Я часто заговариваю с незнакомцами. А как с ними не заговаривать? Я сама незнакомец, хлеще некуда. Этот стоял возле павильона Криативидаде Мемориала Латинской Америки.
- Да-да, вход здесь, через выход!
За полчаса неторопливой беседы перед началом "Летят журавли" (в Мемориале шла неделя советских фильмов, посвященных теме войны) узнала, что он адвокат, а также создатель ассоциации, занимающейся русско-бразильскими культурными проектами. Недавно в Москву привозил выставку бразильских пластических артистов (открытие сопровождалось бразильской музыкой - духовой оркестр играет Тима Майа!), теперь затеял целый год всякой всячины, включая представление в Мемориале коллекции крупнейшего частного собирателя Дали и Пикассо, который, оказывается, живет в Екатеринбурге. Я уж думала, стоит ли рассказывать!, не секрет ли!, но очень быстро нашла в гугле этого коллекционера по ключевым словам, и у него на сайте о поездке в Бразилию уже заявлено.
"Летят журавли" со мной ходили смотреть новоприобретенная русская подруга из центра изучения рака, где я прoхожу стажировку, и моя дентистка. Дентистка, правда, весь фильм вертелась, спрашивала, воевал ли мой отец, ржала в неподходящих местах и не врубалась, зачем девушка бежит по горящей лестнице (это же опасно!). Но и перевод на португальский оказался тот еще, во-первых, на язык Португалии, во-вторых, иногда сделанный как попало (ЗАГС перевели как... conservatório!). Мой новый друг адвокат принес с собой две коробки шоколадных трюфелей, и охотно угощал всех знакомых и незнакомых (впрочем, на сеансе было человек восемь). После фильма украдкой вытирал слезы. Одну коробку трюфелей дал мне с собой. Завтра - на том же месте, в тот же час!
Завтра я пришла простуженная (в институте жуткий кондиционер). Вечер начинался с лекции по-португальски о сталинградской битве. Были карты, фрагменты из указов, но при виде карт и цифр я уверенно засыпаю. Впрочем, народу было больше, чем на фильме, и публика задавала вопросы вроде "а что вы думаете об отношениях генерала такого-то и такого-то". В перерыве пришла еще одна русская девочка и принесла на пробу самодельный черный ржаной хлеб, буханку по ГОСТу 1939 года, буханку по 1985му. Ржаная мука, соль и закваска. Мои домашние бразильцы меня даже оборжали немного - вчера трюфели принесла, сегодня черный хлеб... что за кино-то такое? Фернанда вернулась после какого-то жуткого ретрита в горах, где они питались только топленым индийским маслом ги, а теперь ей можно только сухари и тушеные фрукты, причем сладкие и кислые раздельно. Так что разнообразием диеты наслаждаюсь в одиночку.