Пытаясь ухватить последние бразильские моменты за торчащие вихры, я неустанно посещаю мастер-классы по танцам живота - именно те и тех танцовщиц, которые мне всегда хотелось...
Когда еще можно будеть посидеть тесным кружком на кухне студии нежно любимой мной Жаде, слушая ее истории о том, как ее в очередной раз пригласили обсудить спорные моменты танца живота в популярном журнале?
Жаде, конечно, сказала, что смешно навсегда клеймить танцовщицу, если у нее где-то как-то показался кусочек нижнего белья - учитывая то, что в рекламе какого-нибудь маргарина нижнего белья показывают гораздо больше (журналистка попросила ее не употреблять слова "трусики", и Жаде от интервью отказалась. "Что за место, - сказала она, - где нельзя сказать слово "трусики"?! Я не хочу даже ступать в такое место!" И ушла).
Жаде повторяет, что танец не может быть вульгарным сам по себе - вульгарным может быть человек. Манерой ходить, разговаривать, танцевать... в импровизации ты показываешь то, что у тебя внутри. Желание "показаться" неизменно превращает ситуацию в нечто смешное.
Жаде закончила филологический факультет, писала рассказы, рисовала картины, занимала места на музыкальных фестивалях, в течение семи лет работала звуковым инженером в довольно известных проектах... но в последние десять лет она постепенно все больше стала посвящать себя танцу. Шоу в Европе, в Египте, переполненные мастер-классы, владение арабским...
При этом она частенько рассказывает что-нибудь из старой жизни. Но историям, начинающимся словами "когда я работала в аэрокомпании", поверить сложно.
Соседки по зданию частенько подбираются поближе к окнам, чтобы узнать, о чем говорят полуодетые женщины в этом подозрительном "вертепе". Жаде, конечно, не может удержаться... заметив очередную любопытную с верхнего этажа, она повышает голос и царственно восклицает "Так вот, крошки, идите сюда! Поговорим о сексе.."
Жаде тоже дает мне письмо в Париж - она только что вернулась оттуда с очередных шоу. Вот она:
Каждые две недели по воскресеньям я отправляюсь на курс интерпретации у
Айши. О вульгарности она говорит то же самое, улыбаясь и деликатно вращая кистями. В этот раз она рассказала две внушающие трепет истории - одну о танцовщице, которая на шоу пускала огонь изо рта, поджаривала сыр на палочке и раздавала его зрителям. И другую - о девушке, которая вошла на сцену с кувшином на голове... разбрасывала из него воду, а еще четыре танцевали за ее спиной с зонтиками.
Разговоры о границах между креативностью и вульгарным превращением в цирк интересно послушать о любом искусстве. Но в исполнении наших танцовщиц я этим просто заслушиваюсь. Есть в этом некая волшебная искорка... и способность Айши облекать вещи этого рода в слова меня неизменно удивляет.
К вопросу о том, что деликатность или вульгарность проявляются во всем... Как-то одна из девочек в группе начала разговор словами "Вот смотрите, вот мне одна танцовщица в чайной не нравится, потому что она..."
- Иди скорей сюда, - сказала Айша, - и шепни мне на ушко.
Девочка смутилась, но подошла и сказала ей тихонько. Больше разговоры о "такой-то, которая мне не того..." не подымались. Единственное место, где я наблюдала сцену подобного рода - здесь. О, какими внимательными становятся лица людей во многих и многих ситуациях, когда начинаются разговоры на тему "а вот он(а)..."! Ах, многому можно поучиться у танцовщиц живота...
И снова Айша: