Возвращаться в места, которые любил, не легче, чем вернуться к человеку, который значил слишком много. Пять лет спустя. Осторожно пробуешь то, что любил делать раньше, проверяешь, на месте ли любимые морщинки, опасаешься новых привычек и правил.
Франция научила меня любить и ненавидеть одновременно. Раньше я была идеалистом. Там, где любишь - хорошо все. Нет!, о нет!, самые любимые черты и очертания могут сердить и расстраивать. Позавчера я была на прекрасном инструментальном джазовом концерте в культурном центре SESC Consulação - чудесный зал, обалденные музыканты (трио "Caixa Cubo" и два саксофониста, один из которых вполне легендарный Teco Cardoso!), точно тот репертуар, который мне нравится. Бесплатно (бразильцы довольно много инвестируют в свои культурные центры), в 800 метрах от метро. Метро - República. Это значит - снять сережки, выложить из сумки все не необходимое (банковская карточка, карандаш для глаз "Chanel", расческу...), вообще сумку не брала бы - но вдруг дождь и холод?
Идешь 800 метров, считая повороты, обходя лежащих на улице бездомных, деликатно не замечая проституток и странных типов, стоящих с отсутствующим видом. Нервный переход под мостом. В самом SESC - уют, прохлада, пандусы для колясочников, к бесплатному билету дают красиво отпечатанную програмку на весь месяц, бесплатный wifi, и даже кофе в буфете всего 2 реала. Звук безупречный, после концерта - беседа с музыкантами, ее ведет организаторша инструментальных программ SESC, влюбленная в свое дело. Идешь обратно - стемнело!, - теперь проституток значительно больше, освещения меньше, на улицах почти никого (понедельник, 9 вечера). Те люди, что были в культурном центре, явно приехали туда не на метро. Понимаешь, что сумку взяла зря. Очень хочу на следующие концерты этой программы!, прикидываю, что сумку и мобильник нужно оставлять дома, тогда в карманы джинс влезут и мелкие деньги, и карточка на метро. Сверху на пояс повязать кофту, чтобы в метро из карманов ничего не вытащили. Жить у Ракель - там ключ можно оставлять у охранника. И вообще не ходить туда пешком от метро República, а попробовать подъехать сбоку на автобусе по Consulação. Все возможно!, но необходимость обо всем об этом думать меня сердит. Ну не должно быть страшно гулять в центре города в 7-9 вечера. Это центр исторический, в тех районах, где жизнь кипит ночью всегда, гораздо проще. Но все равно не должно.
Вчера с бабочками в животе сходила на репетицию хора. Пошла не в свою старую группу, где пела восемь лет - они сейчас начинают начитывать музыку к новому спектаклю, две репетиции по три часа в неделю, слишком серьезно для безработной, которая не знает, что будет дальше - а в подготовительную oficina. Обожаю смотреть, как Эду работает с начинающими группами, да и там я могу помочь, точно буду успевать учить слова и никого не подведу, если уеду. Репетиция была в родном театре - том же, где шла большая часть наших спектаклей. Группа человек в тридцать, мальчиков половина. Растяжка, дыхание, знакомство - на раз-два-три-четыре топнуть, хлопок, щелчок, щелчок, имя того кто слева, свое имя, дальше по кругу, поменялись все местами. Узнала, почему надписи на партитурах делаются по-итальянски и что первые вокальные упражнения начинаются с "в", потому что этот согласный помогает вынести звук вперед. Дали подирижировать женской частью хора (три ноты и делай что хочешь, спиной ко мне - мальчик Витор делает то же самое с мужской частью хора). Разучили на два голоса куплет из песенки Луиза Гонзаги "Sabiá" (да знаете вы, "A todo mundo eu dou psiu (Psiu, Psiu, Psiu)..."
- А как вы думаете, почему, когда я попросил петь тише, стало получаться более стройно? Да потому, что, когда вы поете тише, вы слышите друг друга. Это очень важно и вообще самое важное умение, не только в хоре.
Эду тщательно занес мои данные в компьютер, покачал головой, что адреса и места работы больше нет. Репетиции раз в неделю, какая-то рутина налаживается.