здесь наездами. На меня производит безумное впечатление, кроме его виртуозности, и его репертуар. Те песни, которые мы пели в спектаклях хора десятки раз, и которые звучат тут так по-другому, и так сладко перепевают воспоминания... Та же "Disparada" всегда будет для меня ощущением крепких рук вокруг, и тяжесть упругого каната, и извивающийся в центре Бумба-бой. Медлeнный поворот лицом к залу и поднятые маски. Что говорить об "Афросамбах", которые были совсем недавно... Ну вот его "Canto de Ossanha":
Click to view
После всего этого романсы Юлии Зиганшиной слушались все-таки как-то не так. Хотя мне все равно все нравится - как Бруно суетится перед концертом, помогая нашему Сереже со звуком, нравится сидеть на кассе у зала, нравится давать билетики и сдачу, знакомиться со зрителями, идти потом вместе с ребятами из оргкомитета и Зиганшиной к кому-то домой... Впрочем, слушать концерты всерьез я не успеваю и потому, что сижу у двери и отлавливаю опоздавших зрителей до самого конца. Ну вот Юлия:
Click to view
На посиделках после концерта мы и познакомились с загадочным
gop_stop, с которым ранее мы виртуально встретились в комментариях у
gvardei (и снова с днем рождения одного из моих любимых композиторов!). Это новое знакомство потом превратилось в прогулки по Парижу в два часа ночи и посещение вьетнамской забегаловки, где дают впечатляющий суп с вермишелью, ростками фасоли и сырым мясом (ну, для вегетарианцев всегда найдутся печеные яблоки или что-то в этом роде). Чудны пути ЖЖ...
Бруно увлекся музыкальными причудами Парижа настолько, что в один прекрасный день решил поиграть в метро. Правда, мама моя на краткий ответ "Где там сейчас Бруночка?" среагировала нервно. "Как ты могла, - написала она мне, - выдернуть человека из родной страны и отправить играть в метро? У тебя нет сердца!" Отправишь его. Бруно очень смеялся потом. В метро ему понравилось. Музыканты останавливаются поговорить, люди улыбаются бразильцу в красной рубашке... Когда жизнь от этого не зависит - что тут напряжного. Я и сама в следующий раз обязательно с ним схожу. Возьму свой пандейро. Будем частью парижского колорита. Не все же молекулярная биология...