В эту субботу я снова хотела отдаться ностальгическим прогулкам, добираясь из египетской чайной до дома пешком да неторопливыми автобусами. Но с раннего утра пошел дождь, небо стало серым, ветер порывистым и недобрым. Когда я вышла на улицу, ноги промокли сразу же. Как там насчет шкалы потребностей? Промокшие ноги сразу отодвинули ностальгию на второй план. В раздевалке "Шангрилы" мокрые и продрогшие девчонки переодевались и повязывали набедренные платки, пытаясь перевоплотиться в нечто танцевальное и воздушное. Но образ мокрой курицы все равно преобладал. Пусть даже и танцующей, но явно весьма приземленной...
Айша же даже в такую погоду появляется как будто из другого мира. Элегантная, с задумчивой улыбкой и в облаке жасминового аромата. Ее невозможно представить сушащей грязные носки у костра.
Хотя Айша и выросла в штате Минас Жерайс, проведя детство на фазендах, "Na verdade sou caipira!" ("На самом деле, я крестьянская простушка!") в ее устах все равно звучит загадочно.
Это Айша:
Айша с детства училась балету, потом ставила детско-юношеские спектакли. В один прекрасный день она решила вставить в спектакль танец одалисок, погрузилась в тайны танца живота и так там и осталась. Было это 16 лет назад... С тех пор она участвовала в самых разных шоу на телевидении (даже у Гугу... бедная Айша!), поездила танцовщицей по Европе и даже работала в Греции полгода. Она говорит по-английски, по-французски, по-арабски и по-гречески. Обожает Клода Монэ и Густава Климта. Относится к тем редким людям, которые дочитали "Сто лет одиночества" до конца. Регулярно подбирает на улице бездомных котят, приводит их в порядок, вакцинирует, кастрирует и ищет им новых хозяев.
Айша была моей первой преподавательницей. Помню, я все время забывала, что именно нужно делать, потому что на нее засматривалась. В первые месяцы я ходила просто потрясенная своими запасами неуклюжести... я не знаю, как у Айши хватало на нас интереса и терпения. В каждой женщине есть Женщина, даже если иногда в ее поисках приходится ковыряться с лупой. И у Айши безусловный дар приблизиться, увидеть и подтолкнуть. В одну из ее групп ходила заниматься вместе целая семья - мама, дочка-подросток и бабушка...
Рядом с Айшей сразу вспоминаешь, что танцы живота изначально имели ритуальное предназначение. Это что-то между тобой и музыкой. Еще один язык души. Шоу-бизнесная оболочка восточных танцев и открытые одежды на публичных шоу появилась только в середине ХХ века, под влиянием голливудских запросов. Иногда на уроках мы смотрим и анализируем черно-белые египетские фильмы начала прошлого века... как тогда все было по-другому! Впрочем, в Египте до сих пор танцовщицам по закону запрещено показывать обнаженный живот. Поэтому в египетских костюмах всегда присутствует микроскопическая сеточка...
У Айши в группе есть даже девочки из евангелистской церкви. Тихие, скромные, глядящие в пол, в танце они преображаются. И даже их пастору пришлось с этим смириться. На недавнем
празднике учениц Айши в "Шангриле" танцевали все, несмотря на возраст, вес и род занятий. А вот я раскопала фото с того дня - мы все и Айша в белом платье с красными цветами. Я в середине в первом ряду.
С Айшей все время случаются всякие приключения. В первый раз я о ней упомянула, когда
ее случайно уронили с мотоцикла. У нее множество самых разных друзей и знакомых, да и постоянная работа в разных шоу приносит все новые и новые истории.
Часто что-то смешное случается во время шоу на частных праздниках и днях рождения. Один раз Айшу пригласили станцевать на дне рождения одного старичка. Его дочь разбиралась в танцах, и попросила Айшу исполнить танец с канделябром. В этом танце канделябр с зажженными свечами крепится на голову на специальном обруче, и женщина танцует в темноте, в бликах огней. Но, так как это был день рождения, появление Айши под медленную драматичную музыку со всеми этими свечами на голове вызвало у публики совсем другие ассоциации. Кто-то захлопал в ладоши, и все запели бразильский аналог "Happy birthday to you". Cтаричок приблизился к Айше и стал задувать свечи. Она опустилась на колени, и он задул их все до одной. После этого оставалось только снять обруч с канделябром, включить свет и танцевать без свечей...
Айша с канделябром:
"Никогда не соглашайтесь танцевать на столе, это неэлегантно!" - предупреждает Айша. И тут же рассказывает, что один раз она все-таки на это решилась. Юбиляру исполнялось 90 лет, он сидел в инвалидном кресле... как тут откажешь?
И бесконечные истории человека, который танцует в ресторанах, часто на крохотном пространстве... Как шелковый платок во время танца попал в вентилятор, как один раз графину с вином на столе прилетело вращающейся позолоченной тростью, как в неожиданном месте оказалась ступенька, как две плиты, изображающие импровизированную сцену, спонтанно разъехались... По возможности, рассказывая, Айша сразу показывает, как можно выйти из такой ситуации "элегантно". "Если вы потеряли равновесие, используйте неравновесие для следующего движения!"
Вот Айша в веселом облике... а то иначе вы не сможете себе ее представить танцующей на столе:
Кроме всего прочего, Айша талантливый хореограф. На празднике "Супер-ночь в гареме" в театре Санто Агостиньо в прошлом году она чего только не придумала... Но самым привлекающим внимание оказались танцы с мечом, когда две танцовщицы защищали сундук с кладом от посягательства жуткого полуголого бандита в черном:
Ну и Айша в обычном облике - в данном случае, на
Июньском празднике, как раз в образе крестьянки-простушки:
Не могу устоять и не поставить здесь несколько любимых видео с Айшей. Ах, эти бразильские танцовщицы... Африканская энергия, смешанная с элегантностью балета - где еще такое может быть?
Вот Айша танцует в нашей чайной под мою любимую музыку "Каиро Такасим":
Click to view
И конечно, соло под перкуссию - от неторопливой мелодии к бешеным ритмам в финале:
Click to view
То самое шоу с двумя танцовщицами с мечами, защищаюшими клад от страшного дяди:
Click to view
И профессиональная запись с ДВД с того же самого шоу, танец Айши соло в театре. Хотя мне театральные записи меньше нравятся - они более сухие.
Click to view