о том, что музыка продолжается... (часть 1)

Apr 06, 2010 03:22


    В первые дни Бруно в Париже я испытывала легкие угрызения совести по поводу того, что его знакомство с местным музыкальным миром началось с русской авторской песни и балалайки. Мало того - следующим этапом грозили стать романсы, так как приглашенной нашего клуба на март была Юлия Зиганшина. И знакомство именно с романсами было неизбежным, так как я уже давно пообещала Бруно в качестве подмоги нашему бессменному ответственному за звук на концертах...

Правда, оказалось, что главные угрызения совести ждут меня впереди. Ведь теперь мне было с кем ходить на бразильскую музыку! Я уже бывала два раза на вечерах самбы с русскими и итальянскими друзьями, но на человека неподготовеленного самба производит впечатление неоднозначное. С кем же еще ходить в Париже на бразильские концерты, как не с бразильцем? Несмотря на то, что бедняжка только что прилетел сюда с родной земли? Под воображаемым внутренним укором я немедленно решила вывести Бруно и на цыганский джаз - для равновесия. В итоге музыкальная программа у нас получилась впечатляющая. И, конечно, мы повсюду брали с собой друзей, знакомых и всех желающих.   

  *     *     *

Первым музыкальным баром для Бруно стал "Le Piano Vache", o котором я недавно рассказывала и ставила видео трио Родолфе Раффалли, которое играет там цыганский джаз по понедельникам ( тут). В первый раз мы туда отправились в компании белорусских друзей, с которыми познакомились на курсах французского. Благо бар этот расположен стратегически, в 15 минутах ходьбы от нашей Эколь - идешь до Пантеона, ныряешь в переулочек Laplace, и готово! Это был первый вечер из многих последующих, в которые Бруно приходилось вслушиваться в русскую речь посреди франкоязычной суматохи вокруг. Вместе с ним я снова подивилась невиданной для Бразилии экзотике французских баров - во многих вечерних местах есть только выпивка, и никакой еды! В том же "Le Piano Vache" днем делают сэндвичи, но вечером оставляют только напитки. В любом бразильском местечке даже в два часа утра можно заказать сэндвич, картошку фри, кусок пиццы или что-то из salgadinhos ("соленостей") - сырные хлебцы, арабские киби или кошинья (не вегетарианцем будет сказано - обжаренное тесто в форме куриного бедрышка, с крепко приправленным раздерганным на волоконца мясом курицы внутри). В парижских же вечерних заведениях, не признающих себя ресторанами, обычно работает только бар с напитками. И даже орешков к пиву не дадут.

Теперь я точно знаю, что это не шутка и не насмешка над голодными иностранцами... просто другая реальность. Бруно спросил-таки у хозяев "Vache", в чем причина того, что именно вечером, под музыку и с наплывом народа, еду делать перестают. Уверяет, что ответом было - "хлопотно..." Но тут дело совсем не в "Vache". По такой схеме работают большинство баров. Зная об этом, я просто всегда ужинаю заранее, особенно если пребывание в баре предвидится часа на три-четыре. Впрочем, с "Vache" эта проблема решается просто - прямо перед ним на другой стороне улицы находится сэндвичный ларек сети "Subway", работающий допоздна. Проносить еду в бар не разрешают, но можно поесть до или выбраться в перерыве... Правда, объясняя бразильцу, что в баре еду не дают и приносить с собой тоже не разрешают, я не могла удержаться от смеха. Уж слишком недоуменное выражение возникает на лице у человека, привыкшего к сырным хлебцам в любое время!

Во второй раз наша компания оказалась еще более смешанной - с нами кроме моей русской подруги (из клуба авторской песни) оказались полячка (познакомились в университетском кафе) и итальянка (неприкаянный ученый, приехавший в нашу лабораторию на два месяца). Моя русская подруга прихватила с собой французского приятеля, но он мало того, что прекрасно говорил по-русски, но еще и оказался переводчиком художественной литературы с эстонского. Вот такой вот пестрый Париж для Бруно...

Ну и фото музыкантов и задорных плакатов на стенах "Le Piano Vache":




В плане познания цыганского джаза мы выбрались и в известное "Atelier Charonne", вместе с тремя бразильскими друзьями, приехавшими к нам из Лиона (эх, Бруно радость - поболтать по-португальски!). Правда, и тут, хотя формально место является рестораном, с едой в последнее время происходит что-то странное. Если не заказывать полное меню за 35 евро, а просто сидеть в баре на другом конце помещения, то даже бутерброда тебе не сделают. Мало того - нам отказались принести бутылку вина, сказав, что бутылки - только для тех, кто ужинает по-настоящему. Сидящим в баре напитки приносят только в бокалах. Подходить к сцене запрещают... В декабре они и бутерброды делали (с козьим сыром и медом), и сладкое давали (пирог с ревенем), и вино в бутылках приносили (можно было даже выбрать марку), и блюда можно было заказать вне полного меню (только вегетарианскую лазанью, без салата и сладкого),  и садиться у сцены разрешали, когда в зале пусто... Может быть, перемены связаны с началом туристического сезона. Но ощущение у меня такое, что ходить сюда я стану реже. В бразильских барах платишь музыкантам особый сбор, и уж тут денег не жалко. К французскому же насилию едой и "не едите - сидите в углу и без вина" я не так скоро еще привыкну.

*     *     *

Бруново знакомство с парижской бразильской музыкой началось с милого бразильского бара "Favela Chic". В этот раз мы пофотографировали запомнившийся мне с прошлого раза интерьер - в пестроте разноцветных кусков ткани и картонной коробке над входом и правда есть что-то фавельное (так называются постройки самых бедных слоев населения Бразилии, собранные из всякой всячины). Но, конечно, соответствующе безумному названию, с парижским шиком:




Один из владельцев этого заведения величает себя не иначе как "Gringo da Parada", что с натяжкой можно перевести как "свой в доску гринго". Вторая "Favela Chic" есть в Лондоне. Здесь дают еду с вполне бразильскими названиями - те же сырные хлебцы, ризоле из пальмито, фейжоаду... Но тут платишь за вход, поэтому дискриминация по признаку "ешь - не ешь" выражена меньше. Хотя посидеть за столом, если не берешь серьезное блюдо, все равно долго не дадут. Большая часть народа толпится на ногах у сцены.

Столы и скамейки:




А ходили мы в "Фавелу" послушать... хор. С тех пор, как я обнаружила, что здесь часто играют самбу и шоро, я стала регулярно следить за их программой. И вот - вот оно! Хор, поющий бразилькую музыку, с перкуссией (дербак и пандейро) и гитаристом! Я уже побывала и на репетициях хора классической музыки (уныло...), и в группе, репетирующей спектакль по Шарлю Азнавуру (репетиции раз в месяц на все выходные, участвуют 300-400 человек), и в хоре популярной французской музыки (ну почему там всем за 60?). И стала постепенно приходить к тому, что интересный хор, поющий французскую популярную музыку, встретить не так просто. А эти французы, залихватски орущие по-португальски и размахивающие руками в такт, сразу зацепили...




Так Бруно постигло еще одно парижское испытание - мы с ним поступили в хор, поющий бразильскую и цыганскую музыку. Сначала нам говорили приходить в сентябре, потому что уже конец сезона. Но, услышав наш португальский и посмотрев на видео нашего бразильского хора и ноты с аранжировками, наш дирижер переменила мнение. И мы стали частью группы. Бразильца там, конечно, ни одного не было. Хотя несколько человек по-португальски как-то говорят. Но некая латиноамериканская энергия в них присутствует - они улыбаются, легко знакомятся и окружили нас заботой с первых шагов... ура хору "Faitouch"!

Вот фрагмент их исполнения бразильской песенки "Você me abandonou" (которую мы ранее не знали). Не судите строго - зато как они улыбаются!

image Click to view


еда, Париж, Бруно, музыка, хор-Paris

Previous post Next post
Up